• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Полевые уроки английского

Реклама на dsnews.ua

За десять лет, прожитых в Украине, британец Терри Пиккард окружил себя крестьянками-колхозницами и красноармейцами. Картины в стиле соцреализма в рабочем кабинете, стойкий запах сигар и полное отсутствие официоза в одежде — это лишь внешние отличия от стереотипного образа британца. Сам бизнесмен говорит, что и на жизнь смотрит глазами местного жителя, а от Англии осталось только прозвище: Терри-терьер. "Его мне дали друзья за здоровое упрямство в делах, — говорит Терри Пиккард. — Они долго удивлялись тому, что я рискую вкладывать деньги в украинскую недвижимость. А я считал, что все делаю правильно, ведь в середине 1990-х квартиры в Киеве стоили очень дешево и еще не были капиталом. Понимая, что так долго не продлится, я решил сделать на этом бизнес".

С этого момента первоначальные планы — найти в Украине партнеров в сфере машиностроения — были забыты. "В тот период с законами в Украине было туговато, и единственный закон, который действительно работал, — это закон о приватизации квар- тир, — вспоминает он, — наши украинские партнеры помогали приватизировать квартиры, а мы их покупали".

Г-н Пиккард считает, что развивая бизнес в чужой стране, нужно адаптироваться к ее условиям, а не роптать на отличия. Этот прагматичный подход очень помог ему с организацией дела в Украине.

От прагматики до романтики

Выбор Украины в качестве места работы у Терри Санделла, нынешнего директора Британского Совета в Украине, лишен подобного прагматизма, но овеян романтикой: школьная экскурсия в Киев пробудила в нем интерес к нашей стране. В университете он увлекся изучением украинской истории и, возглавив после перестройки Британский Совет в Москве, периодически наведывался в Украину по личной инициативе. И когда ему поступило предложение возглавить эту структуру в Киеве, с радостью согласился, воспринимая это назначение закономерным продолжением той детской, почти сказочной поездки. "За это время Украина сильно изменилась, и ее жители стали более открытыми в общении с иностранцами. Ведь, несмотря на все заявления о международной дружбе, в Советском Союзе всегда существовала латентная ксенофобия. А сегодня мне кажется, что к иностранцам отношение в Украине даже лучше, чем к местным жителям", — говорит Терри Санделл.

В отличие от своего соотечественника, г-н Санделл не пытался изменить своим британским привычкам. Напротив, на этом он зарабатывает, ведь возглавляемый им Британский Совет — это центр пропаганды британской культуры и ценностей в Украине.

Зато для Стюарта Маккензи, генерального директора компании Pulse, наша страна стала местом, где собственный бизнес получил дополнительное развитие. Киев привлек 24-летнего шотландца дружественной атмосферой, сродни родному Эдинбургу. Выбирая между Киевом и Москвой как местами ведения бизнеса, г-н Маккензи выбрал украинскую столицу именно из-за атмосферы, так как бизнес-интересы свидетельствовали в пользу России.

Реклама на dsnews.ua

Впрочем, открывающиеся возможности поразили его и в Украине. "Я чувствовал себя первооткрывателем, наверняка схожие ощущения были у покорителей Дикого Запада, — говорит Стюарт Маккензи. — Но, в отличие от Америки, здесь все базировалось еще и на богатейшей истории и культуре".

Сегодняшняя Pulse выросла из торговой компании, ввозившей продукты из Европы (к слову, случайная встреча с Александром Баленко, основателем сети "Фуршет", сыграла немаловажную роль): многие товары оказались диковинкой, и бизнесмены, занявшись их промоушеном, увидели, что мерчендайзинг и продвижение продукции в Украине — "непаханное поле". Заказы на проведение промо-кампаний стали сыпаться как из рога изобилия, нормативная база в торговле ужесточилась, и будущее Pulse определилось: компания преобразовалась в агентство с полным спектром маркетинговых и рекламных услуг и прочно закрепилась в свободной тогда нише.

Украина today

Все истории бизнеса британцев в Украине имеют общие черты. Знакомство с нашей страной происходило у подданных королевы Елизаветы под "крышей" реализации международных программ помощи постсоветским государствам. Тогда же они обнаруживали, что на зарождающемся украинском рынке есть масса незанятых ниш, на которых иностранцу будет куда проще вести дела — у украинских бизнесменов попросту не было опыта в сферах рекламы, маркетинга или торговли недвижимостью. Генеральный директор компании Whites International Public Relations Мартин Нанн вспоминает, насколько ударил по развитию бизнеса в Украине кризис 1998 года: многие иностранцы тогда начали покидать нашу страну, и высокие должности в иностранных компаниях стали занимать молодые украинцы, что в итоге привело к росту коррупции. "Типичный пример того времени: у одного из таких молодых руководителей маркетингового отдела на следующий день после увольнения появилась шикарная машина, — вспоминает Мартин Нанн. — Оказалось, что он, сговорившись с представителями СМИ, взял себе 5% от гонорара".

