• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Недешево и сердито

Реклама на dsnews.ua

$2,07 млрд Пинчук выручил за Укрсоцбанк больше, чем кто-либо из других украинских банкиров

Сделка по продаже Укрсоцбанка показала: деловую хватку Виктор Пинчук, несмотря на чрезмерное увлечение вечными ценностями, не потерял. Эта сделка — самое важное событие по критерию "успешность" в чемпионате олигархов.

Концерт мегазвезды мирового шоу-бизнеса Элтона Джона в рамках акции борьбы со СПИДом, тусовка политических грандов в Крыму, успехи фонда современного искусства Pinchuk Art Centre — все это подтвердило образ Пинчука как миллиардера, который хочет быть заметным не только в бизнесе. Правда, порой казалось, что еще чуть-чуть — и Пинчук переступит грань между осмысленной общественной деятельностью и показушным китчем, в который часто превращаются меценатские и благотворительные проекты круп- ного бизнеса.

На этом фоне Пинчук продемонстрировал деловую мега-успешность. 5 июля Bank Austria Creditanstalt AG, входящий в одну из крупнейших в Европе финансовую группу UniCredit, подписал соглашение о покупке около 95% акций при- надлежащего Пинчуку Укрсоцбанка. Транзакция должна быть завершена к концу года. Сумма соглашения побила все рекорды купли-продажи украинских банков. За приобретаемый пакет австро-итальянцы выложат $2,07 млрд при капитале банка 2,1 млрд грн. Получается, что 100% банка оценены в $2,2 млрд, то есть соотношение цены к капиталу составит 5,3. Это очень неплохой мультипликатор для столь крупного банка. "Аваль" и УкрСиббанк ушли иностранным инвесторам с коэффициентом 3,2 и 3,4 соответственно. А они занимают второе и третье места по величине активов (Укрсоцбанк — на четвертом). Помимо $2,07 млрд, еще $130 млн UniCredit Group отдаст продавцам перед закрытием сделки, выкупив акции допэмиссии. Вдобавок к этому экс-владелец заберет себе всю прибыль, полученную банком в 2007 г. Это тоже немало: в первом полугодии Укрсоцбанк заработал 160 млн грн. По итогам года он ожидает получить 350-400 млн грн. чистой прибыли.

Вкус выгодной операции особенно сладок для Пинчука на фоне прошлых неудач. Напомним, изначально на Укрсоцбанк имел виды другой итальянский банк — Banka Intesa. В 2006 г. он готов был выложить $1,2 млрд, но отложил сделку из-за слияния с банком Sanpaolo IMI, а также (и, пожалуй, прежде всего) из-за судебных атак миноритариев Укрсоцбанка. Миноритарии таким образом подталкивали Пинчука разрешить конфликт с группой "Приват" по поводу Никопольского завода ферросплавов. Пока стороны устраняли препятствия, мешающие сделке, аппетиты Пинчука постоянно росли и в конечном итоге достигли отметки $2 млрд. Такая цена оказалась не по карману Intesa Sanpaolo, и сделка сорвалась. Эксперты "ВД" не поспешили записать это в минус Пинчуку. Напротив, большинство из них срыв сделки с Intesa оценили положительным баллом (подробнее см. События II квартала, набравшие максимальное количес-тво баллов экспертов "ВД") — и оказались правы. Как показало время, миллиардер не только ничего не потерял, но и ощутимо выиграл.

