Подорожник

По правилам волейбола, если один из игроков крикнул "Я!" и пошел на мяч, команда должна уступить. Глава Укравтодора Владимир Демишкан, вне работы увле

По правилам волейбола, если один из игроков крикнул "Я!" и пошел на мяч, команда должна уступить. Глава Укравтодора Владимир Демишкан, вне работы увлекающийся волейболом, применяет это правило не только в спорте. За долгое время государственной службы он научился в нужный момент кричать "Я" и вовремя отступать.

В один из майских дней 2010 г. в офис Государственной службы автомобильных дорог Украины (Укравтодор) нагрянули ревизоры КРУ. Визит не обещал быть дружественным и затянулся на целый месяц. Поиски нарушений ожидаемо закончились громким скандалом. Неожиданной оказалась лишь фамилия одного из его фигурантов. Мало кто удивился, когда руководитель Укравтодора времен правительства Юлии Тимошенко Вадим Гуржос в связи с проверкой в срочном порядке отправился за границу "на лечение". Странным выглядело другое: его преемник уже при Кабмине Николая Азарова — Валерий Вощевский — подал заявление на увольнение. Это кресло он получил весной по квоте Блока Литвина. Но всего на два месяца. По результатам майской проверки фамилия Вощевского наряду с фамилией Гуржоса оказалась в материалах уголовного дела. Претензии — незаконное отчуждение государственного имущества на сумму более 20 млн грн.

Сейчас в Укравтодоре почти ничего не напоминает о недавнем скандале. Только в кабинете руководителя теперь сидит не литвиновец Вощевский, а регионал Владимир Демишкан. Он в очередной раз вовремя по-волейбольному крикнул "Я!". С помощью контролеров и уголовного дела партия власти получила контроль над ведомством с бюджетом в 7,4 млрд грн. Партнеры по парламентскому большинству предпочли вслух претензий не высказывать. Пикантно­сти ситуации придает один нюанс: непосредственный патрон Владимира Демишкана — министр транспорта и связи Константин Ефименко — креатура Блока Литвина. Вероятно, поэтому решать рабочие вопросы г-н Демишкан предпочитает непосредственно с высшим руководством Кабмина. За время беседы с "ВД" он сделал несколько увесистых комплиментов по поводу профессиональных качеств премьера Николая Азарова и первого вице-премьера Андрея Клюева, однако ни словом не обмолвился о министре транспорта.

Впрочем, политическая неоднородность руководства отрасли пока не вылилась в публичные конфликты. Тем более что в строительстве дорог Демишкан — далеко не новичок. Для него это уже третье пришествие в Укравтодор. Два предыдущих пришлись на 2001-2003 и 2006-2007 гг. Ради очередного возвращения в ведомство наш собеседник с легкостью оставил кресло губернатора Винницкой области. И обещает сдать депутатский мандат, который уже четыре месяца сохраняет в нарушение Конституции.

 Губернаторское кресло изначально было для вас временным, пока не освободилась должность в Укравтодоре?
— На должности губернатора я проработал 50 дней. Прекрасная область, хорошие люди, мне было легко и комфортно работать там. Но я человек команды, и ее желания для меня закон, — я так иду по жизни. Поэтому когда встал вопрос о том, что в Укравтодоре необходимо менять руководство, было принято решение пригласить меня. Я не понаслышке знаю это направление. Мне предложили вернуться в Укравтодор, и я согласился.

 Долго уговаривать вас не пришлось?
— Первый вице-премьер позвонил мне и сказал, что с учетом массы нарушений и нестабильной работы Укравтодора принято решение о том, чтобы я возглавил отрасль. Я согласился.

В результате кадровой перестановки Укравтодор фактически перешел от Блока Литвина к Партии регионов. Со стороны это выглядит как предательство партнеров по коалиции…
— Я не считаю это предательством по одной простой причине: раз есть коалиция, значит, у ее участников есть определенные обязательства. Человек, который выдвинут на должность руководителя Укравтодора от партнеров по коалиции, обязан выполнять поставленные задачи, отрасль должна была работать. А когда отрасль умирает, в чем здесь предательство с нашей стороны? Человек изъявил желание, но своими действиями начал разрушать отрасль. Конечно, это не понравилось руководству страны.