Данный пример г-н Нанн приводит как яркое, но исключение — британцы хоть и считают коррупцию помехой в ведении бизнеса, но не склонны преувеличивать ее размеры. По их словам, восприятие Украины в Великобритании намного хуже того, как обстоят дела на самом деле. В лучшем случае, сегодняшняя Украина — это "белое пятно" для британского обывателя. "Чтобы избавиться от искривленного образа страны, необходимо информировать о ней, — полагает Терри Санделл. — Это должны быть совместные усилия правительства, бизнеса и гражданского общества. К промо-кампании необходимо привлекать знаменитостей, тогда это будет иметь отдачу. И в плане интереса иностранцев к Украине, и в росте бизнес-инвестиций, и в параметрах увеличения экспорта". Британские бизнесмены сетуют, что Украина упустила реальный шанс привлечь к себе иностранный бизнес: после оранжевой революции интерес к стране значительно вырос, но, не будучи подкрепленным информированием о последующих событиях в стране, он постепенно пошел на спад.

В своих советах Терри Пиккард ссылается на Европейскую бизнес-ассоциацию, которая регулярно издает сборник, посвященный препятствиям для инвестиций в нашу страну. "Я не могу сказать, почему эти барьеры не убираются, но, наверное, причины на то есть, — говорит Терри Пиккард. — Еще много чиновников старой закалки, возможно, палки в колеса инвесторам ставятся по их вине".

Еще одна проблема, тормозящая приход британского бизнеса в Украину, — рынок земли с мораторием на приватизацию. Для занимающегося покупкой недвижимости бизнесмена — это серьезное препятствие, а для Украины — потеря потенциальных преимуществ, которые могла бы давать земля, стань она товаром. По подсчетам Терри Пиккарда, продуктивность труда на земле в Украине составляет лишь 20% от британского при несравненно лучшем качестве почв. Потому постоянное продление моратория на покупку/продажу земли вызывает у него недоумение.

Однако Стюарт Маккензи уверен, что позитивные законодательные изменения налицо, и их диктует сам бизнес. Во всяком случае, он не боится реинвестировать в Украине свой капитал: "В Украине за счет этого можно получить больше прибыли, чем где-либо еще, а риски есть всюду".

По мнению британцев, работающих в Украине, желающему начать здесь собственный бизнес обязательно нужно проконсультироваться с профессионалами — людьми, которые непосредственно заняты в избранной сфере деятельности. "Ключ к успеху — правильно заданные им вопросы, — говорит Терри Пиккард. — При этом ни в коем случае нельзя руководствоваться принятыми у себя на родине стандартами: в другой стране некоторые вопросы им и на ум бы не пришли, а здесь от них напрямую зависит успех бизнеса. Вот, например: "если я куплю здание, буду ли я владеть землей, на которой оно стоит?"

"Сейчас с этим намного легче — появилось много профессиональных консультантов, которые могут помочь. Когда мы начинали, ничего подобного не было, — говорит Стюарт Маккензи. — С другой стороны, ценовая планка вхождения на рынок, по сравнению с 1990-ми гг., повысилась. Но все равно она все еще ниже, чем в других европейских странах". Он уверен, что неудачи иностранных бизнесменов в Украине в большей мере связаны с их собственными просчетами и недоработками, а не с неблагоприятной ситуацией в стране: просто с помощью такой причины проще оправдывать свои ошибки.

На вопрос, посоветовали бы они своим друзьям заниматься бизнесом в Украине, британцы неизменно отвечают позитивно. И, как кажется, вполне искренне. "Ежедневно я зову своих друзей приехать, полагая, что Украина сегодня — одна из самых привлекательных стран мира, — говорит Терри Санделл. — Киев и другие украинские города очень интересны как исторически, так и экономически".

