Вице-премьер Андрей Клюев де-факто пополнил "клуб по интересам" украинской титановой отрасли, на которую уже давно нацелились и Дмитрий Фирташ, и россиянин Виктор Вексельберг (см. "ВД" № 39). Свой "выход в свет" Клюев начнет с Запорожского титаномагниевого комбината (ЗТМК). По крайней мере, вопрос об объединении титановых активов в форме Национальной акционерной компании на базе ЗТМК уже был поставлен 20 ноября с.г. Кому достанется титан — Киеву, Москве или олигархам — выясняли журналисты "ВД".
Драгоценный металл
За бриллиант цветной металлургии, как еще называют ЗТМК, предстоит жесткая борьба, которая стоит свеч: только в этом году чистой прибыли от него будет 200 млн грн. По информации некоторых украинских СМИ, контроль над ЗТМК настолько важен Кремлю, что там даже пытались спекулировать этой темой при переговорах о цене на газ для Украины на будущий год.
В долгосрочной перспективе Кремль захочет получить полный контроль над ЗТМК — это выведет его в лидеры мировой титановой промышленности.
Но Украина, похоже, защищается от недружественного поглощения. Концентрация отечественных титановых активов — как раз завязывание тугого узла, из которого трудно будет потом отделить необходимые россиянам предприятия. Или пусть покупают все вместе, но тогда уже по гораздо более высокой цене.
От того, будут ли реализованы интересы Кремля, зависит, как Клюев и Фирташ уживутся в рамках одного госконцерна. К примеру, в рамках НАК химическое и металлургическое направление можно и разделить: Фирташу — двуокись титана, губку — Клюеву. Но в этом случае неизбежно будет проблематичным раздел продукции на ГОКах. Поэтому возможен компромиссный вариант — Фирташ просто сойдет со сцены, если "донецкие" пообещают "мягко слить" титановую корпорацию Кремлю.
Налево или направо?
По поручению вице-премьера министр промполитики Анатолий Головко уже к концу этого года подготовит несколько вариантов создания государственного объединения "Титан Украины" для последующего рассмотрения их правительством. В объединение, по предварительному плану Минпромполитики, войдут все предприятия отрасли — ЗАО "Крымский титан", находящиеся в его аренде Вольногорский и Иршанский комбинаты, ЗТМК и "Сумыхимпром".
Сам Головко уверен, что позиции Украины на мировом рынке титана сильны, и отечественная компания за счет синергии имеющихся мощностей стала бы одним из ведущих игроков на мировом рынке. Предпосылки для этого, конечно, есть, как и существенные препятствия. Первое из них — отсутствие мощностей — по выпуску титанового проката (подробнее см. бокс "Украинская титановая концентрация"). Второе — необходимость немалых инвестиций, которых у государства тоже нет.
При воплощении идеи объединения титановых активов вице-премьер Андрей Клюев окажется на распутье. Либо ему придется постепенно вливать создаваемую корпорацию в российский титановый бизнес, либо же, после инвестирования сотен миллионов долларов, создать россиянам конкурента и самостоятельно решать непростые проблемы сбыта продукции. Первое сделать легко и ничего не стоит — россияне только и ждут, как заполучить ЗТМК. Второе — влетит в копейку, причем госказне. Поэтому есть сомнения в том, что государство изыщет необходимые, по оценке Минпромполитики, минимум полмиллиарда долларов.
