АНФАС
Дмитрий Клим, некогда практикующий врач, шесть лет назад открыл собственное кадровое агентство "Экшн Групп". Медицину и рекрутинг, по его словам, объединяют внимание к мельчайшим деталям и необходимость постановки точного диагноза. Бизнес начинался в 2001 г. с финансового нуля и трех человек в штате. Сегодня в компании работают 15 человек, ее оборот ежегодно увеличивается на 50%, среди клиентов — более 100 компаний, в том числе ведущих в своих отраслях.
Дмитрий Клим — одессит. Вероятно, это накладывает свой отпечаток и на его харак- тер, и на карьеру. На пути от хирурга до рекрутера он успел поработать барменом на корабле, в фармацевтическом бизнесе, бизнес-тренером по продажам. А перед тем как создать собственное агентство, и вовсе несколько месяцев бездельничал, собираясь с мыслями и готовясь к следующему карьерному шагу. Все карьерные перемещения объясняет следующим образом: "Меня всегда "вела" цель быть профессионалом, быть лучшим. И, наверное, это стремление осталось до сих пор".
Дмитрий считает себя амбициозным человеком. "Я никогда не торгуюсь с жизнью, беру от нее все, что хочу, готов за это платить и даже переплачивать, — рассказывает о своих жизненных принципах Дмитрий Клим. — На заре своего бизнеса я приезжал на работу в 6.30, потому что хотел добиться результата. Я без проблем могу сделать это и сейчас — с меня корона не свалится". Именно в таком подходе он и видит основную причину своего сегодняшнего успеха. Вставать как можно раньше, садиться за компьютер и, вместо того чтобы играть в пасьянс, усердно работать… Никаких специальных секретов — все предельно просто.
Помимо работы, Дмитрий Клим увлекается подводной охотой, бальными танцами, тюнингом автомобилей и лично ухаживает за обитателями аквариума, стоящего в его рабочем кабинете. Точнее, это просто рабочее место, а не привычный директорский кабинет: и без того небольшое пространство заполнено стеллажами с анкетами клиентов.
В медицину он пришел вполне осознанно, поработав перед поступлением в институт санитаром в больнице. Но когда в 1992 г., после окончания вуза, заработок от двух работ составил лишь $24, романтики поубавилось.
Поэтому в 1994-м Дмитрий Клим сменил белый халат на работу бармена на корабле — исключительно из экономического интереса. И тут в жизнь экс-хирурга вмешался случай: от друзей он узнал, что фармацевтическая компания "Яманучи" ищет регионального представителя на юге Украины. Дмитрий отправился на собеседование в Москву и без особого труда получил эту должность.
Первые проблемы, с которыми он столкнулся на новом поприще, были достаточно банальными. "Вы бы видели мою табличку в Word, когда я составлял первый отчет: вертикальные линии — восклицательными знаками, горизонтальные — тире", — с улыбкой вспоминает он. — К тому же пришлось "дружить" с цифрами". Сложнее было перестроиться психологически. К доктору пациенты приходят за помощью, он пребывает для них в исключительном статусе. Став торговым представителем, в роли просителя уже оказываешься сам. Однако адаптироваться Дмитрию удалось быстро: "Мне всегда нравилось работать с людьми, и в роли продавца я почувствовал себя комфортно, вероятно, ввиду особенностей характера".
Продвижение по карьерной лестнице было успешным. Перспективного сотрудника стали приглашать в другие компании. Дмитрий говорит, что его принцип: "Если тебя приглашают на собеседование, обязательно сходи — отказаться всегда успеешь". Уже как опытному региональному представителю ему предложили поработать бизнес-тренером по продажам. "Это был интересный опыт, но я понял, что это не мое".
Он стал и объектом для охоты хедхантеров. С одним из них, Эриком Лихтенбелтом, он даже подружился, хотя и ответил отказом на его предложение возглавить киевское отделение рекрутинговой компании. Сегодня он вспоминает, что идея попробовать себя в рекрутинге показалось ему интересной и тогда, но карьера шла в гору, и никаких предпосылок для резкой смены сферы деятельности не существовало. Они появились гораздо позже.
Карьерный рост в представительствах фармацевтических компаний имел и обратную сторону медали. "Чем выше продвигаешься, тем больше нужно лавировать, улавливать внутренние течения, подыгрывать начальству, — просто приносить компании прибыль уже мало", — сетует он. Последней каплей стала работа главой представительства в компании "Органон". Ее руководство психологически вошло на "его территорию", и в течение года у Дмитрия сформировалось сильнейшее отвращение к работе в любых представительствах. Трудовой договор не продлили, и Дмитрий ушел, по сути, в никуда. Он не знал, чем будет заниматься, но уже знал, чем не будет. У него была огромная внутренняя агрессия по отношению к работодателям, поэтому он даже сходил на пару собеседований, чтобы выместить на них свою злость.
Именно в тот непростой период он вспомнил о рекрутинге. "Все начиналось почти в шутку. Я хотел заработать денег и совершенно случайно узнал, что в одну из компаний требуется маркетинг-менеджер. Я нашел среди своих знакомых людей, подходящих на эту вакансию, представил заказчику резюме, и мой кандидат был принят на работу". За этот гонорар был куплен компьютер, снят офис. Так, по сути, и родилась компания "Экшн Групп".
Вслед за первым успехом был непростой период становления, с клиентами было не густо. Сегодня Дмитрий вспоминает, что так смело ринулся в новый для себя бизнес, поскольку мало представлял, что такое рекрутинг, и потому не боялся. А потом работа затянула.
"Когда меняешь сферу деятельности и приходишь в уже сформировавшийся коллектив, рядом с тобой есть люди, на фоне которых ты можешь выглядеть блекло. В моем случае рядом не было никого, и потому повода для комплексов не возникало. А по мере развития приобретался и профессионализм", — анализирует Дмитрий Клим свои первые шаги.
Сегодня он уже знает себе цену и относит себя к наиболее профессиональным рекрутерам страны, хотя и признает, что продолжает работать над собой. Он уже не зависит от начальства, но, как и на предыдущем месте работы, остается продавцом. Правда, товар у него уже совсем иной — правильное бизнес-решение. "Мне нравится быть продавцом до сих пор, — это, наверное, лучшее, что я умею делать в этой жизни", — то ли в шутку, то ли всерьез заявляет он.