Возможно, следовало дать представителям Блока Литвина второй шанс?
— Если президент ставит задачу поднять экономику Украины, все направления должны работать на улучшение экономических показателей. А когда при предыдущем руководителе сотрудники ведомства работали три дня в неделю по четыре часа в день, это ненормально. Отрасль была доведена до такого состояния, что мы до сих пор не можем запуститься, чтобы работать полную рабочую неделю. Но, я думаю, в ближайшее время эти вопросы утрясутся. Самое главное, что в работе будут задействованы все предприятия Укравто­дора и все частные предприятия. В этом году мы сдадим много объектов, которые важны для проведения Евро-2012. Это реконструкция дороги Киев — Львов, две развязки на въезде в Житомир и одна — на въезде в Ривне, автодорога Киев — Лубны. Кроме того, хотим к концу года сдать Жулянский путепровод, который уже 12 лет не могут реконструировать. Я даже заключил пари на ужин в ресторане с бывшим премьер-министром Украины Виталием Масолом. Мы с ним объезжали этот объект. Я рассказал о своих планах, он ответил: "Этого не может быть, это несерьезно". Тогда я предложил пари. Надеюсь, что выиграю.

Для реализации таких амбициозных планов нужно финансирование. А в июле ваша депутатская карточка проголосовала за сокращение бюджетных расходов на строительство дорог общего назначения на 1,8 млрд грн. Когда глава Укравтодора поддерживает такие решения, это выглядит по меньшей мере странно.
— Это решение руководства страны — Кабинета Министров и президента. И оно правильное. Экономическая ситуация очень сложная. Все вопросы, которые решаются и голосуются в Верховной Раде — это согласованная позиция, планомерная политика выхода экономики Украины из кризиса. Если бы я в тот день находился в парламенте, однозначно лично проголосовал бы за сокращение этой статьи расходов.

С вами предварительно этот вопрос обсуждался?
— Естественно. Мы разговаривали с министром финансов, обсуждали перспективу, искали выход. Это не спонтанно делается. Поверьте, это все отрабатывается и обсуждается.

 Вы не сдаете депутатский мандат на случай, если кресло руководителя Укравтодора все-таки придется освободить для кого-то из нынешних или будущих партнеров по коалиции?
— Не поверите, но просто не было времени. В последнее время мне приходилось проводить так много встреч и держать на контроле так много вопросов, что я просто забывал о некоторых элементарных вещах. Иногда мы здесь до 11 часов вечера занимаемся документами. Никакого умысла в том, что я не сдал мандат, нет. Он лежит у меня дома. А заявление о сложении депутатских полномочий я в июле написал, оставил его в регламентном комитете.

 Где комфортнее чувствуете себя — в парламенте или в Укравтодоре?
— Я чувствую себя комфортно там, где есть конкретная работа. Политика — тоже конкретная работа, но она не для меня. Ведь, пока примут твой закон и станет виден результат, проходит много времени. А я привык видеть результат сразу. Есть объект, мы его построили, сдали, люди пользуются, им приятно и мне приятно. Для этого важен союз единомышленников. Сейчас в моей команде работают профессионалы, которые могут ввести в эксплуатацию любой объект без нарушений. Это люди, которым я доверяю.

Конфликт интересов
За бизнес-интересы четы Демишкан де-юре отвечает супруга. По крайней мере, на нее оформлены бизнес-активы семьи руководителя Укравтодора. Владимир Демишкан с осторожностью, присущей многим госслужащим, никогда не "светился" лично не только в качестве руководителя, но и в роли учредителя коммерческих структур. Тогда как его жена, Ирина Демишкан, реализовывала бизнес-возможности в нескольких отраслях, начиная с торговли и заканчивая сельским хозяйством. Но наиболее любопытный бизнес-опыт семья Демишкан приобрела, естественно, в дорожно-строительном деле.

