• USD 42.3
  • EUR 43.3
  • GBP 51.4
Спецпроекты

Кому голова "хлеб"?

Реклама на dsnews.ua

Новая-старая власть сегодня занялась поиском рецептов безоблачного существования ГАК "Хлеб Украина". Сегодня правительство констатирует, что компания не выполняет возложенные на нее функции государственного агента на рынке зерна. "До сегодняшнего дня не отработаны механизмы интервенционных закупок для снятия напряжения на внутреннем рынке, для обеспечения оптимального баланса спроса-предложения. Не определены роль и место компании. К сожалению, вынужден констатировать, нет четкого плана развития ГАК "Хлеб Украины", учитывая ее стратегическое значение", — заявил первый вице-премьер Анатолий Кинах. Г-н Кинах верит, что госкомпания способна возобновить свою деятельность в качестве мощного государственного агента на рынке зерна.

Дежавю
Что ж, идея создать на базе ГАК "Хлеб Украины" национального оператора совсем не плохая. Согласитесь, у государства должны быть эффективные цивилизованные рычаги влияния на рынок столь социально значимого продукта, как хлеб. Собственно, госкомпания и создавалась с этой целью. Но увы, в качестве серьезного игрока зернового рынка ГАК так и не состоялась.

Предприятия компании пережили многое. Были правопреемником всех грехов главков хлебопродуктов и комбикормов, получив в наследие огромные суммы долгов по кредитам, выданных под правительственные гарантии. Являлись государственным оператором по поставкам сельскому хозяйству топлива и удобрений в обмен на будущие урожаи, которые приходилось собирать в государственные закрома буквально по крупицам. Все это приводило лишь к увеличению долговой ямы, в которой оказался "Хлеб Украины".
Два с небольшим года назад, заметим, во времена премьерства Анатолия Кинаха, аграрный вице-премьер Леонид Козаченко начал санацию и финансовое оздоровление "Хлеба Украины". Для этого на базе компании планировалось создать две структуры — Национальную зерновую компанию, очищенную от долговых обязательств ГАК "Хлеб Украины", и Агентство по долгам АПК, которое должно было заняться реструктуризацией результатов убыточной деятельности госкомпании. По решению Кабмина вторая структура таки была создана, в ее ведение перешла львиная доля долгов "Хлеба". В итоге к началу 2004 г. ГАК "Хлеб Украины" фактически решила проблему большинства своих долговых обязательств. А руководство ГАК в 2004 г. в лице тогдашнего руководителя Виктора Бондаренко получило весьма неплохие хлебные карты для игры.

В этом же году, как и ожидалось, "Хлеб Украины" получил статус государственного агента по залоговым закупкам зерна. "Хлеб" отобрал 54 предприятия, которые и стали уполномоченными компании по закупкам. Если верить заявлениям компании образца "осень 2004", то она приобрела в целом 520 тыс. т зерна, преимущественно фуражного ячменя и пшеницы. А вот точной информации о том, куда потом это зерно подевалось, нет. Забрали ли его аграрии или эта продукция была продана, неизвестно. Последовало только заявление министра аграрной политики Александра Барановского о том, что на хранении у "Хлеба" находится примерно 160 тыс. т зерна и что Минагрополитики разрешило компании реализовывать зерно, приобретенное в прошлом году у аграриев (хотя 1 марта истек срок действия залоговых цен и срок действия права собственности аграриев на это зерно). Отсутствует также информация о том, насколько опыт работы в качестве оператора по залоговым закупкам оказался для госкомпании успешным. Судя по тому, что год предприятие закончило с убытками в 66 млн грн., — не очень.

Придя в правительство уже в качестве представителя новой власти, Анатолий Кинах взялся за старое, заявив, что "принято решение отработать комплексный план дальнейшего развития ГАК "Хлеб Украины". Этот план предусматривает санацию, финансовое оздоровление компании". После такого монолога Кинаха возникает ощущение дежавю.

Образцово-показательный пример
У нынешнего правительства, по сути, есть уникальный шанс наконец-то реализовать от начала и до конца проект с кодовым названием "национальный зерновой трейдер".

Другое дело, что прежде чем говорить о реструктуризации, финансовом оздоровлении предприятия, правительство должно ответить на один простой вопрос: каково предназначение ГАК "Хлеб Украины"? Помимо роли национального трейдера, компания может примерить на себя (после приватизации, конечно) шапку обычного торговца зерном. На базе ГАК можно создать страховой фонд зерна на случай стихийных бедствий и непредвиденных ситуаций. Можно отдать в аренду компании все государственные земли и превратить ее в производителя зерна.

Реклама на dsnews.ua

Так что когда государство определится со своей позицией, то, вне зависимости от смены людей в правительственных кабинетах, оно должно идти по выбранному пути. До сих пор компания была заложницей кулуарных интриг чиновников. Многие проекты, связанные с ГАКом, заканчивались, так фактически и не начавшись.

