Когда Синод был высшим органом церковно-административной власти Российской империи, были учреждены наградные кресты для священнослужителей. В 1820 г. появились утвержденные еще указом Павла I кабинетные кресты, выдававшиеся из Кабинета Его Императорского Величества, с государственной символикой и инкрустированные драгоценными камнями. Особенностью этих крестов была их уникальность — изделия не могли повторяться. Выдавались сии знаки отличия не только священнослужителям, но и мирянам — за заслуги перед отечеством. Так, Александр I даровал кабинетный крест графу Шереметьеву за участие в строительстве Странноприимного дома в Москве.
Сегодня состоятельные миряне могут самостоятельно даровать себе подобные знаки отличия. Для этого необязательно совершать благие поступки, просто необходимо иметь энную сумму в кошельке. Ведь нынешние кабинетные кресты стоят дорого. Создает их единственная в Украине столичная компания "Благовещенские мастерские", на счету которой — изготовление фамильных (кабинетных) крестов, икон и панагий — небольших икон с изображением Богоматери.
"По образованию я физик-ядерщик, хотя всю жизнь работал с металлом. В свое время руководил заводской лабораторией на заводе "Большевик", затем в системе АН, трудился в Институте проблем литья АН УССР, где занимался штамповыми сталями. В начале 1990-х вместе с единомышленниками мы открыли фирму, специализирующуюся на изготовлении церковных колоколов, — вспоминает Валентин Словин, основатель и директор компании "Благовещенские мастерские", — на тот момент это было неизведанное, но перспективное направление. По всей стране восстанавливались и строились храмы, и такая продукция, как колокола, была очень востребована. Но заказывали колокола эпизодически, как правило, к Рождеству или к Пасхе, поэтому мы стали развивать еще одно направление — производство церковной утвари. Апогеем моей работы в колокололитейном деле стали разработанные принципиально новые модели колоколов для звонницы Свято-Михайловского Златоверхого монастыря. Должен отметить, что некоторые заводы до сих пор льют колокола по моим моделям. Тем не менее у каждого человека в жизни наступает момент, когда накапливается слишком много энергии, после чего происходит разряд. Именно так произошло и со мной, в какой-то момент я осознал, что необходимо что-то менять в своей трудовой деятельности".
Результатом переосмысления стала появившаяся в 2002 г. компания "Благовещенские мастерские". Создавалась она при храме Благовещенья Божьей Матери, откуда и пошло ее название. Однако вскоре стало понятно, что сотрудничество с церковой общиной не совсем удобно, и Валентин покинул этот кров. "Раньше я часто удивлялся, почему при церквях так мало мастерских, но после того как поработал при церкви, все стало понятно, — говорит Валентин. — Батюшки часто забывают, что они духовные наставники, и постоянно хотят всем руководить, а ведь они совершенно ничего не смыслят в коммерции, бизнесе, производстве, где зачастую одна допущенная ошибка может разрушить все ранее наработанное".
Создавая компанию, основную ставку Валентин изначально сделал на производство предметов церковного назначения. Немалую роль в выборе рода деятельности сыграл и тот факт, что последние годы Валентин работал с церковной утварью и знал, что пользуется спросом, а что нет, и чего на рынке не хватает. Так, потенциальные покупатели не раз говорили Валентину, что хотели бы приобрести нечто необычное, такое, чего бы ни у кого не было. При этом стоимость изделия клиентов особо не интересовала. Так и родилась идея заняться фамильными крестами. Создавая первые свои кресты, Валентин попутно решил исследовать рынок и выяснить, производит ли кто-либо подобные изделия. Оказалось, что иконописцы-то в Украине есть, а вот фамильные кресты не делает никто.
Специалисты из "Благовещенских мастерских" используют ювелирные технологии и методы, но не ювелирные материалы. Кресты создаются из латуни, меди, мельхиора, с использованием элементов художественного литья. Изделия покрывают золотом, серебром, иногда наносят черненое серебро и инкрустируют синтетическими и полудрагоценными камнями, стразами Swarovski.
Еще одна изюминка фамильных крестов от "Благовещенских мастерских" — необычная центральная вставка, сделанная из ростовской финифти (название эмали, происходит от греческого "фингитис", что означает светлый, блестящий камень). Для сравнения отметим, что вставки из финифти в своих изделиях использовал Фаберже. В России финифтевые вставки можно встретить в орденах Андрея Первозванного, Князя Владимира. При создании вставки из финифти за основу берется медная пластинка определенной формы, например креста, на которую наносится эмаль. При этом роспись делается по горячей эмали, и каждый цвет наносится отдельно. Соответственно, процесс этот длительный и трудоемкий.
Родилась идея украшать кресты финифтью случайно. Будучи сотрудником компании по созданию колоколов, Валентин в служебных целях посетил Ростов-на-Дону, где и побывал на фабрике финифти. Его сразу же заинтересовало, как в Ростове могло появиться подобное производство, ведь в мире существует всего несколько городов, где кладут подобную превосходную горячую эмаль — Лион во Франции и Венеция в Италии. Как оказалось, в свое время Екатерина Великая выписала из Венеции эмальера, но за неподобающее поведение с женским полом тот был сослан в Ростов без права выезда. Где, согласно легенде, и поделился своими знаниями и мастерством с местными мужиками, которые не только переняли умение иностранца, но и сохранили его. Тем не менее ростовская финифть существенно отличается от венецианской или французской — она не такая яркая.
