• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Cергей Лобойко, управляющий директор венчурной компании "ТЕХИНВЕ

Реклама на dsnews.ua

ОБЪЕКТИВКА

КТО:
Лобойко Сергей Васильевич,
родился 15 ноября 1972 г. во Львове.

ОБРАЗОВАНИЕ:
1994 г. - окончил с отличием факультет экономики Львовского государственного университета.
1995 г. - получил сертификат менеджера инновационных проектов от Рансселирского политехнического института (США).

КАРЬЕРА:
1995-1996 гг. - советник Секретариата Верховной Рады Украины.
1996-1998 гг. - советник Национального института стратегических исследований.
1997-1998 гг. - советник банка Credit Suisse First Boston.
1997-1998 гг. - советник компании BARENTS Group (KPMG).
1998-1999 гг. - советник Международного центра перспективных исследований.
1998-1999 гг. - советник Всемирного Банка.
1999-2000 гг. - советник Министерства экономики Украины.
2000-2001 гг. - советник украинского офиса UNDP и Фонда Сороса.
2000-2001 гг. - советник руководства Кибернетического Центра им. Глушкова НАH Украины.
С 2004 г. - учредитель и управляющий директор венчурной компании "ТЕХИНВЕСТ" , входит в состав Советов директоров IT-компании United Software Corporation и нанотехнологической компании APowerCap Technologies (обе проинвестированы "ТЕХИНВЕСТом" ).

СЕМЬЯ:
Женат, воспитывает сына и дочь.

Украинские изобретатели настолько далеки от рынка, насколько и рынок далек от них. Чтобы понять причины сложившейся ситуации, "ВД" решила организовать дискуссию. Мы рассчитывали, что в ней примет участие много венчурных компаний. Но, увы. Как оказалось, интересы большинства из них локальны и, в основном, сводятся к "теневым" схемам скупки по дешевке технологий у наших ученых. Фактически инвестированием в инновационные технологии занимается в Украине чуть ли не одна структура - венчурная инвестиционная компания "ТЕХИНВЕСТ" . Ее управляющий директор Сергей Лобойко поделился с "ВД" своим видением происходящего в сфере инновационных технологий.
"На мировом рынке Украина неизвестна как технологическая страна"

>>Что представляет собой украинский рынок венчурных инвестиций?

- В Украине нет настоящего рынка венчурных инвестиций, поэтому говорить о его объеме пока бессмысленно. У нас есть неудачный опыт создания Государственного инновационного фонда, затем - Государственной инновационной компании. Украинского Стенфордского университета, специализированной бизнес-инкубационной инфраструктуры тоже нет.

Реклама на dsnews.ua

У нас путаница происходит даже на уровне терминов. Технопарки в Украине - это всего лишь механизм получения налоговых льгот на индивидуальной основе. Из официально зарегистрированных в Украине институтов совместного инвестирования более 300 - это венчурные фонды, выпустившие ценные бумаги на сумму более 27 млрд грн. Но эти деньги вложены в недвижимость. Такие фонды в цивилизованных странах называют фондами инвестирования в недвижимость. А западные инвесторы, глядя на это, думают: если в Украине венчурные фонды занимаются недвижимостью, то насколько высокие риски в этой стране, если даже самые безопасные инвестиции, к каковым принято относить вложения в недвижимость, у них называются венчурными?!

>>Готовы ли иностранцы вкладывать деньги в украинские технологические венчурные фонды?

- В центрах концентрации мирового hi-tech бизнеса об Украине почти ничего не знают: что Украина - пионер в сфере информационных технологий в континентальной Европе, что мы занимаем четвертое-пятое место в мире по количеству сертифицированных программистов, что Украина - это страна-основатель советской космонавтики, что мы сейчас входим в первую тройку мировых лидеров по количеству космических запусков. Украину воспринимают больше как аграрный регион, который до последнего времени ассоциировался с Россией. Ситуация изменилась во время оранжевой революции, но наступившая после этого политическая нестабильность в стране отпугивает венчурных инвесторов.

Есть ряд американских инвесторов, которые готовы вкладывать в украинские технологические ВФ, но они хотят, чтобы в фонд вошли и крупные украинские инвесторы, и государство - чтобы сбалансировать риски. Но у государства, я считаю, деньги брать нельзя. Что касается частных инвесторов, то они еще учатся делать бизнес на мировом рынке в традиционных секторах экономики, а ведь здесь речь идет о hi-tech!

>>Что мешает украинским инвесторам вкладывать средства в технологические ВФ?

- Я думаю, инвесторы не знают, какая может быть отдача от вложений. Для того чтобы показать возможности украинского hi-tech, необходимы истории успеха. Таковой, к примеру, можно считать проект по созданию технологии производства источников питания нового поколения с повышенной мощностью. Эту технологию разработали украинские ученые-материаловеды. Она позволяет уменьшить размеры и стоимость источника питания, скажем, для телефона или ноутбука, в два-три раза. Мировой рынок новой технологии сегодня оценивается в $300 млн, а к 2011 году он превысит $1 млрд, т.е. ежегодный рост рынка прогнозируется на уровне 20-30%.