"Рынок коммерческой недвижимости в Украине растет колоссальными темпами, и я заявляю об этом на различных европейских выставках, — рассказывает Терри Пик- кард. — Украина — это последняя инвестиционная возможность в Европе. И потому даже если коррупция не искоренится и нормативная база не претерпит серьезных усовершенствований, иностранные инвесторы все равно не оставят ее без внимания". А Терри Санделл, в свою очередь, пишет об Украине книгу. Она, по его мнению, поможет изменить отношение британцев к нашей стране и откроет им ее истинный потенциал. Уверен в перспективах и Стюарт Маккензи: еще есть множество направлений, нуждающихся в развитии, а потенциал страны велик. Еще он с улыбкой связывает приезд иностранных бизнесменов с развитием в стране гольфа: "Вот увидите, появятся поля для гольфа — потянутся и британцы!"

>>БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

МАРТИН НАНН: "Иностранцы сами охотно используют коррупцию в Украине"

Генеральный директор компании Whites International Public Relations Мартин Нанн со смехом вспоминает о рекомендациях британского правительства перед приездом в Украину: в Днепре не плавать, грибы не есть — это радиоактивно и опасно для здоровья. Но в первый же уик-энд друзья пригласили его на пикник на берег Днепра, а на накрытом столе были грибы. Тогда он впервые пренебрег рекомендациями родного правительства и с тех пор о них не вспоминал. Стереотипами в отношении Украины и особенностями британского бизнеса тут Мартин Нанн поделился с "ВД".

>>Как вы оказались в Украине?

— Приехал в 1992 году в рамках образовательной программы USAID для представителей правительства. Планировалось, что проведу в Украине 18 месяцев, а остался до сегодняшнего дня. Моя работа здесь начиналась с одного лэптопа и квартиры, арендованной под офис. Через полгода в штате было уже 70 человек, мы проводили три теле- и радиопередачи в неделю, издавали две газеты — для депутатов и для студентов, с нашим участием был проведен первый в Украине пресс-клуб. В украинской прессе за полгода появилось 600 статей на тему рыночной экономики: тогда еще не существовало понятия "джинса", и за публикации никто не просил денег. А с точки зрения маркетинга, Украина вообще была раем, никто раньше этим не занимался, и любые идеи воспринимались как новинка.

>>С какими проблемами приходилось сталкиваться?

— Проблем не было, были недоразумения, порой анекдотичные. Как-то к нам пришли люди с предложением сделать "крышу", но в результате все мирно разрешилось. Бывало, приходишь в 9 утра на бизнес-встречу, а тебе предлагают выпить коньяку, меня это шокировало. Но сейчас такого уже не встретишь — бизнес и развлечения стали четко разделять.

>>Неужели вы настолько оптимистично оцениваете украинскую действительность?

— Разумеется, нет. Увы, несмотря на то что люди в Украине стали больше зарабатывать, на качество жизни это не повлияло. Я наблюдаю, как финансовое положение становится более важным, чем сама личность, а деньги для многих превратились в идол. При встрече могут спросить: сколько стоят твои часы? Если говоришь, что купил за $25 долларов в супермаркете, на тебя смотрят уже совсем по-другому. Безусловно, сегодняшняя ситуация — это часть процесса развития, и я надеюсь, что общество эту фазу перерастет.

>>Как вы оцениваете сегодняшний уровень коррупции в Украине?

— Один представитель Европейской бизнес-ассоциации на подобный вопрос ответил: хуже, чем во Франции, но лучше, чем в Италии. Проблема Украины — во всеобъемлемости коррупции, здесь заработать пытаются на всех уровнях. И это уже социальная проблема. Восстановить баланс в обществе можно, но над этим нужно серьезно работать. И должен признаться, что многие иностранцы отнюдь не являются примером того, как нужно себя вести — они охотно используют коррупцию, чтобы достичь собственных целей.

>>Насколько приемлемы сегодняшние условия в Украине для инвесторов?

— Инвестиции — это не только финансы. Это знак того, хотят ли бизнесмены ассоциировать свой бизнес с этой страной, не вредит ли это их имиджу, безопасно ли им отправлять туда своих топов. Во внимание берется множество факторов, и если, например, есть какие-либо трудности в Украине, бизнесмен уйдет в соседнюю Польшу, где таких препятствий нет.

Для потенциальных инвесторов главное — стабильность, равные условия для ведения бизнеса. Они готовы простить даже недостатки нормативной базы, лишь бы законом как таковым руководствовались, чтобы можно было пойти в суд и добиться справедливости по закону, а не за взятку. И законом должна руководствоваться вся вертикаль: от председателя парламента до мелкого чиновника на местах. Только тогда инвесторы будут чувствовать себя в стране комфортно.

Беседу вела Ярослава Наумова

    Реклама на dsnews.ua