Работать в "Благовещенских мастерских" предпочитают напрямую с мастерами из Ростова. Ибо лучше, чем они, подобную эмаль на просторах бывшего Союза не сделает никто. Ведь качество и эксклюзивность продукции в "Благовещенских мастерских" — превыше всего. Стоимость вставки из финифти обходится заказчику как минимум в $100, в эту сумму входит цена эмали и работа. Единственный недостаток финифти — ломкость, она боится ударов, но ни выцветание, ни истирание ей не грозит. Соответственно, в целях безопасности кресты от "Благовещенских мастерских" продаются под стеклом, в рамках-киотах.
Внешний вид у фамильных крестов от "Благовещенских мастерских" не совсем привычный, они чем-то напоминают картину: под стеклом на бархатной подкладке лежит фамильный крест. Ключевой его элемент — финифтевая вставка. Они могут отличаться как по форме, так и по стилю, в котором выполнено изображение. При этом как вставка, так и сам крест создаются исключительно в единичном варианте. Идеи мастера черпают не только из разнообразной литературы, им их также подсказывает матушка-природа. "У нас есть художник, который возвращается с прогулки с неимоверным количеством идей, — говорит Валентин Словин. — Ведь тот же кленовый листочек может вдохновить творческого человека на создание нескольких орнаментов. Мы часто бываем на тех же православных выставках в Москве, откуда привозим много литературы, так сказать, в помощь естественному вдохновению".
Сегодня с Валентином работает порядка десяти человек. И что интересно — его сотрудники рассеяны по всей территории Украины. Связано подобное рассредоточение с тем, что найти в Киеве специалистов, которые могли бы выполнить весь спектр необходимых работ, нереально. Так, два специалиста, занимающиеся выпиливанием узоров по латуни, живут в Чернигове. Мастеров-гальваников, отвечающих за нанесение на изделия покрытия, удалось отыскать одного в Киеве, второго в Харькове. Также есть в компании дизайнеры и иконописец. Общаться с работодателем иногородним "крестотворителям" помогают современные средства коммуникации и курьеры. Эскизы согласовываются по электронной почте, а неоконченные кресты передаются поездами или рейсовыми автобусами. Соединяет же воедино все элементы будущего фамильного креста непосредственно Валентин. При этом офиса как такового у компании нет.
На начальном этапе, когда компания работала под эгидой церкви, мастерская располагалась на ее территории, но батюшка был против того, чтобы по церковной земле ходили посторонние люди. "Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Раньше мы не могли принимать клиентов, поскольку дислоцировались на территории церкви, а сейчас я не вижу необходимости в наличии офиса. С покупателями мы привыкли общаться вживую, непосредственно на выставках, — рассказывает Валентин. — А так, если они приходят в офис, то, во-первых, отвлекают мастера от работы, поскольку он должен уделить внимание клиенту, ну а во-вторых, это еще обусловлено тем, что мы практически не работаем под заказ. То есть потенциальный покупатель приходит на выставку, смотрит наши работы, и если они ему нравятся — покупает, нет — значит, нет. Я полагаю, что под заказ работают компании, у которых плохо реализуется товар, наша же продукция и так хорошо продается, поэтому смысла работать под заказ мы не видим".
В подтверждение правильности выбранного пути общения с клиентами говорит и тот факт, что в течение одной выставки Валентин продает порядка пятнадцати работ. Был и свой рекорд. На ювелирной выставке в Запорожье реализовали 40 из 45 привезенных работ. Соответственно, необходимости в создании магазина тоже нет.
Тем не менее "Благовещенские мастерские" все же пробовали работать под индивидуальный заказ, но ничего хорошего из этой затеи не вышло. Прежде всего потому, что у клиента — свое видение будущего изделия, а у мастеров — свое. Более того, крест, созданный под конкретный заказ, стоит значительно дороже. Ведь для создания конкретного заказа прерывается рабочий процесс, и компания бросает все силы на одну работу.
Также есть работы, за которые Валентин никогда не возьмется. Это создание икон с изображением заказчиков, а вот именные иконы, на которых изображены небесные покровители клиентов, сделать могут. "У нас был клиент, попросивший создать именную икону для его семьи, — вспоминает Валентин, — мы заказали в Ростове изображения святых, нам их прислали, и мы разместили их в общем киоте. При этом строго следуя православным канонам, и таким образом получилась именная семейная икона". Создание такой иконы обойдется не менее чем в $500.
Клиентура "Благовещенских мастерских" — люди с доходами выше среднего. Стоимость фамильного креста колеблется в районе $500. "Недавно произошел любопытный случай: мне позвонили знакомые и рассказали, что в одном из киевских клубов антикварщиков видели мою работу, — рассказывает Валентин Словин. — Ее стоимость составляла $600, хотя я хорошо помню, что продал эту работу на выставке за $300. Вот так кто-то делает деньги на наших крестах, и, что интересно, — продалась эта работа в течении дня". Работы крестовых дел мастеров можно встретить у епископа Запорожского Василия, митрополита Днепропетровского Иринея, у многих народных депутатов. С нескрываемым интересом приобретают фамильные кресты иностранцы.
"Когда мы только выходили на рынок, нам предложили разместить информацию о нас на карте "Монастыри Украины", мы согласились. Также в прошлом году издали свой настольный календарь. Хотя основной рекламой служит постоянное участие в выставках. А еще недавно нам предложили включить нашу компанию в специализированное ювелирное издание, хотя мы не считаем себя ювелирами, а всего лишь используем ювелирные материалы", — говорит Валентин.
Планы на будущие у компании грандиозные — использовать в работе роспись по фарфору. Такая технология поможет удешевить продукцию и максимально приблизить ее к потребителю. Вставка из финифти стоит от $100, в то время как фарфоровая — от 100 грн. Так что ближайшие годы у компании пройдут под лозунгом: "Каждой украинской семье — по кресту!"