Когда в 2006 г. наш собеседник во второй раз возглавил Укравтодор, его супруга выступила соучредителем двух коммерческих структур, специализирующихся на строительстве автострад и аэродромов, — "Юникострой" и "Дорстрой". А уже в 2007 г. эти компании выиграли шесть тендеров на капитальный ремонт дорог на сумму почти 220 млн грн. Заказчиком тендеров выступили региональные отделения Госслужбы автомобильных дорог. В частности, фирма "Дорстрой" получила заказ на капремонт автодороги Стрый — Тернополь — Кировоград — Знаменка в родной для Владимира Демишкана Кировоградской области.

Такой тандем бизнеса и государственной службы не вызвал вопросов у контролирующих органов. По крайней мере, законность результатов этих тендеров не оспаривалась. Но одна из компаний семьи Демишкана позднее все же попала под прицел контролеров. В 2008 г. после проверки выполнения госзаказа фирмой "Юникострой" ГлавКРУ обнаружило, что та завысила стоимость своих услуг на 183 тыс. грн. по сравнению с цифрами, утвержденными в проектной документации. А еще через год эта же компания стала объектом внимания налоговой администрации. Фискалы несколько раз вносили "Юникострой" в списки должников по заработной плате и платежам в бюджет. По словам Владимира Де­мишкана, это стало причиной продажи дорожно-строительного бизнеса. Однако вопрос, кому он был продан, наш собеседник оставил без ответа.

 Конфликт интересов, когда вы возглавляете Укравтодор, а компании, принадлежащие вашей супруге, побеждают на дорожных тендерах, вас не смущает?
— Абсолютно не смущает, потому что никаких нарушений не было. Эти компании, как и все остальные, участвовали в тендерах и выигрывали на общих основаниях. Они полностью отработали заказы, при этом ничего не заработав. Они едва выживали и в итоге были проданы. Это обыкновенные компании. Если бы в этом было что-то незаконное, контролирующие службы и силовые структуры уже давно терзали бы меня по этим вопросам. Я с государством в азартные игры не играю. Но, естественно, каждый человек в жизни старается найти возможность реализоваться. Что зазорного в том, что создана та или другая фирма? На мой взгляд, ничего.

Любому здравомыслящему человеку понятно, что в этой ситуации остальные игроки рынка попадали в неравные условия.
— Никаких вопросов, которые касались бы нарушений, не было. А то, что иногда пишет пресса — дешевые надуманные сенсации. Я на это стараюсь не обращать внимания. Я делаю дело и знаю, что мой результат — конкретные построенные объекты.

Ваши семейные компании были проданы не из-за конфликта интересов?
— Они, честно говоря, не удались. Поэтому возник вопрос: зачем эта головная боль? Налоговая предъявила супруге претензии, потому что нечем было платить зарплату сотрудникам. Тогда я ей сказал: "Не нужен мне твой бизнес, продай его". На этом все закончилось.

 Когда состоялась сделка по продаже?
— В прошлом году.

 Вы интересуетесь судьбой этих предприятий сейчас?
— Нет, абсолютно.

 У вас не было желания самому заняться бизнесом?
— Нет. Я сейчас имею возможность создавать рабочие места тысячами. Если пойдет работа в Укравтодоре, тысячи людей вернутся из-за границы. Я видел, в каких условиях живут наши заробитчане в Польше, России, Италии. В Польше украинцы убирают клубнику, живут в сараях, рядом со свиньями. Но когда будет возможность жить и получать нормальную зарплату в своей стране, они все бросят и вернутся. Я к этому стремлюсь.

Самолет и убийство
Неизгладимый след на репутации Владимира Демишкана оставило уголовное дело в отношении сына Сергея. Демишкан-младший — один из трех обвиняемых в похищении и убийстве в 2007 г. киевского предпринимателя Василия Кривозуба, владельца частной авиакомпании "Крунк". Мотив преступления — бизнес-конфликт. Компания Сергея Демишкана "Вікторія Авіа" арендовала у фирмы Кривозуба грузовой самолет Ан-26. Юридически сделка была оформлена как лизинг с последующим выкупом.
По одной из версий, сын Владимира Демишкана попытался убедить делового партнера продать самолет по заниженной в несколько раз цене (оценочная стоимость — $400 тыс.), однако тот отказался. По другой — прислал фальшивую платежку, пытаясь заполучить самолет даром. Как бы там ни было, предпринимателя вывезли в один из поселков под Киевом и утопили в реке.