По мнению "ВД", Клюев, скорее всего, выберет первый путь. Поскольку развитие НАК "Титан Украины" уже до начала создания упирается в существенные препятствия. Решить их сугубо административно — нереально. Легче и удобней просто "сесть" на финансовые потоки будущей корпорации и постараться сделать максимум в рамках имеющихся возможностей. А именно — подороже продавать россиянам титановые слитки и титановую губку напрямую (как известно, ранее ЗТМК работал с рядом посредников, в разы занижающих цену продукции при экспорте). Доля продукции НАК "Титан Украины", которая пойдет конечному потребителю, все равно никогда не достигнет 100%, и в принципе не может быть очень высокой. Так что очевидно — большую часть губки НАК будет сбывать тем же россиянам для переработки "ВСМПО-Ависма". Это принесет моментальную прибыль новым посредникам из "донецких" и соответствует тактическим интересам россиян. Чтобы "оставить с носом" Россию и воспрепятствовать проникновению российского капитала в украинскую титановую отрасль, у Украины есть один путь — создание собственных мощностей по выпуску титанового проката. Теоретически их можно наладить на НПЦ "Титан" (Институт им. Патона). Это даст возможность Украине напрямую продавать прокат его конечным потребителям — авиастроению (в первую очередь отечественному, которое его сегодня импортирует), атомной энергетике и подводному флоту. Если же денег и государственной воли не это не хватит, — украинская титановая корпорация вынуждена будет продавать продукцию России или продаться сама.
УКРАИНСКАЯ ТИТАНОВАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ
В Украине сосредоточено 9% мировых запасов сырья для производства титана, и она входит в ограниченное число стран во всем мире, которые производят титановую губку (их всего пять). Но замкнутую цепочку титанового производства Украине все равно не создать — отсутствуют мощности по выпуску титанового проката. Это — продукция последнего передела, позволяющая работать при наличии вертикальной интеграции с 300%-ной рентабельностью. В Украине есть сырье — ильменитовый концентрат (суммарный объем добычи — 750 тыс. т), мощности по производству титановой губки. В результате проводящейся реконструкции на ЗТМК они возрастут с нынешних 9 тыс. т в год до 11-12 тыс. т к 2010 г. И есть мощности по выпуску титановых слитков: на заводе "Антарес" — 5 тыс. т, НПЦ им. Патона — 3 тыс. т. На Закарпатском заводе порошковой металлургии можно выпускать до 300 т титанового порошка в год. Но, во-первых, украинцы не освоят весь объем запорожской губки. Во-вторых, конечные потребители используют титановый прокат. А он производится только в России — на Верхнесалдинском металлургическом производственном объединении (ВСМПО). Другими словами, продукцию не самого высокого передела необходимо продавать в Россию.
Кроме того, без инвестиций Украине, если она претендует на создание мощного игрока в титановом бизнесе, не обойтись. Бюджетом-2007 они не предусмотрены. Тем временем Минпромполитики оценивает объем необходимых вложений в $300-400 млн. Около $100 млн нужно вложить в наращивание сырьевой базы, $90 млн — в развитие химического направления и порядка $120 млн — в увеличение мощности ЗТМК.
РОССИЙСКИЙ ИНТЕРЕС
ЗТМК представляет стратегический интерес для россиян, недавно создавших свою государственную титановую корпорацию. "Рособоронэкспорт" недавно в добровольно-принудительном порядке выкупил у олигарха Виктора Вексельберга и его компаньонов мощности по производству титановой губки и прокату титана. Они объединены в ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма". Москве недостает титановой губки, поскольку еще при СССР мощности по прокату титана были рассчитаны на объемы титановой губки как с ЗТМК, так и с входящего сегодня в структуру "Рособоронэкспорта" Березниковского ТМК. Сегодня прокатные мощности россиян загружены "под завязку", поэтому они собираются восполнить дефицит титановой губки в объеме около 45 тыс. т в год.
Исторически сформировавшаяся цепочка поставок запорожской губки в Россию де-факто не разрывалась никогда. Обходными путями она попадала на переработку в Россию. Контролировал потоки продукции ЗТМК экс-министр промполитики Украины Василий Гуреев.