Так вот, американско-украинская компания-разработчик APowerCap Technologies представила эту технологию в конкурсе технологических бизнес-проектов для венчурного инвестирования на конференции SVOD-2006 (что в переводе означает "Открытые двери в Силиконовую долину" . Это ежегодная инвестиционная конференция, целью которой является развитие сотрудничества между учеными и предпринимателями из стран бывшего СССР - прим. "ВД" ) в Силиконовой долине и месяц назад заняла первое место. Это оценка авторитетного жюри, состоявшего из представителей более 30 ведущих в Долине венчурных компаний!

В течение года "ТЕХИНВЕСТ" вложил в компанию-разработчика этой технологии нескольких сотен тысяч долларов, нашел опытного американского менеджера для развития бизнеса. И сейчас мы подошли к запуску экспериментального производства - этапу, на котором привлекаются уже миллионы. Мы получили предложение, в котором стоимость компании-разработчика оценивается в $4-5 млн. Т.е. стоимость наших вложений, наша доля в компании, уже выросла в десять раз. А еще в начале года, с рыночной точки зрения, проект не стоил ничего.

У нас есть еще один интересный проект, который создан на базе всего троих украинских математиков. Они разработали программный продукт, позволяющий делать прогнозы относительно ситуации на глобальном финансовом рынке с точностью до 70%. Потенциальная клиентская группа проекта - 15 миллионов профессиональных и непрофессиональных трейдеров по всему миру. Вложения в проект нужны небольшие - менее $1 млн. За один год он сможет выйти на нормальные рельсы, а в будущем - ему обеспечена очень высокая рентабельность, даже если проект завоюет меньше 1% этого рынка.

Если бы чаще появлялись такие истории успеха, то инвесторы активнее шли бы в hi-tech. Сейчас многие пробуют себя в этой сфере, но далеко не все успешно, потому что не знают технологии работы, не понимают специфических рисков и необходимой бизнес-инкубационной технологии, не знают мирового рынка и не имеют репутации и необходимых связей.

>>И в чем же заключаются риски инвесторов?

- Рисков много. Очень многое зависит от человеческого фактора, потому что основной капитал в hi-tech - люди. К сожалению, подавляющее большинство украинских ученых и изобретателей, а также молодая генерация инженеров, настолько неадекватны рынку, что украинскому капиталисту проще инвестировать средства в ту же металлургию или торговлю - сферы, где все просто и понятно.

Мечта западного венчурного инвестора - инвестировать средства в молодую компанию, которая через пять лет будет стоить сотни миллионов, а в идеале - $1 млрд. Миллиард - это отметка, за которой компания считается "звездой" . Таких компаний во всей Силиконовой долине, где постоянно финансируются тысячи компаний, в год появляются единицы.

"Украинские ученые неадекватны рынку"

>>По какому принципу вы отбираете проекты для инвестирования?

- Все проекты, над которыми мы работаем, ориентированы на мировой рынок. Внутренний украинский рынок настолько мал, что затраты и риски не сопоставимы с реальной отдачей проекта. На мировых рынках оперируют большими суммами. И если вы займете хотя бы маленькую нишу, то все равно со временем сможете перепродать компанию и с лихвой вернуть вложенные средства.

При старте проекта мы обычно вкладываем небольшую сумму - $1 тыс.-$50 тыс. Этих средств хватает, чтобы провести экспертизу технологии, сделать анализ рынка, присмотреться к носителям интеллектуальной собственности. Если видим жизнеспособность проекта, - тогда вкладываем дополнительные деньги, подключаем всех наших специалистов, все связи для построения успешной компании.

>>Как вы выстраиваете работу с учеными?

- Мы не рассматриваем проекты ученых, не имеющих никакого опыта в бизнесе. Если ученый ни разу не пытался коммерциализировать свою технологию, мы не тратим времени на общение с ним. У наших ученых часто нет конкретных ответов даже на элементарные вопросы: о каком продукте идет речь, в чем его конкурентные преимущества, почему, кто и сколько будет его покупать, кто конкуренты, какая будет себестоимость, что является интеллектуальной собственностью, кому она принадлежит и т.д.

За два года деятельности Всеукраинского конкурса высоких технологий, организованного "ТЕХИНВЕСТом" и поддерживаемого ныне международной венчурной компанией Draper Fisher Jurvetson, к нам пришло 500 проектов. И ни один из них не был нормально подготовлен для венчурного инвестирования!

В Украине, с одной стороны, нет спроса на инвестиционные технологические проекты, а с другой - мало кто пытается такие проекты разрабатывать. Проблема как раз и заключается в том, что в Украине практически нет настоящих венчурных компаний, готовых к инвестированию средств на самой начальной стадии проекта (seed stage), приближая науку к рынку.

>>Государство может помочь в заполнении этой ниши?

