• USD 42.3
  • EUR 43.3
  • GBP 51.4
Спецпроекты

Кворум есть

Реклама на dsnews.ua

Н едавно депутаты приняли поправки к закону о хозобществах. Теперь для проведения собрания акционеров необходимый кворум может быть снижен до 50%+1 акция (раньше — 60%+1 акция).

Изменение правил игры приведет к новой волне передела собственности в Украине. Война будет жестокой, и коснется она около десятка самых лакомых предприятий. Президент Виктор Ющенко одним росчерком пера может дать старт новому этапу естественного отбора в украинском бизнесе, а может, учитывая не самые лучшие отношения с инициировавшими законопроект "регионалами", ветировать закон.

"Черное золото" — ключевая битва

По мнению многих наблюдателей, главная мишень депутатов, проголосовавших за изменение корпоративных правил, — контроль над "Укрнафтою". Несмотря на то, что 50% + 1 акция "Укрнафти" принадлежат НАК "Нафтогаз України", всеми денежными потоками компании оперативно управляет менеджмент группы "Приват", контролирующий около 42% акций. Цена вопроса — около $1 млрд (годовая выручка "Укрнафти"). Некоторые депутаты на условиях анонимности уверяют, что закон о кворуме принят в интересах группы СКМ Рината Ахметова. Подтверждением этому является тот факт, что законопроект о снижении кворума подал депутат Юрий Воропаев, неоднократно как юрист представлявший интересы Рината Ахметова.

Попытки взять под госконтроль "Укрнафту" предпринимались и в прошлом, но так и не были доведены до конца. В мае 2005 г. на компанию нацелились БЮТовцы и социалисты. Аналогичный принятому на днях законопроект в ВР подавали Николай Рудьковский, Олег Билорус и Юрий Костенко. Но тогда на руку Коломойскому сыграли не самые теплые отношения между главой правительства Юлией Тимошенко и руководителем НАК "Нафтогаз України" Алексеем Ивченко. Инициативам по отстранению "Привата" от управления нефтедобывающей компанией не суждено было состояться.

Во времена первой попытки провести через ВР закон Игорь Коломойский уже отчетливо понимал, чем это ему грозит. "Представьте, мы заносим в "Укрнафту" все активы, которые контролируем. Потом Верховная Рада принимает закон о том, что кворум на собрании — 50% + 1 акция. Собирается собрание, нам всем говорят: "До свидания! Большое спасибо за занос всех активов, теперь мы сами поуправляем компанией, в которой есть мощности Одесского порта, мощности Ильичевского порта, НПК "Галичина", ОАО "Нафтохiмiк Прикарпаття", 1100 заправок и добывающие мощности".

Как в воду глядел. Так и будет, если не помешает одно обстоятельство — автономность главы Минтопэнерго Юрия Бойко от Виктора Януковича. Для того чтобы непосредственный контроль над нефтедобытчиком получило правительство, "Укрнафту" следует переподчинить Кабмину (сейчас госпакетом управляет "Нафтогаз").

Реклама на dsnews.ua

Юрий Бойко во времена, когда он возглавлял НАК, уже имел возможность создать государственную ВИНК в виде отдельного юрлица, но почему-то этим не воспользовался, объяснив это следующим образом: мол, подконтрольные предприятия и так координируются, без отдельного юридического управляющего центра. Пока же государство "тормозило" с созданием ВИНК (идея превратилась в виртуальный "долгострой"), "приватовцы" занимались делом — формировали ВИНК "под себя". Сотни своих заправок (сети брендов "Сентоза" и "Авиас") Игорь Коломойский продал "Укрнафтi", обеспечив ВИНК последним необходимым звеном цепочки — сбытом. Позже он выкупил у Игоря Еремеева и НПЗ "Галичина". Однако тоже почему-то не пытался создать управляющую компанию, регулируя все вручную.

