• USD 42.3
  • EUR 43.3
  • GBP 51.4
Спецпроекты

НАТЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Реклама на dsnews.ua

Н егативное отношение общества к татуировкам сегодня заметно померкло. Если раньше людей с наколками боялись, будучи уверенными в их криминальном прошлом, то сейчас большинство обывателей своих сограждан с татуировками уже не боятся, но еще и не понимают: мол, зачем уродовать собственное тело? Однако те, кто побывал под иглами татуировщиков, уверены: тату — это не только красивое и модное украшение, но и способ, с помощью которого при желании можно изменить свою судьбу.

"Пришла ко мне как-то 55-летняя женщина, — вспоминает Сергей Богуцкий, тату-дизайнер салона художественной татуировки "Скорпио". — Семейная жизнь у нее не сложилась, муж ушел, со здоровьем были проблемы, и она решила начать новую жизнь с посещения салона. Чтобы замаскировать все шрамы и растяжки на ее животе и бедрах, мы сделали большую татуировку. Получилось очень стильно. Через пару лет бывшая клиентка зашла в гости, рассказала, что благодаря нанесенному орнаменту перестала стесняться своего тела, начала следить за собой, занялась фитнесом, тем самым укрепив здоровье... А демонстрировала свое обновленное тело женщина на пляже, где, кстати, познакомилась с обеспеченным мужчиной, ставшим ее новым мужем. Такие случаи, когда нательный рисунок помогал людям в жизни, не единичны. Одним словом, профессия мастера тату оказалась столь "благодарной", что я даже не мог себе и представить".

Жертвы искусства

Несмотря на то, что украинский рынок тату-услуг зародился лет десять назад, а интенсивно развиваться начал примерно в 2002 году, серьезных игроков на нем сегодня немного. В Киеве, например, насчитывается не более десятка тату-студий: "Планета Tattoo", "Скорпио", "У ДеДа", Tattoo House и т.д. А вот тату-салонов гораздо больше: они есть почти при каждой парикмахерской и практически при каждом салоне красоты. Главное отличие студии от салона в том, что в последнем татуировки поставлены "на поток", т.е. мастера в большинстве тату-салонов творчеством не грешат, рисуя клиентам шаблонные татуировки и делая дамам перманентный макияж.

Работы в салонах красоты татуировщикам явно не хватает, поэтому в штате они не числятся, а появляются в салонах время от времени, по мере того как к ним на прием запишется определенное количество человек. Обзвон салонов красоты и парикмахерских показал: мастера, делающие тату, появляются в салонах примерно 2-4 раза в месяц и берут за свои услуги по 10-20 грн. за кв. см и по 400-500 грн. за татуаж губ либо глаз. Впрочем, даже такое "редкое" сотрудничество является взаимовыгодным: салон предлагает своим клиентам популярную услугу, забирая к тому же у татуировщика процент за посредничество (чаще всего 40-50% от выручки), а мастер не тратится на рекламу, получая помещение, уже соответствующее всем санитарным нормам.

"При организации салона тату один из основных моментов — решить в санстанции вопрос с помещением, — говорит Виктор Карпенко, директор студии "Планета Tattoo". — К нему предъявляется масса требований, поэтому чаще всего организовывают салон там, где этот вопрос уже решен, — в парикмахерских либо салонах красоты. Однако татуировщик в таких салонах — это мастер по вызову, зачастую обслуживающий сразу несколько салонов. При этом ответственности перед клиентом никто, как правило, не несет. Обычно руководитель парикмахерской даже не знает, как должна быть организована работа мастера тату, а потому вопрос о необходимости соблюдения правил стерильности часто даже не поднимается. А многие татуировщики, вынужденные делиться половиной выручки с хозяином салона красоты, попросту на этом экономят: стерилизуют иглы, вместо того чтобы пользоваться одноразовыми, используют остатки краски, оставшиеся от работы с предыдущим клиентом и т.д.".

