Вадим Точеный: "Если проект получит статус национального, местные чиновники будут работать в первую очередь именно по этому проекту"

Руководитель национального проекта "Энергия природы" "Если проект получит статус национального, местные чиновники будут работать в первую очередь имен

Руководитель национального проекта "Энергия природы" "Если проект получит статус национального, местные чиновники будут работать в первую очередь именно по этому проекту"

Назначение Вадима Точеного на должность главы национального проекта "Энергия природы" вызвало шквал обсуждений и в профессиональной среде, и в СМИ. За руководителем проекта закрепилось реноме креатуры бывшего главы АП Леонида Кучмы Виктора Медведчука. Кроме того, ему приписывали контроль над несколькими компаниями, которые реализуют проекты в сфере альтернативной энергетики. В интервью "ВД" Вадим Точеный прокомментировал информацию в том числе и касательно своей биографии, и реализации проекта "Энергия природы".

Вас называют человеком Медведчука, ссылаясь на ваше членство в СДПУ(о). Вы поддерживаете отношения с бывшим главой АП Леонида Кучмы?
— Я никогда не состоял ни в одной партии.

В СМИ фигурировала информация о том, что вам принадлежит несколько компаний, работающих в сфере альтернативной энергетики. Соответствует ли эта информация действительности?
— В последние 10 лет моя деятельность действительно связана со структурами, занимающимися возобновляемой энергетикой. С переходом на работу в Госагентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины я прекратил прямое сотрудничество с ними.

От кого вам поступило предложение возглавить проект "Энергия природы"?
— Такое решение было принято на первом заседании коллегии Госагентства. Процессу принятия решения предшествовал конкурсный отбор.

В ходе презентации проекта "Энергия природы" вы говорили о том, что должно быть принято политическое решение в его отношении. Что подразумевает такая формулировка — принятие законодательных актов?
— В Украине уже принято достаточное количество законов для этой отрасли, но есть ряд моментов, которые сдерживают потенциального инвестора. В Европе инвестор на этапе проектирования может подписать договор с государством на 20 лет о компенсации по "зеленому тарифу". У нас же ГП "Энергорынок" подписывает подобные договоры лишь на полгода. Наша позиция — если закон уже принят, почему бы сразу не установить компании-инвестору тариф до 2030 года?

Сейчас готовится законопроект "О национальных проектах", в котором будет предусмотрен механизм упрощения процедуры регистрации для инвесторов, сокращения срока получения разрешительных процедур, а также определены новые механизмы защиты вложенных средств. В пользу инвесторов будет и так называемая "зеленая улица" — механизм получения полного пакета разрешительной документации для начала строительства станций на альтернативных источниках. Вплоть до отдельных правительственных решений или решений местных властей.

Какие главные проблемы возникают у инвесторов?
— Их множество — от поиска источников финансирования до решения вопросов землеотвода. Отдельно стоит проблема модернизации объединенной энергетической системы, к которой невозможно подсоединить большие мощности. Реализация большинства проектов необоснованно растягивается во времени из-за непростой процедуры землеотвода. При этом необходимо собрать увесистый пакет документов, включающий массу согласований. Вся процедура сбора и оформления документов, помимо официальных платежей, включает и "неофициальные". Необходимость пройти многочисленные инстанции создает почву для различных лазеек и коррупционных схем.

Сейчас реализация проекта в ветроэнергетике занимает около 36 месяцев. Насколько вы можете помочь инвестору сократить этот срок, если проекту будет присвоен статус "национальный"?
— Максимально. Для национальных проектов будет упрощена схема землеотвода до трех месяцев. Если проект получит статус национального, местные чиновники будут работать в первую очередь именно по этому проекту.

Комиссия, которая будет присваивать проектам статус "национальный", уже создана?
— Примерный состав комиссии уже определен. Мы рассчитываем провести первое заседание и объявить о ее создании уже в ближайшие недели. Также, в ближайшее время, мы сформируем необходимый перечень документов для заявки на получение статуса "национальный проект" и откроем официальный прием документов. Затягивать дальше нельзя, обращений со стороны областных и райадминистраций с просьбой предоставить проектам статус "национального" очень много.

Какова процедура утверждения состава комиссии?
— Состав комиссии будет утверждаться приказом главы Госагентства. (Владиславом Каськивым — прим. "ВД"). В нее войдут представители НАЭР, нашего агентства. Это будет Межведомственная комиссия. Предположительно в нее войдет шесть человек. Сейчас решается вопрос, будет ли это уровень первых лиц, или заместителей ведомств. Вполне возможно, что участие в формировании пула примут также представители Минэкологии и природных ресурсов, Минэнергоуглепрома.