Если теперь "донецкое" правительство получит "Укрнафту" в управление, оно тут же сменит близкий к "Привату" менеджмент. И займется формированием недостающего звена — переработки. Снижение кворума при определенных обстоятельствах поможет вернуть государству контроль и над ЗАО "Укртатнафта" — крупнейшим в Украине НПЗ. Сейчас у "Нафтогазу України" в ЗАО всего около 46%. Однако можно изменить расклад сил, добившись через суд отмены сделок по продаже более 10% акций "Укртатнафти" офшорным компаниям, близким к руководству Татарстана (первому зампремьера Татарстана Равилю Муратову).

Возможен, но маловероятен, и другой сценарий. Компания "УкрГаз-Энерго" (структура на паритетных началах контролируется "РосУкрЭнерго" и "Нафтогазом України") уже заявила о намерении поставлять российскую нефть в Украину и даже продавать бензин на розничном рынке. Юрию Бойко неоднократно вменяли лоббирование интересов РУЭ, поэтому нельзя исключать, что под видом необходимости загружать украинские НПЗ нефтью одиозная бизнес-структура войдет в акционерный капитал ВИНК и в конечном итоге поглотит ее.

Впрочем, источники "ВД" утверждают, что существует негласная договоренность между группами Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова о разделе влияния в энергетическом секторе: Фирташ и Бойко контролируют газовый рынок посредством "Нафтогазу України" и РУЭ, а Ахметову отходит нефтяная отрасль в виде нефтяной ВИНК.

Не обидят и Игоря Коломойского. Если "Приват" потеряет контроль над "Укрнафтою", скромной компенсацией для бизнес-группы станет единоличное управление Кременчугским сталелитейным заводом (монополистом в производстве стального литья для железнодорожного машиностроения). Напомним: основные противоборствующие стороны — группы "Приват"-ТАС, владеющие около 58% акций КСЗ, и СКМ-"Форум", у которых более 30%. Если закон о кворуме вступит в силу, "Приват" сможет самостоятельно провести собрание акционеров и сменить менеджмент завода на лояльный к себе.

Телефонное право

Руководители и собственники норвежской телекоммуникационной компании Telenor наверняка откупорили бутылки дорогого шампанского в день, когда наши депутаты фактически подарили скандинавам контроль над "Киевстаром". Сейчас, напомним, в своих руках последние сконцентрировали 56,5% акций этой телекоммуникационной компании.

А Михаил Фридман, лидер финансово-промышленной группы "Альфа", расстроен до невозможности: ведь 1 июля следующего года подконтрольный ему 43,5% пакет акций "Киевстара" значительно упадет в цене. Именно с 1 июля депутаты решили ввести в действие закон о кворуме для предприятий, в которых контрольный пакет акций принадлежит частным структурам. Уже несколько лет Telenor и группа "Альфа" в судах воюют за украинский мобильный гигант "Киевстар". Пользуясь тем, что для проведения собрания акционеров необходимо 60% акций "Киевстара", группа "Альфа" претендовала на равные условия в управлении компанией. Однако теперь телекоммуникационной "дочке" "Альфы", компании Altimo, владеющей пакетом "Киевстара", придется ой как не сладко. "Если Президент подпишет указ в той редакции, в которой я видел его последний раз, то Telenor сможет действовать гораздо более уверенно в разрешении конфликта между акционерами "Киевстара", — говорит Алексей Дидковский, юрист, представляющий интересы норвежцев.

