• USD 42.3
  • EUR 43.3
  • GBP 51.4
Спецпроекты

Николай Злочевский: "Такого количества мировых "монстров", которые заинтересованы в инвестициях в Украину, не было еще никогда"

Реклама на dsnews.ua
Министр экологии и природных ресурсов "Такого количества мировых "монстров", которые заинтересованы в инвестициях в Украину, не было еще никогда"

Министр экологии и природных ресурсов "Такого количества мировых "монстров", которые заинтересованы в инвестициях в Украину, не было еще никогда"

На одном из ближайших заседаний Кабинета Министров должен быть рассмотрен проект постановления о порядке выдачи специальных разрешений и лицензий на пользование недрами. Теперь бльшая часть спецразрешений будет выдаваться на аукционах, и только в конкурентной борьбе инвестор сможет заполучить желаемое месторождение.

О нововведениях и планах государства по сотрудничеству с инвесторами в интервью "ВД" рассказал министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский.

Новый порядок выдачи спецразрешений утвержден на неопределенный срок. Будет ли он дорабатываться, и будут ли учтены мнения инвесторов?
— Если на первоначальных этапах у нас возникнут сложности, будем вносить изменения. Хотя я надеюсь, что их не будет: это один из важнейших документов, над которым работала вся команда геологов министерства.

В процессе подготовки нового порядка учитывали пожелания инвесторов или ассоциаций, которые защищают их права?
— Все инвесторы — сторонники только одного: прозрачности и открытости. Мы, проанализировав все возможные форматы сотрудничества с инвесторами, пришли к выводу, что аукционы являются оптимальной моделью, которая позволит сделать все процессы максимально прозрачными. Отныне бльшая часть спецразрешений на недропользование будет прозрачно продаваться на аукционах, чтобы больше никто не мог сказать, что кто-то нечестно их получил. Остальные — для компаний, которые в предыдущие периоды уже инвестировали в месторождения.

Сколько государство планирует в текущем году выручить на аукционах?
— Хотел бы сразу сказать, что в прошлом году мы собрали рекордную сумму с аукционов — около 319 млн грн., хотя в планах у нас были меньшие ожидания. Надеюсь, что в этом году нам удастся собрать около 500 млн грн.

Вы создали все условия для инвесторов, но возможна такая ситуация, когда инвестор не будет выполнять свои обязательства. Какая ответственность предусмотрена за невыполнение условий соглашения?
— Если инвестор приобрел спецразрешение на недропользование на аукционе и не начал работы на нем в течение определенного времени, после дополнительной проверки спецразрешение аннулируется в судебном порядке и повторно выносится на аукцион.

Реклама на dsnews.ua

Но ведь некоторые судебные решения по этим спорным вопросам заканчивались в пользу инвестора.  Как государство будет отстаивать свои права в суде?
— Я уверен, что прозрачность аукционов не даст повода для всплеска количества судебных исков. Наоборот, новый порядок выдачи спецразрешений должен успокоить ситуацию на рынке, сделать ее более прогнозируемой.

Не опасаетесь ли вы, что крупные компании предпочтут покупать уже готовые проекты, чтобы не морочить себе голову и не выходить на аукцион? Недавние сделки по Regal и Саdogan Petroleum тому подтверждение.
— Вы увидите, что будет происходить на аукционах, какая борьба будет на конкурсах по договорам о разделе продукции. Такого количества мировых "монстров", которые заинтересованы в инвестициях в Украину, не было еще никогда. Мы сейчас активно ведем переговоры с такими компаниями, как Shell, Chevron, "ТНК-ВР", "Лукойл", Eni. К нам буквально на днях приезжал президент Eni.

К нефтегазовым месторождениям у инвесторов всегда есть интерес. Как вы собираетесь привлекать их в другие отрасли?
— Думаю, что наиболее интересным направлением для потенциальных инвесторов была бы добыча энергетического и коксующегося угля. Немного сложнее ситуация с добычей стройматериалов и редкоземельных металлов. Месторождения стройматериалов не пользуются большим спросом по той причине, что строительная отрасль до сих пор не вышла из кризиса. Для развития же добычи редкоземельных металлов необходимо продумать систему получения спецразрешений. Мы прекрасно понимаем, что для того чтобы развивать эту отрасль, государство должно проконтролировать финансовые возможности инвестора. Ведь вполне возможна такая ситуация, когда какая-то компания может за бесценок получить это спецразрешение и потом продавать его на мировом рынке. Мы не допустим спекуляций. Мы будем правильно оценивать и выбирать наиболее оптимальную форму сотрудничества частного капитала и государства.