>>БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
ГРИГОРИЙ СМИТЮХ: "Украинские предприятия могли бы работать совместно с "ВСМПО-Ависма"
Бывший гендиректор крупнейшего в Украине производителя титановых слитков — киевского завода "Антарес", а ныне народный депутат от ПР Григорий Смитюх одобряет инициативы объединения титановых предприятий в концерн. По его мнению, это может помочь восстановить производственные цепочки, оборванные коррумпированным руководством отдельных комбинатов.
>>На чем будет зарабатывать государство в титановой корпорации?
— Безусловно, государству выгоднее зарабатывать на переработке — чем выше передел, тем выше рыночная стоимость продукции.
Но важно заметить, что не совсем правильно было бы отождествлять заработок титановой отрасли с прибылью заводов или показателями их экспорта. Максимальную выгоду государство получит, когда между сырьевыми и перерабатывающими титановыми предприятиями Украины нормализуются взаимоотношения.
>>Выгодна ли последующая приватизация концерна?
— Если государству нечего делать, пусть продает — покупатели всегда найдутся. Причем выручить за украинский титан можно немало — в мире, как известно, всего лишь пять стран, включая нас, которые производят титан в промышленном масштабе из собственного сырья.
Если же государство хочет сохранить влияние на стратегический сектор и получать прибыль постоянно, зачем говорить о его приватизации? Привлечь инвестиции, необходимые для расширения и технологического совершенствования производства, предприятия могут за счет собственных средств.
>>Выгодно ли создание собственного производства титанового проката в Украине? Мировой рынок занят тремя крупными компаниями, и вклиниться туда будет сложно…
— В мире изготавливается абсолютно все: от хлеба до космических кораблей. Глобальный рынок прекрасно обойдется и без украинских производителей. В то же время титановый сектор активно развивается, на нем постоянно образовываются новые ниши, и их, при желании, можно занять. Ведь не рынок должен идти к нам, а мы к рынку. Взаимоотношения между производителями и потребителями такой продукции, как титан, выстраиваются не за один день — они формируются годами. Украина должна завоевывать устойчивые позиции на мировом рынке.
>>В свете мощного российского лобби в Украине, насколько реальным вообще видится создание конкурентного российскому "ВСМПО-Ависма" производства?
— "ВСМПО-Ависма" — это уникальное производство, созданное на основе лучших советских научных разработок. Конкурировать с ним не может никто: ни США, ни Япония, ни, тем более, Украина. В нашем случае вообще говорить о конкуренции еще рано. Основой нашей стратегии должна стать гибкость. Нам следует поэтапно, шаг за шагом, занимать открывающиеся ниши.
Российскую компанию можно сравнить с огромным ледоколом, который ломает лед. Плывя за ним, достигают той же цели и более мелкие корабли. Есть много сфер, где украинские предприятия могли бы работать совместно с "ВСМПО-Ависма". Но в настоящее время строить партнерские отношения сложно, так как работу отечественных производителей срывают продолжительные перебои в поставках сырья.
>>Отберут ли Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК у Дмитрия Фирташа?
— Если вы спросите об этом обычного эксперта, знакомого с ситуацией в титановом секторе, он наверняка ответит, что сделать это практически невозможно. Если же задать такой вопрос Виктору Януковичу, то премьер-министр, скорее всего, заверит, что Кабмин сможет вернуть сырьевые комбинаты в госсобственность, как только увидит в этом необходимость.
Лично я заявлял и буду продолжать настаивать на том, что Иршанский и Вольногорский комбинаты не должны служить Фирташу. Это противоречит ст. 13 Конституции, утверждающей, что ресурсы, которые истощаются, принадлежат украинскому народу. Мощнейшая российская титановая промышленность до 90% сырья (ильменитовой руды) получает из Украины. Много ли на этом зарабатывает украинский народ? Мне непонятно, почему стратегические сырьевые ресурсы находятся в аренде, и в каком виде они вернутся государству после "использования". На мой взгляд, разумнее было бы вернуть ГОКи под госконтроль или же оценить их и продать Фирташу.
Беседу вел Денис Закиянов