Время для продажи он выбрал золотое. Выждал, пока раскупят все крупнейшие банки, выставлявшиеся на продажу. В первой десятке осталось только два "свободных" объекта для поглощения — банки "Надра" и "Финансы и Кредит". Но даже если сложить активы и региональную сеть этих двух финучреждений, они все равно не достигнут масштабов четвертого по величине банка Украины. А покупать небольшой банк, рассчитывая реструктуризировать его и "довести до ума" своими силами и деньгами, для заграничной финансовой группы нецелесообразно. Слишком уж много понадобится времени, усилий и средств. UniCredit Group убедилась в этом на собственном опыте: у группы уже есть небольшой розничный банк в Украине (УниКредит Банк), а также ХФБ Украина, специализирующийся на обслуживании корпоративных клиентов. Несмотря на масштабную рекламную кампанию, УниКредит Банку не удается соперничать с монстрами рынка. Поэтому иностранным инвесторам, жаждущим заполучить действительно системный, узнаваемый потребителями украинский банк, ничего не оставалось, как идти к Пинчуку и выкладывать сумму, граничащую с пределом разумного.

Интересно, что сам Виктор Пинчук не считает, что лишился главного бриллианта в короне. Свои медиа-активы (прежде всего телеканалы "Новый", ICTV, СТБ, М-1) он оценивает не меньше, а то и больше банковских. И расставаться с ними пока не собирается.

Реклама на dsnews.ua

У Пинчука остается еще один банк — "Кредит-Днепр". Сейчас он усердно наращивает капитал и консолидирует акции, чтобы упростить схему собственности. Это дало экспертам основания предполагать, что продажей Укрсоцбанка Пинчук не ограничится. Впрочем, для того, чтобы продать "Кредит-Днепр" по приемлемой цене, менеджерам Пинчука придется очень много поработать. Этот банк в июле размещался в четвертом десятке банковского рейтинга по активам, у него неразвитая сеть структурных подразделений. А мнения о банке тех, кто пытался стать его клиентом, если верить общедоступным банковским форумам, оставляют желать лучшего.

Расставшись с финансовыми активами, Пинчук не намерен сосредоточиваться только на трубном и колесном бизнесе. В будущем олигарх хотел бы уменьшить долю "индустриальных" объектов в своей собственности до 50% и ниже. Он уже активно интересуется девелоперскими проектами, гости- ницами, высокими технологиями и т.д. Разумеется, не оставит он и "гражданско-меценатской" деятельности, которая очень неплохо отражается на его имидже. В ближайших планах — открытие центра современного искусства в Киеве, молодежный YES — аналог Ялтинского саммита для молодежных европейских организаций — и другие проекты таких форматов. Сумма, вырученная за Укр-соцбанк, позволит ему широко развернуться во всех этих областях.

Первый — пошел

$1,67 млрд. cоставляет рыночная стоимость Ferrexpo, показало IPO на Лондонской бирже

"Я ПРОДАЛ 28% АКЦИЙ FERREXPO НЕ ТАК ДОРОГО, КАК ХОТЕЛОСЬ БЫ, НО СОХРАНИЛ ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОСТА ДЛЯ ОСТАВШИХСЯ 72% АКЦИЙ КОМПАНИИ"

Константин Жеваго, мажоритарный акционер Ferrexpo

"ЗАЧЕМ ПРИВЛЕКАТЬ МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ НА ФОНДОВОЙ БИРЖЕ, ЕСЛИ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ $2,5 МЛРД ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ И ПРИВЛЕЧЬ ЧЕРЕЗ БАНКОВСКИЕ ИНСТИТУТЫ ЕЩЕ МИЛЛИАРД? МЫ МОГЛИ БЫ ВЫВЕСТИ НА ВАРШАВСКУЮ БИРЖУ СВОЙ ПОЛЬСКИЙ АКТИВ, НО В ЭТОМ ПОКА МАЛО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ"

Александр Пилипенко, вице-президент консорциума "Индустриальная группа"

Тема проведения публичного размещения акций уже год как актуальна для украинских олигархов. С тех пор как Алишер Усманов предлагал слияние Ахметову, а затем — Гайдуку и Таруте, а Дмитрий Пумпянский — Пинчуку, украинцы задумались об истинной стоимости своих активов. А ее может показать только IPO. Планы о нем вынашивали и Ринат Ахметов, и Виктор Пинчук, и Петр Порошенко. Первый собирается провести IPO компании "Метинвест-Холдинг", которая сконцентрировала все рудно-металлургические активы олигарха и управляет ими. Второй — предложить западному рынку капитала свою жемчужину — трубно-колесный бизнес, объединенный в компанию "Трубинвест", а третий — автомобилестроительный завод ЛуАЗ. Но маститые бизнесмены решили не бежать впереди паровоза, а подойти к IPO c максимальной тщательностью. Готовиться-то к IPO они начали, но анонсировали его проведение преимущественно не ранее второго полугодия 2008 г.

