Государево око по части использования бюджетных средств прозрело. Контрольно-ревизионное управление (КРУ) под руководством Николая Сивульского называет миллиардные суммы убытков, нанесенных государству любимыми менеджерами Леонида Кучмы. В тоже время идут проверки, которые могут коснуться и нынешних высокопоставленных чиновников. Кто стоит за скандалом с расчетами за туркменский газ? Сколько денег пожертвовали государственные монополисты на выборы? Об этом Николай Сивульский рассказал в эксклюзивном интервью "ВД".
Дело Бакая
Сегодня вы можете сказать о результатах проверок, которые проходили после вашего прихода на пост главы КРУ?
— Впечатляющие результаты дала проверка Государственного управления делами Президента (украинская аббревиатура ДУС — прим. "ВД"). Ведь мы впервые по поручению уже нового Президента проводили проверку этого органа, так как по закону ГлавКРУ контролирует только министерства и ведомства ниже по рангу. А более высокие структуры — ДУС, Верховную Раду, Кабмин и их хозяйствующие субъекты, все суды, прокуратуру, центризбирком — проверять может только Счетная палата. Она тоже проверяла ДУС, но результаты ее проверки радикально отличаются от наших, показывающих колоссальные злоупотребления на сумму 450 млн грн. Такое впечатление, что главной задачей ДУС было проведение приватизации наиболее лакомых кусочков госимущества, переданного управлению, и на это была направлена его кадровая политика.
- Вы имеете в виду главу ДУС Игоря Бакая?
— Его в первую очередь. Одним из первых шагов вновь избранного президента Леонида Кучмы в конце 1994 г. стало назначение комиссии под руководством Евгения Марчука для расследования деятельности корпорации "Республика", которой руководил Игорь Бакай. И на заседании Кабмина, где я присутствовал в должности первого заместителя министра финансов, был доклад о невыполнении обязательств по расчетам за газ с Туркменией на сумму более $200 млн. А в 1998 г. Бакай возглавил НАК "Нафтогаз України". Видимо, Леонид Данилович по достоинству оценил его "менеджерские качества". Деятельность Бакая на новой должности также привела к известным результатам. С РАО "Газпром" было подписано соглашение о долгах "Нафтогаза", которые возникли при Бакае. Это $1,4 млрд! И этого человека затем поставили руководить ДУС после скоропостижной смерти Дагаева. И что было сделано? Главный ущерб был нанесен приватизацией элиты санаторно-курортного комплекса Украины.
Курортный беспредел
- Как происходила "прихватизация" санаториев?
— Статьей 26 Закона "О курортах" категорически запрещено приватизировать санатории на территории курортов общегосударственного значения. Поэтому в начале февраля 2004 г. вышел указ Леонида Кучмы, которым ДУС разрешалось создание предприятий и их приватизация, хотя по Конституции управление госсобственностью должен осуществлять Кабмин. Тогда Бакай реорганизовал все санатории в государственные предприятия, то есть формально вывел их из-под действия Закона "О курортах". Но целостные имущественные комплексы госпредприятий могут быть реализованы только на конкурсной основе. Поэтому была использована норма ст.75 Хозяйственного кодекса о том, что имущество госпредприятий должно приватизироваться, как правило, по конкурсу и на аукционах. И в своих решениях Бакай начал писать "в виде исключения — без конкурса"… Я поражаюсь: или в юридической службе ДУС так действовали, потому что верили в победу своего кандидата, или у ее сотрудников действительно такой уровень? В Законе "О приватизации" четко записано, что норма о внеконкурсной продаже может применяться только после того, как предприятие не было продано на конкурсе или аукционе. Кстати, при оценке санаториев экспертные комиссии формировались на бесконкурсной основе. И, как правило, объекты оценивались на копейки выше балансовой стоимости. Так была приватизирована элита курортного фонда: бывшая дача Горбачева "Заря" в Форосе, бывшая госдача №1 "Глициния" в Нижней Ореанде, "Днепр" в Мисхоре, санаторий в Гаспре, "Зори Украины" под Симеизом. С "Зорями" вообще сложилась уникальная ситуация. Санаторий был передан на баланс государственного предприятия "Укрiнвестбуд", которое было создано еще до назначения Бакая в ДУС, но использовано им. Затем "Укрiнвестбуд" выдал вексель предприятию, которое якобы выполнило для него работы, хотя никакого документального подтверждения этому ревизоры не нашли. Потом через другую организацию этот вексель предъявляется "Укрiнвестбуду", и он… отдает "Зори". Вот так примитивно у государства был отобран один из лучших санаториев. После наших проверок уже предъявляются иски со стороны ДУС, прокуратуры. И процесс возврата государству проданной за бесценок собственности идет полным ходом. Как говорили в древнем Риме, "пусть падет Рим, но торжествует закон".
