Бизнес-игры — на пике популярности. Причем новомодным игровым тренингам и практикумам нисколько не уступает добрая, проверенная временем классика. В частности, игра "Монополия", которой недавно исполнилось 70 лет, до сих пор является одной из самых раскупаемых настольных игр в мире (после шахмат и го). За все это время было продано 250 млн игровых комплектов. И, как утверждают в компании Hasbro, владеющей правами на выпуск игрушки, испытать "монополистическую" удачу уже попробовали более 750 млн людей по всему миру. Вероятно, и Билл Гейтс, и Дональд Трамп, и многие другие владельцы бизнес-империй провели за этой игрой не один час, еще в юности усвоив принципы коммерческого доминирования и гибкого управления. Сегодня "Монополия" переживает вторую, а, может, и третью молодость: каждый год создаются новые альтернативные варианты игры, в том числе ее электронные версии, проводятся международные чемпионаты. Более того, только в США ежегодно печатается около 40 млрд игрушечных долларов — втрое больше реальных "зеленых", эмитируемых Федеральной резервной системой.
Создателем всемирно известной стратегической бизнес-забавы считается американец Чарльз Дэрроу, который был вынужден проявить смекалку не из корысти, а по причине элементарной безработицы. Америка 1930-х годов как раз погрузилась в омут Великой депрессии, так что продавец электроприборов из штата Пенсильвания Чарльз Дэрроу оказался в числе миллионной армии лишившихся работы соотечественников. Как и все, он перебивался случайными заработками (мелкий ремонт на дому, мытье посуды, выгул собак и пр.), а свободное время коротал дома и мечтал о лучшей жизни. И вот однажды, сидя за кухонным столом, он расчертил клеенку клетками и вообразил мир, в котором можно было бы разбогатеть. Пусть даже понарошку. Принцип игры был прост: на игровом поле расположены клетки, обозначающие городские кварталы с недвижимостью, железнодорожные станции, а также зоны "Вперед", "Шанс", "Автостоянка", "Тюрьма", "Общественные фонды". Каждый участник (обычно двое-восемь игроков) получает стартовый капитал, с помощью которого должен по ходу игры приобретать недвижимость, увеличивать свои активы, платить налоги, взимать аренду, продавать, обменивать, брать кредиты и, в конце концов, вытеснять конкурентов. Победителем становится тот, кто обанкротит своих соперников и создаст монополию.
Вначале Чарльз вместе с женой и сыном мастерили "Монополию" вручную, продавая копии друзьям и знакомым по $4. Но спрос возрастал, и вскоре пришлось обратиться за помощью к другу, работающему в типографии. И надо же: каких-то 5 тыс. игровых коробок были раскуплены за короткий срок. Уже предчувствуя немалую выгоду, Дэрроу пришел в офис тогдашнего лидера на рынке игрушек — компании Parker Brothers. Но ему вежливо отказали, отыскав в игре 52 логические ошибки и сообщив, что "Монополия", по их мнению, слишком сложна для восприятия массовым пользователем.
Стоит заметить, что у "Монополии" было несколько предшественников. Так, в 1904 г. подобную настольную стратегию под названием "Игра землевладельца" (Landlord's Game) придумала и запатентовала Элизабет Мэджи-Филлипс, а в 1932 г. сотрудник компании Electronic Laboratories Inc Дэниэл Лэйман создал игру "Финансы" (Finance). К счастью, все претензии по авторским правам были решены полюбовно. Во-первых, разработка Чарльза Дэрроу была признана не плагиатом, а удачно усовершенствованной версией предыдущих игр. Во-вторых, руководство Parker Brothers, купив права на "Игру землевладельца", "Финансы" и обнаружив, сколь быстрыми темпами растут продажи отвергнутой ими "Монополии", решилось-таки подписать контракт с ее автором. И в 1935 г. на прилавках американских магазинов появились тысячи черно-бело-красных коробок с изображением усатого толстячка в цилиндре — символа "Монополии". Через год в Великобритании вышла в свет первая национальная версия, учитывающая местные особенности: названия улиц, валюту. Интересно, что играть в рыночную экономику принялись даже в социалистических странах. В Москве во время Американской выставки в 1959 г. прямо со стендов экспозиции загадочным образом исчезли шесть презентованных экземпляров "Монополии". Так что совсем скоро советские студенты, кроме КВН и преферанса, стали играть и "в капитализм". Правда, довольствоваться приходилось самопальными версиями. "В Союзе играть в "Монополию" никто не запрещал, но делать игру приходилось самим, — вспоминает Майкл Кричевский, президент компании Luxtone. — Мы вырезали картинки из журналов с изображениями западных городов для оформления клеточек-улиц. Иногда немного изменяли формат, глобализировали: квартал был страной, а улицы — городами".
На сегодняшний день "Монополия" обрела транснациональный статус: она переведена на 27 языков, а лицензии на продажу закуплены 81 страной мира. Специальная версия была разработана даже для слепых. Ежегодно в карман корпорации Hasbro, купившей в 1991 г. компанию Parker Brothers, сыплется немалая прибыль. Ну, а сам Чарльз Дэрроу, некогда потерявший работу, стал первым миллионером на рынке настольных игр.