Сколько инвесторов сейчас претендует на получении статуса "национальный проект"?
— Уже насчитывается свыше сорока проектов — в ветроэнергетике, солнечной энергетике, малых ГЭС и биотопливной отрасли. Пока мы не можем предоставить расширенную информацию об инвесторах, нужно учитывать требования о конфиденциальности. Но как только мы этот вопрос урегулируем — огласим весь список.

Но, насколько нам известно, производители биотоплива были лишены возможности участия в проекте "Энергия природы". Собственники предприятий в беседах с "ВД" жаловались на то, что их проекты не смогут получить статус национального.
— Готовятся изменения в Закон "О зеленом тарифе". Если они будут приняты, то тогда участники этого рынка также смогут принять участие в реализации нацпроектов. Но сразу хочу сказать, что у нас будет четкий критерий по финансовым объемам реализации проектов. Рассматриваться будут заявки только тех компаний, где объем инвестиций составит не менее $100 млн. Кроме того, ни один проект, который имеет нерешенные судебные вопросы и тянет за собой шлейф других спорных проблем, рассматриваться не будет.

Ключевыми критериями отбора будут также возможности привлечения украинских трудовых ресурсов, использования отечественных материалов, максимального срока эксплуатации оборудования.

Может ли Межведомственная комиссия лишить проект статуса "национальный"?
— Мы не являемся фискальным или превентивным органом, поэтому можем давать только рекомендации. У нас хватает в этой отрасли служб, которые проследят за соблюдением всех условий. Есть прецеденты, когда люди, совершенно не понимая, чем они занимаются, разными путями получают разрешения на исследование территории. Но все эти разрешения на проведение исследований имеют ограниченный срок действия. Сегодня мы имеем заявленых проектов на 20 тыс. МВт от инвесторов, которые хотят работать в Украине и говорят о готовности начать строительство уже сейчас. Но нужно научить говорить их правду — или ты инвестор, или — девелопер. Никто тебя за это не накажет. Просто если проекты не будут финансово обеспечены, то они вряд ли смогут получить статус национального.

Правда ли, что свободной земли под реализацию проектов в Крыму уже не осталось?
— Нет. Но под исследования ветропотенциала в Крыму действительно выделены достаточно большие территории. В свое время я занимался научной деятельностью в структуре НАН Украины и могу сказать, что не все территории в Крыму обладают ветроэнергетическим потенциалом, перспективным для строительства ветропарков.

Большинство проектов, как вы уже и сами успели заметить, реализуется в Крыму. Нужны ли такие объемы энергии полуострову?
— Ветропотенциал Крыма, по оценкам МНТЦ ветроэнергетики НАНУ, позволяет построить не менее 10 тыс. МВт экономически эффективных ВЭС. Избыток электроэнергии может передаваться из Крыма на материк. Но возможности крымской энергосистемы ограничены. Оценить их не так-то просто. Для этого нужно проанализировать состояния сетей и трансформаторных подстанций, а также возможности диспетчеризации в условиях работы мощных ВЭС. В настоящее время такую роботу выполняет харьковский институт Укрэнергопроект. Когда эта работа будет закончена, мы сможем получить точный ответ на ваш вопрос.

Как иностранные инвесторы реагируют на норму 30% отечественного производства и насколько она реальна?
— Сейчас эта норма их пугает. Никто из инвесторов не может понять, как формируются в конечном итоге эти 30%, что учитывается, что — нет. Однако эта цифра обоснована, поскольку в Украине есть незадействованные производственные мощности и трудовой ресурс. Не исключаю, что вопрос о 30% составляющей отечественного производства будет рассмотрен на первом рабочем заседании Межведомственной комиссии. Вполне вероятно, будет поднят вопрос о переносе этой нормы еще на какой-то период.

Почему?
— Сейчас у нас заявок на 19,5  тыс. МВт. Только в Крыму под проекты занято 9,5 тыс. МВт. Но нужно учитывать, что сюда входят все данные: кто дал заявку на землеотвод, кто получил техническое задание в облэнерго, кто проводит ветроизмерения. Предварительный анализ показывает, что уже нет возможности сделать такое производство максимально быстро хотя бы частично в Украине.

Кроме того, если цена или качество 30% украинской составляющей существенно отличаются от иностранных (в худшую сторону), то для инвесторов будет отсутствовать экономический смысл реализации подобных проектов. Если же такие материалы или сырье соизмеримы по критерию цена/качество с иностранными аналогами, то нет необходимости в установлении такого дополнительного обязательства.