Нынешнее состояние компании — миллиардные долги, множество уголовных дел (уже возбужденных или тех, что только готовятся) — позволяет предположить, что превращение погрязшей в долгах структуры в финансово успешную компанию не окажется легким. Особенно принимая во внимание тот факт, что одна рука исполнительной власти стремится сделать хорошее дело и создать структуру, формирующую государственную политику на рынке зерна, а другая всячески способствует тому, чтобы компания ушла с молотка с последующим переходом под крыло личного бизнеса. Во всяком случае, так было до сих пор: все проекты развития и оздоровления ГАК в конечном итоге предполагали приватизацию компании и выкуп основных фондов тем человеком, который разрабатывал проект развития.

Пока чиновники борются с совестью и стремлением заработать, частные компании нашли схемы и потихонечку "растягивают" "Хлеб Украины". Многие дочерние предприятия госкомпании переданы в аренду, многие, будучи в госсобственности, де-факто уже давно не контролируются государством. Поэтому времени на раздумья относительно будущего "Хлеба" у правительства не много.

По большому счету, для "Хлеба" наиболее оптимален статус национального трейдера. Структура государственная — раз. Название обобщающе-подходящее — два. Опыт работы на рынке есть — три. Вопрос стопорится по банальной причине — финансовой. Слишком уж много долгов было у этой компании и слишком много есть сейчас. Но и здесь не все так безнадежно. Есть механизмы, которые бы позволили нивелировать эту проблему. К примеру, можно было бы "пожертвовать" несколькими дочерними предприятиями, чтобы на базе оставшихся создать того самого государственного оператора. А затем необходимо задействовать простой механизм привлечения финансов для работы компании на рынке. Возможно, достаточно будет небольшого бюджетного займа или частичной компенсации процентных ставок по банковским кредитам, привлекаемых компанией для проведения операций по покупке-продаже зерна. Можно воспользоваться опытом тех рентабельных предприятий, которые входят в состав ГАКа. При этом "Хлеб" не стоит баловать большими бюджетными ассигнованиями либо же предоставлением каких-либо преференций, потому что история закончится, так и не начавшись, а через какое-то время очередной чиновник будет рассказывать о том, что правительство решило разработать еще один план финансового оздоровления зернового монополиста. Это всего лишь варианты навскидку.

К сожалению, пока нет ощущения того, что Кабмин понял истинное значение словосочетания "национальный оператор" и готов приложить усилия для превращения "Хлеб Украины" в этого самого национального трейдера.

Почему-то кажется, что, как и раньше, 81 предприятие под общим брендом "Хлеб Украины" все считают хорошим куском пирога и стараются быстро, даже не пережевывая, проглотить. Контролировать элеваторы и хлеб, как показал опыт последних лет, — значит контролировать социальную обстановку в стране. А до тех пор, пока власти четко не увидят цель существования ГАК "Хлеб Украины", все старания будут напрасны. Компания будет находиться там же, где и сейчас — в долговой яме, дна которой не видно.
ГАК "Хлеб Украины" создана в 1996 г. Начиная с конца 1998 г., компания выступала посредником при поставках топлива и удобрений аграриям, вследствие чего "Хлеб Украины" задолжал большие суммы нефтяным и газовым компаниям. Долги компании по различным оценкам составляют 200 —1400 млн грн. В марте 2001 г. компания увеличила свой уставный фонд на 66% — до 1,38 млрд грн. Кредиторская задолженность по состоянию на 1 июня 2005 г. составляет 1115 млн грн., в том числе главного предприятия — 515 млн грн. Задолженность по кредитам банкам составляет 251 млн грн., из которых 219 приходится на главное предприятие компании. По оперативным данным, валовый убыток от реализации продукции "Хлеб Украины" в первом полугодии текущего года составил 13 млн грн., в том числе главного предприятия компании — 38 млн грн. 2004 г. "Хлеб Украины" закончил с убытком 66 млн грн. Кабмин утвердил финплан компании, предусматривающий чистую прибыль в размере 56 млн грн. по итогам 2005 г.

В настоящее время в состав ГАК "Хлеб Украины" входит 81 предприятие, в том числе 39 КХП, 32 элеватора, 10 хлебозаготовительных предприятий. Производственные мощности компании составляют по производству муки — 1464, крупы — 106, комбикорма — 1033 тыс. т/год. Зерновые емкости рассчитаны на 6226 тыс. т единовременного хранения, в том числе элеваторные емкости — 3763 тыс. т. В состав компании входят два портовых элеватора — Одесский портовый элеватор (общая емкость 100 тыс. т и способность по отгрузке на экспорт 1,5 млн т/год) и Николаевский портовый элеватор (емкость 69 тыс. т, пропускная способность по отгрузке зерна на экспорт 600 тыс. т/год).

В настоящее время 34 предприятия компании являются рентабельными, 26 могут быть рентабельными при предоставлении помощи, 21 предприятие оценивается как бесперспективное. В состоянии банкротства находятся 15 дочерних предприятий, большая часть из которых искусственно доведена до такого состояния путем привлечения кредитных ресурсов и оформления складских документов на зерно. Изношенность основных фондов предприятий составляет 80%.

    Реклама на dsnews.ua