Искусство выживать

Харьковчанин Афанасий Лунев на протяжении своей жизни собирал картины. Подлинники Васнецова, Брюллова, Кандинского, Малевича, Рембрандта, Сезанна, Пикассо, Матисса и других не менее известных художников из личной коллекции Лунева были переданы Пархомовскому историко-художественному музею. В итоге сельский музей получил собрание картин, которому могла бы позавидовать любая галерея. Однако участь его оказалась незавидной. Год назад помещение музея, якобы по ошибке, вместе с Пархомовским сахарным заводом купила частная фирма. Здание музея, особняк конца XVIII в., оценили всего в 26 тыс. грн. Местные власти так и не смогли внятно объяснить, как же это произошло, отметив лишь, что содержать старинный особняк и обеспечивать надлежащую охрану музейным ценностям сельскому бюджету не по карману.

За грани возможного

Из 470 музеев Украины только восемь имеют статус национальных и финансируются непосредственно из государственного бюджета, за их сохранность отвечает Министерство культуры и туризма. Все остальные — областного, городского, районного подчинения, их земли и помещения находятся в полном распоряжении местной власти. А денег в местных бюджетах, по единогласному мнению самих местных властей, катастрофически не хватает, потому музеи превратились в обузу, к тому же порой находящуюся на дорогой земле.

Этой зимой, на февральской сессии, депутаты Киевского областного совета забрали у Киевской областной администрации в свое подчинение все семь областных музеев. Согласно этому решению, теперь назначать и увольнять директоров музеев — право депутатского корпуса, а музеи приравниваются к коммунальным предприятиям. Руководству музеев пришлось переоформить устав и оплатить услуги частного нотариуса, которого им порекомендовали в облсовете, и отныне, по новому уставу, музеи — предприятия, которые должны приносить прибыль. Вот только пересчитать прибыльные музеи в Украине можно на пальцах одной руки. Существующее законодательство запрещает музеям заниматься коммерческой деятельностью ("ВД" об этом уже писала в №92, июль 2006 г.). Но если столичные музеи могут устраивать в своих помещениях тематические камерные вечера или, к примеру, зарабатывать на продаже буклетов, то музеи в провинции не могут позволить себе и этого. Чтобы заниматься подобной деятельностью, музей должен получить патент и за него ежемесячно выплачивать 170 грн.

"Мы являемся коммунальной собственностью территориальной общины, но не можем быть коммунальными предприятиями. По Закону "О музеях и музейном деле", музей — неприбыльная организация, — поясняет Иван Викован, директор музея-заповедника "Битва за Киев в 1943 г". (с. Новые Петровцы). — И депутаты это делают для того, чтобы потом сказать нам: у вас нет доходов, и мы отбираем у вас землю". С ним соглашается и Василий Романчишин, начальник Киевского областного управления культуры и туризма. По его словам, вполне возможно, что некоторые депутаты преследовали цель сделать музеи коммунальными предприятиями, а позже — ликвидировать их как предприятия-банкроты. Правда, в ходе длительных переговоров облсовета и администрации все же удалось решить проблему. Уже на июньской сессии музеи вернут в подчинение управления и восстановят их прежний статус. Правда, это не ограждает музеи от дальнейших попыток отобрать у них земли и помещения.

Заманчивые трофеи

Попытки захватить землю и помещения музеев бывали и раньше. На территориях музеев часто появляются развлекательные комплексы, коттеджи и гостиницы, и случай с музеем "Битва за Киев в 1943 г.", скорее, счастливое исключение из правил. "Местные власти пытались у нас отнять 4,5 га земли и отдать ее под строительство развлекательного центра. А это 4,5 га парка, деревья в котором посадили Герои Советского Союза! — рассказывает Иван Викован. — Я уже даже не помню, сколько судов мне пришлось пройти, чтобы отстоять землю". Обычно музеям очень трудно противостоять интересам бизнеса. В охранных зонах Чугуевского музея им. Репина уже через год появится пятиэтажный культурно-оздоровительный центр. Разрешение на строительство подписал главный архитектор Харьковской области.

"В этом году нам в два раза сократили финансирование. А в марте городские власти перевели наших сотрудников на 25% от ставки, люди начали увольняться, — сетует Ольга Исаева, директор Каневского исторического музея. — Мы обращались в управление культуры, но нам сказали: музей — коммунальная собственность, и что хотим, то и будем делать". Первый вице-мэр Канева Николай Москалец, объясняет это нехваткой средств в бюджете. "В первом квартале этого года на все четыре музея из бюджета города ушло только 59 тыс. грн., а надо как минимум вдвое больше, но где их взять? — вопрошает Николай Москалец. — Меценаты к нам не спешат. Сами музеи зарабатывать не умеют, они все мыслят категориями прошедшего времени, что им кто-то должен давать деньги! Что такое эффективный менеджмент, они и понятия не имеют". Спасти музеи Канева Николай Москалец предлагает следующим образом: объединить все четыре музея в один, собрав все экспонаты в одном помещении, и таким образом сэкономить на их содержании. Но, по словам Ольги Исаевой, в новом помещении им выделят только одну комнату, куда не поместится и треть экспонатов музея, территория же пока еще отдельных музеев, скорее всего, будет отдана под застройку — цена земли в окрестностях Каневского заповедника приближается к таковой в престижных районах возле Киева по Обуховской трассе.

