ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД НЕ ЗА ГОРАМИ
"Идея заняться изготовлением ледяных фигур возникла во время просмотра одного из кинофильмов, — вспоминает Андрей Козлов. — По сюжету, герой фильма, олигарх, устроил помпезное празднование дня рождения. Так вот, основным украшением стола была ледяная фигура. Выглядело шикарно, меня просто зацепило". Зацепило, похоже, серьезно. Ибо в скором времени г-н Козлов решил заняться производством холодных статуй.
На тот момент предприниматель небезуспешно торил ниву оформления праздников. Потому и запуск нового сервиса показался ему делом вполне реальным. Для пущей же уверенности решено было опросить клиентов. Результаты еще более вдохновили бизнесмена: "Люди осознали, что изысканная еда — это лишь часть празднества. Для того чтобы полностью прочувствовать событие, следует уделить внимание и оформлению интерьера. Воздушные шары, цветы и, как вершина айсберга, — ледяные фигуры". Но на поверку оказалось, что, несмотря на имеющийся опыт в сфере event-бизнеса, освоение нового направления — дело нелегкое.
"Мы не первопроходцы в этой сфере. До нас фигуры изо льда не раз выполнялись на заказ скульпторами-одиночками. Но вот только бизнесом такую деятельность нельзя назвать — уж больно стихийный характер она носила. Творческие люди далеки от продаж", — говорит Андрей Козлов.
В принципе, сотворить ледяное чудо может любой скульптор, умеющий обращаться, например, с гипсом или глиной. Основная загвоздка лишь в том, что работать со льдом приходится, находясь непосредственно в морозильной камере, т.е. при температуре -2...-5oC по восемь часов. Поэтому, кроме таланта и желания заработать, скульптор должен обладать морозоустойчивостью.
Вполне можно согласиться с предпринимателем — к будущим ледорубам предъявляется минимум требований. Собственно, поиск мастера много времени не занял, его без труда отыскали среди выпускников киевской Художественной академии. Для создания первых изделий предпринимателю также требовалась форма из металла для заморозки воды. Железный куб был заказан и изготовлен на одном из киевских заводов. В качестве помещения для заморозки арендовали камеру на территории одного из хладокомбинатов.
Заказы начали поступать практически сразу, дело пошло. Но ручная работа не предполагала большего объема производства. На изготовление даже самой простой фигуры уходило не менее трех дней, а заказы поступали как обычно — с уточнением "нужно на вчера". Ни о какой оперативности речи и не шло. Это абсолютно не устраивало бизнесмена, влюбившегося в холодное искусство. Поэтому г-н Козлов решил поинтересоваться, а как же решают проблему "ускорения" его иностранные коллеги.
Несколько часов поиска в интернете — и ответ найден! Одна австралийская компания предлагала приобрести силиконовые формы, позволяющие отливать ледяные фигуры. Используя формы, процесс творения можно сократить до 24 часов. Кроме того, появлялась возможность открыть масштабный проект — при помощи форм можно переходить на поток.
Австралийцы просили за свое изделие $1100. И тут у украинского предпринимателя очередной инсайт: почему бы не изготовить эти формы самостоятельно? Размышления г-на Козлова были просты: ведь можно же будет зарабатывать и на продаже силиконовых форм, а не только ледяных статуй. Дело оставалось за малым — научиться работать с силиконом.
С этим каверзным вопросом Андрей Козлов обратился к производителю силикона. Последний, желая завладеть постоянным клиентом, поделился с ним тайной производства форм. "Рождение" формы оказалось процессом длительным и трудоемким. "Изготовление силиконовых форм — не секрет. Но и овладеть данным умением, как по мановению волшебной палочки, тоже не получится, — комментирует г-н Козлов. — Надо покупать силикон, стоимость которого составляет примерно $200 за пятилитровую банку, ездить к производителям, чтобы те обучили. А это все — время, деньги. Но по своему опыту могу сказать, что результат того стоит". Если делать форму вручную, то себестоимость одной составит порядка $800. Какая-никакая, а экономия.