Молодости же менее свойственна осторожность. Путь на западные биржи продолжил самый молодой украинский миллиардер — Константин Жеваго. Он не стал мелочиться и вывел свою компанию Ferrexpo сразу на основную площадку Лондонской фондовой биржи. Такого до сих пор не делали даже маститые российские олигархи. Из компаний всех стран СНГ на основной площадке Лондона представлена только казахстанская компания "Казахмыс". 15 июня на LSE начались торги акциями Ferrexpo, международным инвесторам продано 25% акций за $420 млн. Очевидно, что в молодом олигархе взыграли амбиции — ему наверняка льстит, что он стал первопроходцем на LSE. Между тем, ему бы стоило повременить. По мнению многих экспертов, Ferrexpo могла бы получить больше, если бы отложила IPO до конца 2007-го или I квартала 2008 г. Впрочем, результаты размещения IPO наблюдатели оценили как относительно успешные. И сам Жеваго доволен. Он считает, что нет смысла в гонке за максимальной ценой первичной продажи, куда важнее для компании завести долгосрочных партнеров, а для этого и дисконта не жалко. Оптимизм Жеваго легко понять — ведь все могло обернуться и хуже. Противники олигарха как раз накануне размещения довели до ушей инвесторов решения судов, свидетельствовавшие о спорности прав владения Ferrexpo AG контрольным пакетом акций Полтавского ГОКа. После чего прогнозируемая стоимость акций Ferrexpo упала. Эти действия приписывают компании VS Energy или так называемой "лужниковской группе" Александра Бабакова. Таким образом группа могла надавить на Жеваго, который как раз оспаривает в суде право собственности на 35% акций "Одессаоблэнерго". Этот пакет Жеваго купил у ФГИ еще в 1998 г., но в 2001 г. VS Energy добилась признания сделки недействительной. На повторный конкурс компанию Жеваго не допустили, и россияне заполучили пакет. Сейчас Жеваго в шаге от того, чтобы вновь вернуть себе "Одессаоблэнерго", потому-то Бабаков так и стремился подпортить результаты IPO.

Риск — благородное дело. Можем констатировать: IPO принесло позитив в основном для имиджа Жеваго. Успешность же цены размещения весьма спорна. Сам Жеваго оценивал капитализацию Ferrexpo более чем в $2 млрд, а если исходить из цены проданных на IPO акций, это только $1,67 млрд. Выходит — продешевил. Ахметов и Пинчук же, как показали события, наступили на горло своему тщеславию ради более весомой для них материи — денег. Ведь для их ФПГ IPO нужно прежде всего для того, чтоб показать пристающим с навязчивыми предложениями о слиянии российским олигархам, что их дешево не купить. И пока они не будут на 100% уверены, что IPO покажет большую цену их бизнеса, нежели готовы заплатить за нее россияне, они на IPO не пойдут. А тщеславие юного коллеги Жеваго наверняка воспринимают с улыбкой.