- Недавно премьер-министр Крыма сообщил о своем желании передать в ДУС Массандровский дворец, входящий в музейный фонд Украины. В Секретариате Президента говорят, что Виктор Ющенко не против. Не будет ли для вас это поводом проводить новую проверку и разоблачать уже новых руководителей?
— У нас нет оснований так считать. Но мы — контрольный орган, который будет выполнять свои функции, невзирая на лица. Если будет поручение Президента, то мы снова проверим и установим истину.
Новый скандал с туркменским газом
- Вы проводите проверку "свежих" долгов за туркменский газ, о которых недавно сообщил Виктор Ющенко?
— Поручение касается выполнения обязательств конкретных предприятий украинской стороны, в частности строительной компанией "Укртрансбуд" по возведению моста через Амударью. Уже обнаружены колоссальные злоупотребления. Туркменская сторона в счет согласованной стоимости моста ежегодно передавала украинской стороне газ по цене $36 за 1 тыс. куб. м, которая в свою очередь продавала его уже… по $23! И на эти деньги должны были построить мост. Это как в анекдоте: "Батько, перестаньте торговать, а то уже сдачу нечем давать!" В этой истории всплывают очень интересные структуры. Например "Eural Trans Gas" (венгерская компания, обеспечивающая транспортировку туркменского газа на украинский рынок — прим. "ВД"), ряд других. И в итоге возникает вопрос, на кого работает "Укртрансбуд"? По-моему, только не на государство!
- Вы можете назвать предприятия, которые, кроме уже названных, засветились в этом скандале, и сумму претензий к ним?
— Пока нет, мы еще работаем над этим. Могу сказать, что общая стоимость моста $123 млн туркменской стороной профинансирована почти на половину — на общую сумму 314 млн грн., а фактически расходы на сооружение моста составили 154 млн грн. То есть 160 млн грн. на нашей стороне исчезли. Эта деятельность уже привела к обострению стратегически важных отношений с Туркменией, обеспечивающей Украину энергоносителями. И после этого некоторые должностные лица безответственно заявляют, что туркменскую сторону нужно попросить дать еще газ, поскольку денег на мост не хватило!
- А что с проверкой Госрезерва, о которой сообщил первый помощник Президента Александр Третьяков?
— Мы проверяли условия хранения животного масла. Оказалось, что высокие должностные лица Госрезерва доруководились до того, что забыли обновить запас. И пропало масло на десятки миллионов гривен.
Избирательные миллиарды государственных монополистов
- Какие поручения вам дает Кабмин?
— Среди всех поручений их больше всего. И одно из сложнейших — проверка государственных монополистов. Вы можете поверить, что 26 госкомпаний, составляющих элиту промышленного комплекса Украины ("Энергоатом", "Нафтогаз", "Укртрансгаз", "Укрнафта", "Укрзалiзниця", "Укрспирт", "Укрспецэкспорт", "Надра України" и т. д.) за прошлый год принесли 82 млн грн. убытков! Хотя в 2003 г. они дали 1,7 млрд грн. прибыли. А еще за год до того — 2,2 млрд грн. Что произошло в 2004 г. — война, наводнение?
- Возможно электоральные битвы…
— Да, и это очень четко прослеживается. В частности, на железной дороге непроизводительные расходы составили 3 млрд грн. Сомнительные операции монополистов — около 900 млн грн. Сомнительные операции — это когда у частной фирмы заказывается аудит железных дорог на 300 млн грн., а потом совсем другая организация выполняет работу за 19 млн грн., а 281 млн грн. куда-то исчезает. Это 110 млн грн. якобы — на аэрофотосъемки, которые, как потом оказалось, не выполнены. Это оплата услуг по страхованию имущества железных дорог по тарифам в 2,5-3 раза выше, чем годом ранее. Как это называется с точки зрения здравого смысла? Транжирство? А благотворительная помощь от железных дорог на 1,5 млрд грн. и на 2 млрд грн. в целом по системе госкомпаний? При этом госпредприятиям по закону запрещено бесплатно передавать свое имущество, в том числе деньги. Кстати, благотворительный фонд при "Артеке" — только один из фондов, в который поступали эти деньги, пусть и самый крупный. А есть еще и "Артемида", инвалиды-ампутанты и ряд других. На кого эти фонды замыкались должны выяснять правоохранительные органы. Я могу сказать, что "Фонд содействия реконструкции Артека", который номинально находится в Одессе, там отсутствует. Его следы ищут другие органы. Благотворительную помощь оказывали все шесть железных дорог. Руководителя Приднепровской железной дороги (помощь на сумму 221 млн грн.) правоохранительные органы уже задержали. Но чем лучше руководители Одесской (117 млн грн.), Юго-Западной (348 млн грн.), Южной (292 млн грн.), Львовской (287 млн грн.), Донецкой (268 млн грн.) железных дорог?