Кроме хитростей изготовления форм, предпринимателю пришлось осваивать и другие тонкости. Например, еще одной весомой составляющей, которая влияет на конечный вид изделия, оказалась… вода, которую будут замораживать. К примеру, лед, изготовленный из родниковой воды, — белый, почти непрозрачный, а из озерной — светлый, чистый. Также важна температура заморозки — она придает оттенок. Чтобы освоить эту премудрость, предпринимателю пришлось провести немало часов в морозильной камере.
Определяя стоимость своих работ, бизнесмен руководствуется сложностью работы и… настроением. "Если у нас есть свободное время, свободные руки, — цена одна. Если изготовление фигуры потребует от нас хоть каких-то дополнительных усилий, — это сразу же увеличит цену", — рассказывает он. А все потому, что не душат "Мадженту", компанию Александра Козлова, конкуренты. Посему компания диктует цены, как ей заблагорассудится. Такое фривольное поведение фирмы особо на спросе не сказывается: "Нужна фигура — это к нам, а нет — значит, нет". Бизнес — ничего личного.
В среднем цена одного изделия высотой до метра составляет $800, если оно сделано вручную. Гонорар ледоруба — порядка $400, плюс аренда холодильной камеры. Если фигура отлита в силиконовой форме, то цена будет такой же. Связано это с тем, что предпринимателю приходится "отбивать" средства, истраченные на изготовление силиконовой формы. Формы могут использоваться огромное количество раз. Сейчас у Александра Козлова шесть форм, до конца мая он планирует увеличить их количество до 15.
Кстати, компания приняла решение направить финансовые вложения не только на изготовлении форм, а и на покупку холодильного оборудования. Логично, если учесть, что аренда холодильного оборудования обходится куда дороже, чем изготовление форм. Требуется две камеры: одна — для заморозки и вторая — для хранения готовой фигуры. И ту, и другую можно арендовать на холодильных комбинатах. "Сначала мы так и поступали. Снимали камеры на фабриках по производству мороженого и обожглись. Практически все предприятия данного типа — режимные. Попасть на них, к примеру, в выходные — невозможно. Если на фабрике выполняют ответственный заказ, внутрь тоже не зайдешь. Было у нас много инцидентов. Например, праздник у клиента в воскресенье, да еще и летом, а фигуру приходится забирать только в пятницу вечером", — вспоминает Андрей Козлов. — Что, ее дома в холодильнике хранить сутки?!" Когда заказы начали срываться один за одним, ледорубы поняли: без собственной камеры не обойтись. Увы, в этом направлении пока продвинуться не удалось — нет необходимой суммы. Камера для заморозки на одну фигуру стоит около EUR10 тыс., для хранения — порядка EUR2-3 тыс. А еще потребуется машина-рефрижератор для перевозки фигур. Ее покупка обойдется не менее $20 тыс. В то же время аренда "холодильника на колесах" обходится порядка $30-40 в час.
Раскручивать данный бизнес, как показал личный опыт предпринимателя, надо в первую очередь в местах возможного сбыта, т. е. ресторанах и банкетных залах, в которых и проводятся всевозможные праздники. Именно в них наиболее часто и "прописываются" готовые изделия.
"Приходя в банкетный зал, заказчик успевает высказать лишь несколько пожеланий, ну, а конкретикой занимается уже администратор. Именно он может "нашептать", что для праздника есть нечто, а это нечто делают там-то и там-то. Одним словом, если вы не закажете "это", считайте, что ваш праздник не удался", — смеется Андрей Козлов. Ну, а чтобы администраторы делились заветным адресочком с потенциальным клиентом, их нужно заинтересовать. Подарки и процент от заказа делают свое дело…
Заказывают ледяные творения в основном для различных презентаций. И, что любопытно, чаще всего инициаторами заказа выступают женщины, на которых, как утверждает Александр Козлов, ледяные фигуры действуют просто завораживающе.
Что ж, тогда можно понять, почему бизнесмен стремится вывести на рынок бюджетные ледяные фигуры и наладить производство посуды изо льда. Представьте картину: выпив за здоровье юбиляра, гости дружно разбивают ледяные рюмки об пол. Потом под ногами мокровато, зато изначально феерично. Андрей Козлов искренне верит в свое замерзшее детище, полагая, что двукратное увеличение продаж за год предопределяет светлое будущее и теплое отношение клиентов к мастерам заморозки и ледорубства. Возможно, предприниматель прав, и его ледяное Эльдорадо — не за горами.