Что еще может предпринять государство, чтобы привлечь инвесторов в сферу добычи полезных ископаемых?
—Для того чтобы получить максимальную выгоду от таких проектов, государство должно серьезно задуматься над геолого­разведкой. Иностранные инвесторы не захотят покупать спецразрешение "на площадь". Они не понимают, что им продают — просто землю или участок, под которым действительно может что-то быть. Некоторые коллеги считают, что чем больше спецразрешений продано — тем лучше. Однако намного эффективнее предварительно найти площадь, которая, возможно, продуктивна, изучить до конца, оценить ее запасы. Тогда стоимость спецразрешения будет выше в десятки, иногда и в сотни раз. Мое личное мнение, что в вопросах разработки редко­земельных, сланцевых месторождений и шельфа Черного и Азовского морей государство должно идти по договору о совместном разделе продукции.

На каком уровне в этом году государство будет финансировать геологоразведку?
— В прошлые годы геологоразведка была привязана через специальный фонд к налогу, основным плательщиком которого являлся НАК "Нафтогаз Украины". В связи с тем что НАКу постоянно давали отсрочку по налогам, геологи денег не видели. Теперь последние финансируются из общего фонда бюджета, и только в текущем году финансирование должно составить около 530 млн грн.

По оценкам многих экспертов, показатели добычи полезных ископаемых в прошлом году в Украине были провальными. Есть ли у государства время, чтобы вкладывать в геологию?
— Геология — это наука не быстро, но приносящая большие деньги государству. Не могу сказать, что прошлый год был провальным для добычи. Другой вопрос, что роста добычи нет. По той причине, что государственные компании "Укргазвыдобування" и "Укр­нафта" имеют большое количество месторождений и не ведут какие-либо работы по активному освоению этих месторождений. И почему бы в таком случае не дать зеленый свет частным инвесторам? Разве плохо, когда государству платит налоги инвестор, который развивает отрасль и привносит в нее новые технологии? Новые технологии сами по себе дороги. К тому же их использование подразумевает ввоз и эксплуатацию дорогого оборудования.

 Ранее инвесторы могли рассчитывать на господдержку, сейчас им придется решать эти вопросы самостоятельно?
— Государство не должно вкладывать средства в оборудование, как и выделять деньги на процесс освоения месторождения. Оно должно подготовить площадь к бурению, это и есть его вклад. Мы сейчас планируем закупать новое оборудование, но оно все полностью уйдет в НАК "Надра Украины". Сегодня механизм СРП и договоров о совместной деятельности такой, что инвестору сначала нужно будет утвердить его в Кабинете Министров. И сделать это без убедительных доводов и внушительных размеров инвестиций будет практически невозможно.

В последнее время достаточно часто приходится слышать, что Минэнергоуглепром и Минэкологии и природных ресурсов ведут переговоры с инвесторами и по разработке Черноморского шельфа и по добыче сланца. Нет ли конфликта интересов между двумя министерствами и какое из ведомств все-таки несет ответственность за реализацию этих планов?
— У меня к вам в таком случае встречный вопрос: кто отвечает за недра? Раз наше министерство отвечает за недра, — мы должны и готовы сотрудничать с инвесторами, которые намерены привлечь в страну новые технологии. Что касается Минэнергоуглепрома, то мы — партнеры в реализации государственных задач. Конфликта интересов нет.

Как решается вопрос сотрудничества с органами местной власти? Ведь в прошлые годы нередко именно несогласованность вопросов с местными советами тормозила работу инвесторов?
— Я надеюсь, что власти на местах пойдут нам навстречу. Без их решений о выдаче разрешений инвесторам нам не обойтись.

    Реклама на dsnews.ua