Шкуры недобитых медведей

Нынешний председатель Фонда государственного имущества Валентина Семенюк не признает за государством права распоряжаться контрольным пакетом акций Никопольского завода ферросплавов. По мнению председателя Фонда, акции НЗФ еще не переведены на счет государства, несмотря на то, что представители группы "Приват" и даже Генеральной прокуратуры убеждают Семенюк в обратном. Александр Рябченко, руководитель Международного института приватизации, уверен, что ситуация кардинально изменится, как только закон о кворуме вступит в силу. По мнению эксперта, правительство и Фонд наверняка воспользуются возможностью взять НЗФ под свой контроль. Предчувствуя трагедию, собственник консорциума "Приднепровье" Виктор Пинчук активно стимулирует своих юристов поторопиться с разрешением спора вокруг права собственности на 50% + 1 акцию НЗФ в свою пользу. В результате уже две судебные инстанции признали консорциум "Приднепровье" добросовестным приобретателем контрольного пакета акций НЗФ. Семенюк заявляет, что она этого так не оставит. Ведь в ближайшее время перед ней откроется возможность "поуправлять" крупнейшим ферросплавным заводом Европы. Можно констатировать, что "Приват" оказался в пикантном положении. С одной стороны, днепропетровцы, по данным СМИ, уже договорились с "Приднепровьем" о совместном управлении заводом, не прекращая попыток повлиять на Фонд и заставить взять в свое управление 50% + 1 акцию НЗФ. По ныне действующим правилам ФГИ пришлось бы договориться с одной из бизнес-групп о совместном проведении собрания акционеров никопольского завода. С другой — закон о кворуме путает карты "Привату": теперь Семенюк не понадобится помощь частных акционеров, и Фонд сможет самостоятельно определять, кто же будет руководить операционной деятельностью завода.

Еще одна потенциальная линия конфликта — Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд. Под занавес своего премьерства Юрий Ехануров подписал распоряжение о достройке КГОКОРа с участием частного инвестора. Консорциум "Смарт-груп" Вадима Новинского и "Металлоинвест" Алишера Усманова праздновал победу над компанией Mittal Steel, также претендовавшей на участие в достройке комбината. Ведь благодаря одной не совсем ясной формулировке в распоряжении правительства Еханурова именно "Смарт-груп" и "Металлоинвест" получили возможность в обмен на сотни миллионов долларов инвестиций в КГОКОР получить 50% + 1 акцию предприятия.

Пока идет подготовка к реализации проекта и совместное предприятие государства и частного инвестора не создано, для российских бизнесменов все еще остается риск "пролететь" в этом проекте. Тем более что Валентина Семенюк неоднократно настаивала на проведении открытого конкурентного конкурса по отбору инвестора для КГОКОРа. С принятием закона о кворуме достройка ГОКа наверняка будет заморожена, поскольку вряд ли бизнесмены будут вкладывать более $800 млн в предприятие, которое в любой момент может выйти из-под их контроля. Ведь у государства остается 50% + 1 акция, чего вполне достаточно для единоличного управления предприятием. Даже если "Металлоинвест" получит четкие гарантии от нынешнего правительства о сохранности своих инвестиций, все равно никто не может предсказать, что будет с предприятием, а точнее — государственной долей в нем, в случае отставки Януковича. Поэтому в ближайшей перспективе следует ожидать жестких дискуссий о том, нужна ли вообще государству доля в КГОКОРе и не стоит ли ее продать частному инвестору, например, за все те же $800 млн?

Компания Mittal Steel наверняка заявит, что готова заплатить за госдолю в КГОКОРе гораздо больше. Наиболее любопытный вариант развития событий в истории с КГОКОР-ом — продажа государством своей доли комбината компании Mittal Steel или консорциуму украинских инвесторов (состоит из Южного ГОКа, "Индустриального союза Донбасса" и ММК им. Ильича). Но при этом желательно сохранить в собственности государства 1 акцию ГОКа, которая в случае конфликта между инвесторами стала бы "золотой" и позволила бы ФГИ или правительству выступать в роли арбитра. Однако вряд ли подобный вариант устроит кого-либо из инвесторов, поэтому стоит ожидать жестокой борьбы между претендентами на КГОКОР или замораживания реализации проекта, пока правительство не решит, хочет ли оно отдать частным структурам всю власть на единственном государственном ГОКе.