Долгое время нынешний глава Укравтодора эту тему не комментировал. Более того, после скандала, получившего широкую огласку благодаря нардепу от НУНС Геннадию Москалю, из биографии Владимира Демишкана на сайте Партии регионов исчезла информация о детях от первого брака, в т. ч. сыне Сергее. Сейчас Демишкан-старший утверждает, что "сына подставили", чтобы дискредитировать отца как руководителя Укравтодора. Однако имен заинтересованных лиц не называет. Да и подробности такого рода в уголовном деле не фигурируют. Между тем расследование тянется уже третий год. В феврале 2010-го дело в очередной раз отправили на доследование. Потому что все это время, по мнению суда, оно расследовалось "неправильно, неполно, с нарушениями уголовно-процессуальных норм".

 Почему так затянулось следствие в отношении вашего сына?
— Я знаю одно: следствие ведется, и оно, в конце концов, покажет истинную картину. Это был заказ для того, чтобы выбить меня из колеи. Потому что когда в 2007 году мы сдали тысячу километров дорог (для сравнения: за год до этого, при другом руководстве, были сданы всего 18 км), это работало на имидж Партии регионов и правительства. А я в какой-то мере тоже входил в состав правительства тогда и вхожу сейчас. Поэтому меня пытались всячески нейтрализовать — вплоть до того, что даже шли угрозы по телефону. Но это не имело эффекта.
И чтобы выполнить политический заказ, пошли другим путем, где на их пути встретился сын. К сожалению, он не просчитал ситуацию, в которую попал, причем не по своей воле. Самое главное, что он и хлопец-то нормальный, имеет три высших образования. Он просто не просчитал ситуацию.

 Вы следите за расследованием этого дела?
— Я не вмешиваюсь. Когда-то журналисты проводили встречи с силовиками, следователями прокуратуры, спрашивали, имеет ли какое-то влияние на следствие Владимир Демишкан (я тогда уже был депутатом). Следователи сказали: нет. Я ни разу ни у кого ни о чем не просил, ни с кем не встречался и не говорил о деле в отношении сына. Есть правосудие, следствие, они разбираются.

Дети высокопоставленных руководителей часто становятся объектом компромата. Вы обсуждали эту проблему со своими детьми?
— Конечно, я говорил с ними по этому поводу, приводил примеры, рассказывал. Но использовать детей в политической борьбе — это высочайшая подлость. Я не думаю, что люди, которые за этим стоят, смогут наслаждаться жизнью. Они все равно будут наказаны.

 Возможно, проблема еще и в том, что вы мало времени отводили на общение с детьми от первого брака?
— Я никогда не рвал отношения с детьми от первого брака. Я поддерживаю отношения и с детьми, и с внуками (у Владимира Демишкана три сына, дочь и трое внуков — прим. "ВД"). Когда умерла первая жена, дети были со мной, они никогда не были обделены вниманием. И сейчас я нахожу время на встречи с ними. Редко, конечно, но все равно встречаемся.

От рыбалки к волейболу
Рабочий день главы Укравтодора начинается в 7:30 утра и заканчивается иногда после 23:00. Напряженный рабочий график накладывает отпечаток на его увлечения. Свободное время он использует для релаксации и восстановления сил, а не на коллекционирование или изучение психологии. Любимое занятие Владимира Демишкана вне работы — охота и рыбалка. В 2008 г. он стал соучредителем общества охотников и рыболовов "Кедр". К слову, этот клуб прописан по адресу, по которому также значится хорошо известная украинцам резиденция "Межигорье". А в рядах учредителей клуба, кроме Демишкана, министр топлива и энергетики Юрий Бойко и еще один известный регионал и бывший министр, ныне возглавляющий Черкасскую область, — Сергей Тулуб.
В компании коллег Владимир Демишкан не только охотится, но и занимается спортом. Еще одно его увлечение — игра в волейбол. Пребывая в парламенте, он обязательно находил время на то, чтобы сразиться в этом виде спорта с депутатами из фракции БЮТ. Впрочем, на время парламентских каникул это хобби пришлось отложить. А в отпуске глава Укравтодора предпочитает отдыхать от политики с семьей.