Газовое уравнение

660 млн грн. дополнительно заработает Фирташ во 2-м полугодии, повысив цены на газ только на 24 грн. за 1 тыс. кубометров 

"УКРГАЗ-ЭНЕРГО" ЖЕ ЯВНЫЙ МОНОПОЛИСТ, С НЕГО ШТАНЫ СНЯТЬ МАЛО"

Владимир Бойко, председатель правления ММК им. Ильича

"МЫ (АМКУ — ПРИМ. "ВД") САМЫМ ВНИМАТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ИЗУЧИЛИ СИТУАЦИЮ И УСТАНОВИЛИ,
ЧТО "УКРГАЗ-ЭНЕРГО" ИМЕЕТ ПРАВО ВЫСТАВЛЯТЬ СЧЕТ ЗА ХРАНЕНИЕ"

Алексей Костусев, председатель Антимонопольного комитета

О стабильности цен на газ в Украине сегодня уже напрочь забыли. Когда схема снабжения отечественных потребителей импортным газом видоизменилась (с начала 2006 г.) и на сцене возник монопольный импортер RosUkrEnergo — с его на то время загадочным совладельцем Дмитрием Фирташем — и фактически монопольный продавец — "УкрГаз-Энерго", много спорили о том, насколько часто монополисты будут менять цены. Власти тогда заверяли, что договорная цена фиксируется минимум на год, то есть повышений в течение года опасаться не стоит. Реальность же показала, что надо было готовиться к худшему. "УкрГаз-Энерго" в мае 2007 г. поставило промышленных потребителей перед фактом повышения цены. Не то чтоб очень сильно — всего на 24 грн. за 1 тыс. кубометров. Но для ФПГ, потребляющих большие объемы газа, это выливается в кругленькие итоговые суммы.

Парадокс, но подавляющее большинство промпотребителей без возражений подписали договоры по новой цене. Недовольных нашлось только двое — "Индустриальный союз Донбасса" Cергея Таруты и Виталия Гайдука и ММК им. Ильича Владимира Бойко. Следуя принципу: сказал "А", говори и "Б", — олигархи, единожды высказав недовольство, долго и упорно боролись с не устраивающими их условиями. Начали с того, что отказались подписывать договоры по новой цене. Параллельно ИСД обратился в АМКУ с просьбой определить правомерность действий "УкрГаз-Энерго", а Владимир Бойко пошел искать правды в суде. Но время шло, а без газа промышленникам никак не обойтись. ИСД, скрепя сердце, согласился на новые условия. Бойко продолжал упорствовать. Примечательно, что за потребителей вступился президент Ющенко. Он высказал обеспокоенность сложившейся ситуацией с ценами на газ ЗАО "УкрГаз-Энерго" для металлургических предприятий и попросил премьера страны Виктора Януковича лично вмешаться в ситуацию и обеспечить защиту национальных интересов в сфере снабжения природных газом украинских потребителей.

Янукович же, хоть и является главным лоббистом интересов промышленников, ничего не предпринял. Тем временем созрело решение Антимонопольного комитета. Оно гласило: "УкрГаз-Энерго" правомерно повысило цену на реализуемый металлургическим предприятиям и другим потребителям газ с 1 мая 2007 г., включив в нее собственные расходы на хранение газа в подземных хранилищах. Это стало циничной оплеухой для Бойко и его коллег, энтузиазм которых в поиске правды сильно поубавился. Фактически они проиграли эту войну. И дело не столько в произошедшем повышении цены, сколько в том, что создан прецедент. Теперь все знают, что УГЭ позволили повысить цену и никто не смог повлиять на монополиста. Даже несмотря на то, что и потребители, и лично президент весьма резко отзывались о поведении УГЭ. "Сейчас мы наблюдаем попытку со стороны "УкрГаз-Энерго", которое фактически контролирует операции по транспортировке и распределению природного газа, заработать на металлургах дополнительные средства путем увеличения цен на газ, мотивируя это расходами по его хранению в подземных хранилищах. Это противоречит условиям сотрудничества, которые были определены сторонами в начале года", — говорится в письме президента к премьер-министру.

Так что, кроме возросших текущих заработков, Дмитрий Фирташ получил практически полную свободу в дальнейшем повышении цен. А потребители — увеличение расходов и неопределенное ценовое будущее.

    Реклама на dsnews.ua