"В 1985 году плотина Киевской ГЭС вполне могла быть прорвана - в теле киевской плотины в районе села Лебедевка образовался проран, который мог привести к прорыву. Попытки остановить воду, вытекавшую через трещину, песком и бетонными блоками ни к чему не привели, - сообщил "ВД" человек, работавший в ту пору в системе хлебозаготовки Министерства аграрной политики. - Ситуацию спасла огромная галушка: весь запас муки Киева, а также Киевской, Житомирской и Черниговской областей бросили в воду, мука превратилась в галушку и заткнула проран. Я узнал об этом случайно, когда на заседании в министерстве дней через 15 после тех событий сообщили, что весь запас муки трех областей пустили на устранение этого ЧП".
Киевляне до сих пор помнят страшную панику, охватившую город после грозного предупреждения по радио и последующие перебои с хлебом. Чиновники, ответственные за эксплуатацию Киевской ГЭС, списывают ту ситуацию на некого сотрудника гражданской обороны, по ошибке передавшего учебную ситуацию в прямой эфир.
Изнанка днепровских морей
Сооружение водохранилищ на Днепре объяснялось несколькими целями: устранение весенних паводков, упрощение судоходства по реке и обеспечение питьевой водой населения - особенно в южных областях. Однако специалисты говорят, что главной целью была военно-стратегическая, дабы иметь возможность перебрасывать суда из Балтийского моря в Черное по внутренним водам. Также разрушение одной из плотин приводило к "эффекту домино", рушащему все другие плотины, что позволяло мгновенно уничтожить промышленность восточного региона и создать на потенциально затопленной территории зону экологического бедствия. Те же последствия возможны и ныне в случае прорыва одной из плотин.
"Внезапное разрушение, к примеру, Кременчугского шлюза автоматически вызовет разрушение всех нижестоящих шлюзов, и пострадают от этой катастрофы около 20 млн человек, - говорит Александр Пересунько, заместитель начальника ГП "Укрводпуть ". - Перестанут работать каналы, снабжающие водой крупные города, - весь Крым и Донбасс останутся без воды. Однако на сегодняшний день мы удовлетворены техническим состоянием шлюзов, находящихся на балансе нашего предприятия. В ближайшее время такой катастрофы не произойдет, хотя подобную ситуацию нельзя совсем сбрасывать со счетов ".
Еще одна опасность, связанная с затоплением больших площадей, исходит от насосных станций, которые соорудили после того, как выяснилось, что уровень более двадцати рек, впадающих в Днепр, оказался ниже уровня водохранилищ. Чтобы избежать затопления около 300 тыс. га земель, находящихся в поймах рек, на Днепре соорудили 33 мощные насосные станции, которые вместе с защитными гидротехническими сооружениями находятся нынче на балансе Днепровского бассейнового управления водных ресурсов.
"Сегодня все оборудование насосных станций уже исчерпало положенный по нормативу ресурс, - утверждает Анатолий Демянец, главный инженер Днепровского бассейнового управления водных ресурсов. - И хотя все наши сооружения пока что в рабочем состоянии, их надежность не так высока, как хотелось бы. Оборудование нужно как можно быстрее реконструировать, и затраты на это даже заложены в несколько государственных программ, однако если в их рамках нам предусмотрено выделять 10-12 млн грн. ежегодно, то реально выделяются лишь 2,5-3 млн грн. ".
Средства, выделяемые Днепровскому бассейновому управлению водных ресурсов из госбюджета, идут не только на реконструкцию насосных станций, но и на строительство защитных гидротехнических сооружений, не позволяющих воде подмывать берега водохранилищ. Впрочем, работы по укреплению берегов - Сизифов труд: чтобы не дать водохранилищам отвоевывать новые территории, берега нужно укреплять практически постоянно. Особенно напряженная ситуация нынче на Черкасщине: берега Каневского водохранилища рушатся так интенсивно, что в воду буквально падают целые села. На сооружение надежных береговых укреплений нужны сотни миллионов гривен.
Помимо этого, каскады водохранилищ заставляют тратиться на ликвидацию вызванных большими массами воды изменений мезоклимата. "Я склонен считать, что подтопления на юге Украины - результат не только влияния оросительных систем, но и фильтрации днепровских вод, - делится размышлениями Ярослав Мовчан, директор Департамента биотических, водных, земельных ресурсов и экосети Минприроды Украины. - Создание Днепровского каскада повлекло за собой огромные затраты - и на переселение людей, и на ликвидацию последствий подтоплений, не говоря уже о потерянных для сельского хозяйства плодороднейших землях ".
Еще одно последствие сооружения Днепровского каскада - уменьшение в реке рыбы и исчезновение некоторых ее видов, плотины перекрыли им путь из моря в Днепр, куда ходили на нерест ценные виды рыб. "К тому же сегодня днепровская вода начинает приобретать признаки морской, причем не столько увеличивается ее соленость (раньше 0,2 промилле, сейчас - 0,4), сколько меняется ионно-катионный состав солей, - рассказывает Владимир Щербак, ведущий научный сотрудник, доктор биологических наук Института гидробиологии НАН Украины. - Пока процесс в самом начале, но, к примеру, рыбу-иглу, ранее не встречавшуюся в Днепре, сейчас можно увидеть в любом, даже мелком водоеме ".