Титанические усилия

Еще одно поле, на котором в перспективе могут пройти ожесточенные бои, — завод "Крымский титан". По признанию Дмитрия Фирташа, одного из крупнейших официальных собственников "РосУкрЭнерго", он контролирует структуру, владеющую 50% + 1 акцией завода. Несколько месяцев назад состоялось собрание акционеров "Крымского титана". Несмотря на противоречия между Евгением Дмитриевым, председателем правления завода, и представителями компании RSJ, подконтрольной Фирташу, существенных изменений в раскладе сил на предприятии не произошло. Но с виду мирное окончание холодной войны между государством и частным акционером вряд ли продлится долго. Ведь чиновники вместе с изменениями в законе о хозяйственных обществах получат в подарок власть над "Крымским титаном". У RSJ, конечно, есть влиятельный инсайдер в кресле министра топлива и энергетики, но ведь собственником акций "Крымского титана" является ФГИ, возглавляемый пылкой социалисткой Семенюк. Минпромполитики, тем временем, управляется близким к Константину Григоришину министром Анатолием Головко. То есть, несмотря на широкую сферу влияния "РосУкрЭнерго", никто не гарантирует неприкосновенности подконтрольных ей негазовых активов. И замминистра промполитики Константин Кучер уже заявил, что необходимо скорейшим образом выставить на продажу госпакет акций "Крымского титана". Насколько известно, чиновники хотят прописать особые условия под этот конкурс, наверняка для сохранения интересов компании RSJ. В принципе, особые условия всегда были "палочкой-выручалкой" для бизнесменов, близких к власти, а также неплохим источником доходов для чиновников ФГИ. Все бы хорошо, да вот народные депутаты хотят прикрыть столь выгодную лавочку, причем законом, который запретил бы продавать госимущество с дополнительными требованиями к претендентам. "Крымский титан" является стратегическим предприятием, и это дает правительству железобетонное право во благо безопасности государства обязать ФГИ прописать особые условия для инвестора. Но если учесть, что на "Крымский титан" в свое время претендовал российский миллиардер Виктор Вексельберг, то очень вероятно, что определенная группа депутатов и команда Януковича сойдутся в битве не на жизнь, а на смерть за интересы своих покровителей.

Тест для Президента

Люди, знакомые с Президентом, говорят, что вплоть до последнего момента нельзя предсказать, какое он примет решение по ключевым государственным проблемам. Это подтверждает и история с видеокассетой, на которой было записано заявление Ющенко о роспуске парламента. Говорят, что лишь в последнюю минуту звонок из Секретариата главы государства остановил запуск пленки. Закон с понижением кворума — очередной тест на решительность Президента. На его глазах ФПГ лоббируют выгодное им усиление на ряде предприятий. И наверняка в окружении Ющенко найдутся люди, которые объяснят, чем этот закон хорош.

Однако те ФПГ, которые становятся жертвами закона о кворуме, тоже начали информационную обработку лидера государства. Можно вспомнить недавнюю встречу Виктора Ющенко и Михаила Фридмана. Очевидно, что помимо трипольской культуры и реставрации Львова, миллиардер и первое лицо государства обсудили экономическую ситуацию в стране. Ни для кого не секрет, что Фридман — против изменений в законе о кворуме, по указанным выше причинам.

На аудиенции у Президента уже побывал и Игорь Коломойский. Во время встречи Ющенко показал Коломойскому макет будущего "Мистецького Арсеналу", — судя по озабоченному лицу "приватовца", он прикидывал в уме, во сколько обойдется финансирование украинской стройки века во имя безопасности своих инвестиций в "Укрнафту". Однако при всей активности отечественных, и не только, бизнес-кругов последнее слово, очевидно, останется за семьей Президента. После подписания договора на поставку газа в Украину интернет пестрил статьями, в которых семья Президента обвинялась в причастности к "РосУкрЭнерго" или, по крайней мере, в ее финансовой ангажированности со стороны этой структуры. Если подобные предположения правдивы, родственникам главы державы осталось лишь договориться о том, какую долю они получат в вертикально-интегрированной компании, создание которой напрямую зависит от подписи Президента под законом о кворуме. Причем у Ющенко еще остается возможность красиво выйти из ситуации и предложить поправки в закон, дабы оставить в силе необходимость присутствия собственников 60% акций на собрании акционеров частных предприятий. С одной стороны, такой шаг продемонстрировал бы желание Президента сохранить статус-кво в корпоративной структуре частного сектора и позволил бы Ющенко завязать хорошие отношения с Михаилом Фридманом. С другой же — Ющенко выглядел бы как сторонник максимальной реализации прав государства на предприятиях, в которых ему принадлежит контрольный пакет акций.

    Реклама на dsnews.ua