- Теоретически умное государство могло бы очень сильно поспособствовать развитию "умного" сектора экономики. Наше же государство последние десять лет в основном лишь декларировало необходимость перехода экономики на инновационный путь развития. С практической точки зрения, государство, ничего не вкладывая, но используя международную активность (посольства, торговые миссии, встречи, пресс-службы, веб-сайты и т.п.), могло бы разрекламировать hi-tech потенциал Украины.

Также государство могло бы эффективнее распорядиться финансами, предназначенными для высшего образования и науки. В целом Украина из госбюджета вкладывает только в науку больше $1млрд в год. Но никто не слышал, чтобы в результате этого в стране родилось хотя бы несколько успешных на мировом рынке технологических компаний. Возникает вопрос: $1 млрд - это инвестиции в науку или пособие научным сотрудникам?

Государство должно понять, что Украина встанет на инновационный путь развития только после передачи инициативы и ответственности частному бизнесу. Можно легко увеличить финансирование научного сектора в пять раз, при этом дополнительных средств из бюджета не понадобится. Равно как и не придется мучиться с поиском ответа на вопрос о национальных инновационных приоритетах. Достаточно сказать бизнесу, что государство профинансирует 20% любого заказа на научно- и опытно-конструкторские разработки, результаты которой будут внедрены. Тогда частным деньгам станет интересно идти в hi-tech, и, главное, начнется быстрая адаптация к рынку отечественной науки и быстрое развитие представителей именно тех ее областей, которые обладают конкурентоспособной интеллектуальной собственностью.

В мире есть примеры стран, которым удалось всего за 10-15 лет создать у себя свои "силиконовые долины" , не имея изначально серьезных предпосылок для этого, например, Израиль, Скандинавские страны. Они пошли по пути создания государственных венчурных фондов, которые автоматически доинвестировали частные фонды. К примеру, в венчурный фонд вкладывают 20-30% государственных денег, разделяя и уменьшая тем самым риски инвесторов. В этом году таким же путем решили идти и в России. Там уже создали государственный фонд фондов, оперирующий $500 млн, который будет доинвестировать 49% в частных ВФ.

>>Вы говорите о налоговых льготах?

- Да, но делать это надо с умом. Возьмем, к примеру, экспортный IT-сектор, темпы роста которого сейчас находятся на уровне 50-60% в год. В 2006 году объем экспорта IТ-сектора составит около $300 млн в год, а еще есть масса программистов, которые работают с западными заказчиками без создания юридического лица и нигде не "светятся" . Но, с точки зрения государственной статистики, экспорта IТ-продуктов и услуг из Украины практически нет.

Этот сектор работает в "тени" не потому, что бизнесмены не хотят платить налоги. Все бы с радостью легализовались, ведь это сразу бы увеличило капитализацию компаний. Но наша фискальная политика рассчитана на крупную индустрию. На крупных заводах фонд заработной платы составляет около 5% всех расходов, в IT-компаниях - минимум 80%. То есть если украинский бизнесмен заплатит еще половину зарплаты в бюджет в виде начислений на фонд заработной платы, то hi-tech перестанет быть конкурентоспособным. Так что систему налогообложения для этого сектора надо пересмотреть.

Только в экспортной IT-индустрии работают около 30 тыс. человек. Если бы данный сектор мог полностью легализоваться, то туда моментально пришли бы большие инвестиции, и за два-три года количество занятых в этом секторе возросло бы до 100 тысяч. В нем зарабатывают в среднем $1 тыс. в месяц, то есть общий доход составил бы около $100 млн в месяц или более $1 млрд в год. Из них $150 млн ушло бы государству в виде подоходного налога, который бюджет сейчас не получает. Большая часть из оставшихся $850 млн ушла бы на потребление, в том числе на уплату НДС (еще около $150 млн).

То есть, продумав налоговую политику в отношении hi-tech, государство может быстро получить только от экспортного IT-сектора миллиардные вливания в экономику, в бюджеты всех уровней. А какой огромный позитивный эффект это дало бы для всей экономики Украины, сектора образования и для IT-модернизации страны! Да, венчурный бизнес может поистине преобразить страну.

>>Каков ваш прогноз развития венчурного рынка в Украине?

- Я убежден, что начнут все-таки появляться успешные технологические компании на базе украинских технологий, которые привлекут к себе интерес. Как только венчурное инвестирование попадет в орбиту интересов кого-то из украинских олигархов, - этой сферой сразу же заинтересуются и другие. И тогда в этой области начнется бум. Но его будет сдерживать отсутствие готовых к инвестированию проектов и, соответственно, менеджеров-предпринимателей. Поэтому после всплеска наступит некоторое затишье. В это время появятся предприниматели, которые начнут готовить инвестиционные проекты. Появится новая волна успешных старт-апов, и лет через пять этот бизнес станет одним из самых популярных и влиятельных в нашей стране.

Беседу вела Наталья Ковалевская

    Реклама на dsnews.ua