Когда закончится электричество
Но главная проблема каскада водохранилищ - их убыточность в выполнении главной функции: выработки электроэнергии. Независимая международная группа ученых под руководством Василия Кредо еще в конце 1980-х гг. подсчитала, что затраты на содержание каскада со всеми ГЭС, насосными станциями, шлюзами и гидротехническими сооружениями в 5 раз выше, чем выручка от реализации электроэнергии.
"ВД " попыталась оценить нынешнюю экономику Днепровского каскада, однако ОАО "Укргидроэнерго " информацией о затратах на содержание, эксплуатацию и мелкий ремонт ГЭС делиться с нами не пожелало, сославшись на коммерческую тайну. Впрочем, оценив лишь затраты на реконструкцию ГЭС, легко прийти к выводу, что каскад водохранилищ убыточен.
В 1996-2002 гг. Мировой банк выделил Украине на реконструкцию ГЭС $45 млн. Вместе с вложенными в реконструкцию собственными средствами ОАО "Укргидроэнерго " (350 млн грн.) этого хватило на реконструкцию около 20% всего оборудования и сооружений. В текущем году начался второй этап реконструкции Днепровского каскада, общая стоимость которого составляет $361,8 млн (из них $106 млн - кредит Мирового банка). Освоив до 2011 г. все эти суммы, ОАО "Укргидроэнерго " надеется реконструировать еще 40% оборудования и сооружений, причем еще столько же средств понадобится для завершения проекта реконструкции.
Однако и после того, как будет завершена реконструкция 100% оборудования Днепровского каскада, капитальные траты не прекратятся, ибо оборудование, реконструированное в 1996 г., вновь будет требовать замены или модернизации. Одни только ежегодные затраты на реконструкцию гидроэлектростанций составляют более 300 млн грн. Если прибавить к этой цифре тщательно скрываемые затраты на содержание Днепровского каскада, а также порядка 20 млн грн., выплачиваемые за электроэнергию, потребляемую насосными станциями, и примерно такую же сумму, ежегодно выделяемую из госбюджета на обслуживание и постоянные плановые ремонты шлюзов, выйдет, что сегодня, как и в конце 1980-х гг., текущие и капитальные затраты на Днепровский каскад превышают доходы от реализации электроэнергии (200-400 млн грн., в зависимости от установленного Национальной комиссией регулирования электроэнергетики тарифа на электроэнергию). И это без учета затрат на капитальный ремонт давным-давно отработавших свое насосных станций, построенных 30-50 лет назад и имеющих срок эксплуатации до 20 лет. По словам Анатолия Демянца, на реконструкцию одной насосной станции потребуются сотни миллионов гривен.
Рыбная перспектива
Объяснить такое расточительство можно разве что сложностями в спуске воды из водохранилищ и огромными последующими затратами на рекультивацию затопленных ныне земель. К тому же дамбы выполняют функции мостов через Днепр, а вода из водохранилищ поставляется для населения и промышленности днепровских городов (качество воды ежегодно снижается, и, по оценкам экспертов, через 50 лет она станет непригодной для питья). Да и спускать воду в Киевском и Каневском водохранилищах просто опасно, поскольку на их дне уже два десятилетия лежит радиоактивный осадок (см. бокс "Киевская ГЭС спасла столицу"). Однако сделать эксплуатацию ГЭС более эффективной государство вполне могло бы, используя водохранилища для разведения рыбы. "Сделать это довольно просто, - утверждает Данила Кулиняк, эколог, автор книг на природоохранную тематику. - Вдоль фарватера водохранилища строятся две параллельные дамбы, между которыми могут проплывать суда, а боковые части водохранилищ разбиваются на отдамбированные участки, своего рода рыбные фермы".
Организация рыбного хозяйства на водохранилище снимет всякую угрозу прорыва плотины, поскольку разделенная перегородками вода потеряет гидродинамическую силу. Да к тому же принесет дополнительный доход государству: с 1 га можно получать около 20 т рыбы. Если допустить, что половина площади Киевского моря, а это 50 тыс. га, будет отведена под разведение рыбы, получится, что с одного только водохранилища можно собрать 1 млн т рыбы. В денежном выражении этого будет вполне достаточно, чтобы с лихвой окупить затраты на Днепровский каскад.
Я СТЕНОЙ ТЕБЯ ЗАПРУ
Днепр, увековеченный Тарасом Шевченко, ревел и стонал лишь до 1932 года. После этого в жизнь воплотилась вложенная Самуилом Маршаком в уста советских строителей фраза, вынесенная в заглавие. И уже после сооружения знаменитого Днепрогэса в 1956-м строится Каховская, в 1960-м - Кременчугская, в 1964-м - Киевская и Днепродзержинская, а в 1971 г. - Каневская ГЭС завершает каскад водохранилищ на Днепре. После чего фраза Николая Гоголя о том, что не каждая птица долетит до середины Днепра, приобрела практический смысл. В итоге Днепр в своем первозданном виде остался на территории России и Беларуси, в Украине же река сохраняет изначальный вид на двух 20-километровых участках между Каневом и Черкассами и Днепродзержинском и Днепропетровском. Кроме того, неиспорченный водохранилищами Днепр остался в районе Киева, на черниговском участке украинско-белорусской границы, а также на протяжении 60 км нижнего течения реки от Новой Каховки до впадения в Черное море.