В прошлом году Шевченковский национальный заповедник предложил забрать этот музей в качестве своего филиала. По словам Марьяна Пиняка, генерального директора Шевченковского национального заповедника, если объединить в заповедник еще три коммунальных музея Канева, туристам предоставляли бы более качественные экскурсии. Такой пример уже есть — Национальный историко-этнографический заповедник "Переяслав" объединил 28 музеев. "Если мы станем филиалом заповедника, то и финансировать нас будут из государственного бюджета, и таким образом городские власти смогут направить деньги, предусмотренные на поддержку музеев, на решение других проблем. — говорит Ольга Исаева. — Мы получили все разрешительные документы из Министерства культуры и туризма, осталось дело за местными властями, но они оттягивают рассмотрение вопроса, продолжая нас формально уничтожать". По ее мнению, власти продолжают упорствовать из-за здания музея, которое они решили продать под гостиничный комплекс, и поэтому попытки закрыть музей не прекращаются. Год назад Ольга Исаева получила из городского совета аналитическую справку, где говорилось, что от продажи помещения даже по $200 за 1 кв.м бюджет получит около 200 тыс. грн.

В пределах законного

По Закону "О музеях и музейном деле", если у музея забирают помещение, власти обязаны предоставить равноценное по площади и условиям. Но о том, как соблюдается законодательство, ярко свидетельствует опыт Музея истории Киева. Четыре года назад распоряжением премьер-министра Виктора Януковича (506-р. от 11.08.2003 г.) Кловский дворец (здание музея) был отдан Верховному Суду Украины, а экспонаты были временно перевезены в Украинский дом, где находятся и по сей день. "Нам обещают дать помещение к 2012 году, но что будет с экспонатами спустя такой срок? Все находится в контейнерах, и мы не имеем даже технической возможности для профилактической работы, — рассказывает Вера Павлова , старший научный сотрудник Музея истории Киева. — Мы существуем только на бумаге, нами никто всерьез не занимается".

Также данный закон оговаривает, что на территории, отведенной музею, запрещена любая деятельность, которая противоречит его функциональному назначению. "Но акты на землю выдают местные органы самоуправления, и далеко не на всю музейную землю такие акты есть, — рассказывает Вячеслав Кулинич, директор музея "Київська фортеця". — Потому большая часть территории музея, на которую нет земельных актов, сегодня активно раздается киевскими властями под застройку".

В прошлом году семь музеев, подчиненных Киевскому областному управлению культуры и туризма, получили средства для оформления актов на землю. "Мы на эти цели получили 40 тыс. грн. из областного бюджета и к январю подготовили все документы, — рассказывает Лидия Демченко, директор Яготинского государственного исторического музея. — Но теперь возникла сложность с переподчинением нас облсовету, ведь нас по-прежнему финансирует областное управление культуры и туризма". Василий Романчишин обещает, что данный вопрос решится после того, как депутаты внесут поправку в свое решение. "Сразу после этого мы сделаем все возможное, чтобы к концу года у всех музеев были акты на землю и другая необходимая документация, — говорит Василий Романчишин. — Но и музеи должны работать так, чтобы ни у кого не возникло сомнения, что они нужны людям. Вот если бы за музей "Битва за Киев" не вступилась общественность, землю бы отобрали. Ведь там вопрос был стоимостью в $10 млн".

Однако выжить коммунальным музеям будет сложно. Закон запрещает им заниматься коммерцией и самостоятельно устраивать в музейных помещениях рестораны или отели; региональных туристических программ, включающих в организованные экскурсии региональные музеи, тоже нет. Потому вопрос выживания музеев полностью ложится на плечи местных органов власти. У них же велик соблазн выручить от продажи курицы, переставшей нести яйца, кругленькую сумму — земля знай себе дорожает.

Сохранить музеи можно только двумя путями: либо передать их в государственную собственность (возложив бремя финансирования на государственный бюджет), либо законодательно закрепить за музеем неприкосновенность его территории. Вот только без принятия закона, позволяющего музеям вести коммерческую деятельность, данные шаги бессмысленны. Лишь получив право продавать сувениры, предоставлять полный набор услуг — от экскурсий до организации ночлега и досуга туристов — музеи смогли бы на деле доказать свою востребованность. Однако государство пока не желает давать музеям ни рыбу, ни удочку, оставляя их на попечение местных властей. А это неизбежный путь к сокращению музеев и появлению на их месте все тех же рекреационных центров. Вот только музейные коллекции для туристов тогда будут недоступны, их участь — пылиться в душных кладовых.