 Что лучше всего помогает вам держать себя в тонусе?
— Я люблю волейбол. Всегда, когда есть возможность, стараюсь играть. В Верховной Раде мы дважды в неделю вечером после работы ходили в спортзал. Игры начинались в 18:30 — сборная команда Партии регионов против сборной БЮТ. И за весь период дружеских встреч — это были товарищеские матчи — мы ни разу им не проиграли.

 Госслужба вытесняет из вашей жизни спорт?
— Не полностью. Когда закончатся парламентские каникулы, мы опять будем встречаться после работы.

 Отпуск в этом году на неопределенное время переносится?
— Да. Пока что отпуск не планирую.

А где обычно предпочитаете отдыхать?
— Только в Крыму. Несколько раз из интереса ездил за границу, но это не то. Около четырех лет назад поехали с семьей на пять дней в Анталию. Убедился, что нет лучшего моря, чем у нас в Крыму. В Турции вода очень соленая и тяжелая. Во многих местах нет пляжа. На якорях стоят площадки, люди по лестнице с трех-четырех­метровой высоты спускаются с них к морю, а потом плывут на искусственный пляж и там купаются и загорают. А вокруг все насыщено кораллами, острыми как бритва. Я тогда наступил на коралл, обломалось 12 осколков, мне их час вытаскивали из ноги в больнице. Не лучшее впечатление произвел Кипр — я был там два раза, выезжал с семьей на первомайские праздники на три дня. Там тоже тяжелое, соленое море. В Крыму вода гораздо приятнее.

Где именно в Крыму вам особенно комфортно?
— Обычно отдыхаю в Партените, на территории бывшего военного санатория. Там прекрасный парк, пляж и очень насыщенная сеть кафе, ресторанов, развлекательных заведений. Часто проходят концерты, на набережной играют музыканты — заслушаться можно. Моя семья тоже очень любит там отдыхать. Иногда останавливаюсь в Ялте, но Партенит — самое любимое место.

Пересекаетесь там с коллегами по парламенту?
— Очень редко. Там есть санаторий "Дюльбер", где в основном отдыхает депутатский корпус. Я там был один раз с семьей давным-давно и путевки приобретал сам, но больше туда не езжу.

Перспективы
Укравтодор для Владимира Демиш­кана — как глубоководная яма для сома. В том смысле, что он вполне готов осесть здесь надолго. На этом месте нашему герою даже комфортнее, чем в кресле народного депутата. Он уже давно освоился в ведомстве, а управление дорожным хозяйством — его специальность. Руководство Кабмина кандидатура Демишкана на этой должности тоже устраивает. Во многом благодаря его умению не демонстрировать эмоции публично и уступать. Единственное, что может заставить нашего героя поменять среду обитания в обозримом будущем — политические компромиссы. Регионалы пока не отказались от идеи расширить парламентскую коалицию до конституционного большинства. А ситуация с экс-главой МЧС Нестором Шуфричем показала, что ради весомого пополнения коалиционных рядов партия власти готова делиться креслами с ситуативными партнерами. Даже если из-за этого за бортом остаются собственные "штыки".
От карьеры Демишкана-старшего на государственной службе напрямую зависит и успех семейного бизнеса. Когда Владимир Демишкан покидал Укравтодор, у этих структур возникали финансовые проблемы. Наверняка с его возвращением в ведомство бизнес пойдет в гору. Не исключено, что семья решит обратить внимание и на другие отрасли. Один из последних активов супруги Владимира Демишкана — сельскохозяйственное предприятие. Судя по всему, чета решила диверсифицировать коммерческие риски. А выращивание зерновых — учитывая мировой продовольственной кризис, весьма перспективное направление.