КИЕВСКАЯ ГЭС СПАСЛА СТОЛИЦУ
"Если сразу после Чернобыльской катастрофы ветер дул в сторону Белоруссии, то к вечеру 29 апреля 1986 года он повернул в сторону Киева, - вспоминает Владимир Щербак. - Однако вода, которую пили киевляне, была относительно чистой, в то время как в воздухе содержание вредных веществ превышало гранично допустимые концентрации в сотни и тысячи раз. Дело в том, что йод, попавший в воды Припяти, адсорбировался на водорослях и попадал в Киевское водохранилище, где за счет снижения скорости воды (с 1 м/с до 0,01-0,04 м/с) оседал на дно. В то же время жаркая погода вызвала интенсивное испарение воды из Каневского водохранилища: пар поднимался вверх, частицы йода насыщались им, становились тяжелыми, падали в воду и оседали на дно. Другими словами, если бы не Каневское и Киевское водохранилища, последствия Чернобыля были бы намного тяжелее для людей и экологии".
>>БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
КОНСТАНТИН ВОЩИНСКИЙ: "Киеву ничего не угрожает"
Разговоры о возможном прорыве Киевской ГЭС появляются каждой весной, и каждый год работники гидроэлектростанции успокаивают жителей столицы: мол, никакого прорыва дамбы не будет. С апокалиптическими сценариями рушения дамб на Днепре категорически не согласен советник главы правления ОАО "Укргидроэнерго" Константин Вощинский, с которым "ВД" решила побеседовать о том, какие угрозы несет столице эксплуатация Киевской ГЭС.
>>В каком состоянии находятся сегодня гидротехнические сооружения ГЭС Днепровского каскада?
- Каждые 5 лет состояние гидротехнических сооружений наших ГЭС проверяет межведомственная комиссия, куда входят представители Минтопэнерго, МЧС, МВД, "Укргидроэнерго", "Укрводпути", Госводхоза, различных институтов и других организаций. Последний раз такая проверка проводилась в 2002 году и, согласно выводам актов обследований, гидротехнические сооружения ГЭС, в том числе и Киевской, находятся в нормальном состоянии. Это подтверждают и исследования, проведенные в нынешнем году, когда киевские власти инициировали внеочередное обследование технического состояния гидротехнических сооружений Киевской ГЭС. Так что Киеву ничего не угрожает.
>>Но почему же тогда не утихают слухи об аварийном состоянии плотины Киевской ГЭС?
- Действительно, многие говорят, что плотина Киевской ГЭС израсходовала свой ресурс на 93%. Однако дело в том, что методики подобного расчета просто не существует. Но даже в случае прорыва плотины ситуация будет далека от той, которую предсказывают: мол, десятиметровая волна накроет Киев. Волна не сможет удержаться на уровне воды в водохранилище, в Киев вода будет прибывать постепенно и затопит лишь некоторые, наиболее низинные районы, а далеко не весь Киев.
Что же касается "принципа домино", по которому якобы строили Днепровский каскад, то и тут слухи далеки от реальности. Плотина Каневской ГЭС вполне способна выдержать объем воды Киевского водохранилища. Конечно, для этого нужно будет предпринять некоторые меры: открывать на Каневской ГЭС т.н. холостые водосбросы, чтобы в водохранилище был свободный объем для подачи воды. Но все гидросооружения Днепровского каскада рассчитаны на ситуации сверхвысоких притоков воды и на те же прорывы плотин.
>>Но ведь катастрофа все-таки возможна - взять хотя бы 1985 год, когда была паника вследствие образования прорана в Киевской плотине?
- Никакого прорана не было! Просто сотрудник системы гражданской обороны по ошибке транслировал учебное сообщение на весь город. Подобная ситуация была и в середине 1960-х гг., когда я работал на Кременчугской ГЭС. Тогда как раз проводились учения гражданской обороны и при чтении по радио условной ситуации слово "условно" почему-то пропустили. В результате создалась паника, и население всего Кременчуга побежало прятаться от наводнения, которого не было.
>>А может ли катастрофа произойти по причине прорыва не плотины, а шлюза?
- Действительно, многие верят в то, что если прорвет шлюз, Киев затопит. Между тем разрушенный шлюз представляет собой проран шириной 18 м, через который может проходить 500-600 кубометров воды в секунду. В то же время через один агрегат Киевской ГЭС (а у нас их работает 20 штук), проходит 250 кубометров воды в секунду. То есть даже при двух работающих агрегатах никто и не заметит, что уровень воды около Киева вырос. Люди просто не представляют себе всей системы, поэтому и верят нелепым слухам.
Беседу вела Ольга Бурьян