- Похоже, что действия этих компаний перед выборами четко координировались…
— Все эти выплаты можно наложить на график (см. Диаграмму), и будет виден четкий рост до первого тура выборов с провалами в апреле, июле и августе. Но вспомните, в августе "Нафтогаз" провел погашение долгов перед РАО "Газпром" в счет предоплаты транзита газа на $1,25 млрд. Хотя до этого было подписано соглашение о погашении долгов, как принято в Европе, через выпуск ценных бумаг с рассрочкой погашения. Мы также проверяем облавтодоры, и уже есть сигналы, что они также занимались "благотворительной" помощью. Поэтому можно предположить, что кривая на графике будет более плавной. Наши последние проверки открывают общую картину массовых нарушений финансовой дисциплины с целью отмывания денег. Мы не знаем, делалось ли это для избирательной кампании или с целью обогащения лиц, которые руководили этим.
- Какой ущерб государству нанесли эти компании?
— Лидер по нарушениям в числе 26 госмонополий — "Укрзалiзниця", на нее приходится больше половины суммы претензий. Все остальные приблизительно равны, из них несколько выделяется "Нафтогаз". Кстати, этот монополист в 2002 г. принес балансовой прибыли аж 12 млн грн, в 2003 г. — 4,5 млн грн., в 2004 г.— 2,8 млн грн.! Могут ли работать на государственных должностях люди, которые показали такую эффективность?
- Можно ли в таком случае ожидать претензий к Юрию Бойко и его команде?
— Я могу сказать только то, что зафиксировали результаты проверки. Абсолютно неэффективная хозяйственно-финансовая деятельность и масса злоупотреблений. А уж, какое наказание кто понесет, — это не наша компетенция.
- Закрыт ли для вас вопрос по строительству моста через Днепр в Киеве и Дарницкого вокзала?
— Проверки завершатся не раньше, чем через два месяца.
Региональный и земельный вопросы
- Можно ли сказать, что какие-то регионы для КРУ более проблематичны?
— Безусловно, это районы с большим промышленным потенциалом: Донецк, Луганск, Днепропетровск, Харьков, Николаев, Крым. Там наиболее сложные вопросы с приватизацией и собственностью, и есть множество оснований проводить контрольные действия, помимо плановых проверок.
- Вы можете поделиться первыми результатами проверок в сфере землепользования?
— У нас есть предварительная информация о нарушениях. О результатах доложу до конца июня. "Горячими точками", по нашим данным, могут оказаться Крым, Киев, Одесса.
- Будет ли у КРУ право проводить внеплановые проверки без судебного разрешения?
— В 1990-х годах практиковался увод госпредприятий от госконтроля. И сегодня государство не всегда может полноценно контролировать свою собственность. Поэтому мы подали в Верховную Раду законопроект, закрепляющий за КРУ такие полномочия: внеплановые проверки без судебных разрешений, встречные проверки, государственный аудит предприятий и учреждений бюджетной сферы, субъектов хозяйствования с долей госимущества в уставном фонде свыше 50%. Надеемся, что на этой сессии закон будет принят при поддержке пропрезидентских фракций. Хотя… посмотрим, какую линию изберут депутаты.
Человек Тимошенко и Ющенко
- Как вы относитесь к сложным отношениям между сторонниками Виктора Ющенко, работающими в Кабмине и СНБОУ?
— Я смотрю на действия новой власти и вижу большое желание навести порядок. Для нас благо то, что разные структуры "конкурируют" между собой. Ведь такого количества поручений от власти КРУ еще не получало. И чем больше у нас поручений от Кабмина и Совбеза, тем больше становится известно о нарушениях. Я горжусь своим коллективом, который не втягивался в политические игры.
- А как вы реагируете на то, что вас называют человеком Юлии Тимошенко?
— Да, в прошлом я вместе с Юлией Владимировной, Геннадием Тимошенко, Антониной Болюрой, Евгением Шаго (бывшие руководители корпорации "ЕЭСУ" — прим. "ВД") боролся против притеснений со стороны власти. А помните, как в ходе теледебатов Виктор Янукович вспомнил об уголовном деле против заместителя Виктора Ющенко по Нацбанку Владимира Бондаря (якобы незаконное размещение золотовалютных резервов Украины в иностранном банке — прим. "ВД")? Я уверен, что на очереди тогда был Виктор Андреевич, до него просто не успели добраться. Поэтому все мы прошли через большие испытания. И сегодня мой непосредственный руководитель — Виктор Пинзенык, далее — Юлия Тимошенко и №1 — Президент Виктор Ющенко.
Беседу вел Юрий Николов