Причины феноменальной популярности этой коммерческой стратегии пробовали объяснить не раз. Есть в этой игре некая изюминка, вовлекающая в азартное действо все новых игроков. Взять хотя бы то, что в реальной жизни не всегда можно почувствовать себя финансовым гением, скупившим всю недвижимость на элитных улицах Америки, Франции или Гонконга. При этом ловко обанкротить в процессе игры сослуживцев, друзей или членов семьи. По словам Дэвида Сельверэя, маркетинг-менеджера индийской компании-производителя игрушек Funskool, игра в "Монополию" способна вызвать немало острых впечатлений, но главное — она позволяет почувствовать силу таких операций, как купля и продажа. Судьба 36-летнего австралийца Тимоти Хавеса — прямое тому доказательство. "Монополия" полностью изменила его жизнь: из обыкновенного водителя автобуса он превратился в "акулу" бизнеса и сейчас успешно расталкивает уже не игровых, а реальных соперников на рынке недвижимости Австралии.
Сегодня деловые навыки можно осваивать, играя в альтернативные варианты "Монополии", многие из которых получили компьютерную прописку. Так, специально для поклонников американского футбола разработана NFLopoly, принцип которой мало изменился, а вот внешняя атрибутика (фишки, игровое поле) обрела спортивный характер. То же самое предложили любителям пива, заменив привычные фигурки "домов" и "отелей" на "пабы" и "бары", а фишки — на миниатюрные пивные кружки. Тематически новую "одежку" игры заполучили любители Толкиена, Диснея, Star Wars, Harley Davidson, X-Files. Также на прилавках можно найти коробку Dinosauropoly, базирующуюся на доисторических мотивах, Ghettopoly со спецификой правил выживания в гетто или Calumetopoly, игровые действия которой проходят в конкретной деревушке Calumet в штате Мичиган. Одна из последних идей — очередной пример product placement. В новой версии "Монополии" игроки оперируют не бумажными деньгами, а кредитными карточками Visa, которые вместе со специальными считывающими аппаратами были разработаны под игру. Данное технологическое новшество подняло стоимость настольной забавы вдвое — до $80, однако жалоб недовольных покупателей в офис инициативной Hasbro пока не поступало.
Кстати, тем, кто вдоволь натренировался в создании бизнес-империи, была предложена контр-стратегия, а именно: в новой игре предлагалось безжалостно разрушать монополии соперников. Идея создать "Анти-Монополию" пришла в голову профессору экономики Ральфу Анспа из университета Сан-Франциско, который основал собственную фирму по выпуску новой настольной игры.
Учитывая любые капризы покупателей, производители пошли даже на дизайнерские ухищрения. Например, в 1978 г. можно было по-настоящему вкусить сладость выигрыша, так как в продаже появилась шоколадная копия "Монополии" ($600). Для увлеченных дайвингом в свое время разработали специальное металлическое поле в водонепроницаемом футляре, а ценителей миниатюрного искусства побаловали экземпляром 5х5 см. Наконец, в 2000 г. появился ювелирный раритет под названием One-of-a-kind Monopoly ($100 тыс.). Фишки и игровые фигуры были сделаны из золота, игровая доска, инкрустированная изумрудами, сапфирами и рубинами, — из красного дерева. К тому же игровой комплект оснащался не бутафорской, а вполне реальной валютой.
Имея такой прочный игровой запас на любой случай жизни, "монополеманам" оставалось разве что импровизировать и экспериментировать. Где только не устраивались "монополистические" посиделки. В Буффало 350 дайверов местного клуба подводного плавания провели под водой 1080 часов, стуча фишками по непромокаемой доске. Другие фаны игры "Монополия" по 340 часов засиживались в шалаше на высоком дереве. Партии устраивались в лифте, на движущемся эскалаторе, в невесомости. Установлен также временной рекорд непрерывной игры — 70 дней.
Модой последних лет стало проведение интерактивной версии игры "Монополия здесь и сейчас" непосредственно на улицах городов. Например, в этом году в Лондоне 190 тыс. участников забавы с помощью sms и e-mail вполне реально распоряжались 15-миллионным капиталом, перемещаясь по городу на такси. Согласно правилам, игроки регистрировались на специальном интернет-сайте, выбирали "свой" участок города и передвигались по нему в такси (специально задействованные 18 лондонских таксистов находились на связи GPS, а передвижение каждого кэба определялось через спутник). Как только игрок пересекал "чужую" территорию, он платил ренту, и наоборот — получал дивиденды от вторгнувшегося в "свои" владения соперника. Победителем 28-дневного марафона стал Мэтт Додд, которого наградили… освобождением от квартплаты на целый год. За него это будет делать Hasbro, которая, между прочим, также оказалась в выигрыше: за месяц клиентская база компании выросла на 100 тыс. человек.
Аналогичные игры ежегодно устраиваются в США, Канаде, Германии, Франции. Но особую популярность все же сохраняют национальные и международные чемпионаты по классической игре в "Монополию", которые с 1973 г. регулярно проводятся раз в четыре года. Самые известные соревнования проходят в Токио, куда, как правило, съезжаются сильнейшие игроки со всего мира. Причем за столом собираются как поседевшие джентльмены, так и 14-летние юнцы. Азартный дух "Монополии" как раз и заключается в том, что профессии и возраст в этой игре не важны: студент или домохозяйка может ловко обыграть маститых бизнесменов. Например, нынешним чемпионом мира по "Монополии" является 36-летний медицинский техник Антонио Зафра Фердинанд из Мадрида. К своей скромной зарплате он, играючи, прибавил чемпионские $15 тыс.