Студии тату, в отличие от салонов красоты, делают упор на искусство, набирая в штат не просто мастеров, а, в первую очередь, талантливых художников, способных сделать из спины или живота клиента живописное полотно. Естественно, отличаются и цены на подобные творения: если в салонах красоты берут в основном по 10-20 грн. за кв. см, то большинство студий оценивать свое мастерство в квадратных сантиметрах уже не согласны, оговаривая цену за работу с каждым клиентом отдельно. Как правило, татуировка величиной со спичечный коробок оценивается не меньше, чем в $30, в зависимости от сложности работы, размеров, количества красок, места нанесения и прочих факторов. К примеру, большой портрет может потянуть на $800-1000 и выше. Правда, и времени на такую татуировку уходит гораздо больше: если обычное тату размером 10*10 см наносится за 1,5-3 часа, то картина на полживота выполняется за 20 и более часов.

Реклама на dsnews.ua

Постоянное превышение спроса над предложением позволяет татуировщикам время от времени существенно поднимать цены на услуги. Если в 2002 г. нанесение на кожу иероглифа стоило около 100 грн., то через три года цена повысилась до 200 грн., а сейчас подобное удовольствие стоит уже 450 грн. Впрочем, украинским ценам еще далеко до мировых и российских, где нанесение того же иероглифа стоит $150-200.

В общем-то, сделать в Украине татуировку можно и по ценам, ниже рыночных, — у кустарей-одиночек, выполняющих заказы на квартирах. Заплатить за это удовольствие нужно совсем немного — от 40-50 грн. за татуировку размером с сигаретную пачку, однако за стерильность и качество никто в этом случае не поручится.

В последнее время выбор клиентов все больше склоняется в пользу легальных студий и салонов, хотя и у кустарей работы пока хватает. Сегодня на столичном рынке действуют около 70 мастеров тату, сотрудничающих с салонами красоты и парикмахерскими, и до десятка студий, предоставляющих клиентам, кроме татуировки, также услуги пирсинга, шрамирования и перманентного макияжа. В целом легальный рынок услуг тату, по оценкам его участников, составляет более $1 млн. При этом конкуренции на рынке практически не чувствуется: битвы за клиента как таковой нет, хотя и профессиональными секретами мастера между собой не делятся.

Что касается клиентской аудитории, то, как ни странно, мужчин и женщин среди желающих украсить свое тело примерно поровну — должно быть, из-за минимальной болезненности операции. В основном это молодежь от 20 до 35 лет, причем если парни предпочитают разукрашивать плечи, руки и лопатки, то девушки делают себе орнаменты на крестце и пояснице.

Количество желающих украсить себя татуировкой увеличивается в предотпускной период. Июль-август, как правило, — мертвый сезон: клиенты демонстрируют разукрашенную кожу на пляжах. К концу сентября спрос вновь увеличивается, хотя сезонные колебания довольно незначительны. "Сезонность в спросе больше всего заметна в сегменте ширпотребных татуировок, — считает пожелавший остаться неназванным мастер студии Odin-Tattoo. — Большинство людей хотят украсить тело перед летним сезоном. Однако те, кто относится к этой культуре серьезно, делают татуировки в холодное время года, осенью или зимой. Дело в том, что в этот период татуировки лучше заживают, прямое же попадание на тату солнечных лучей нежелательно на протяжении первых трех месяцев".

Бизнес вне категорий

Создание тату-студии — дело довольно затратное, особенно если владелец желает не просто "шлепать" татуировки, а предоставлять еще и услуги перманентного татуажа, боди-арта, пирсинга и шрамирования. Кроме того, некоторые студии занимаются продажей оборудования (машинок для татуировки и прокалывания частей тела) и расходных материалов (игл, красок и т.д.), что составляет большую часть оборота предприятия.

На создание подобной полноценной студии понадобится около $20 тыс. с учетом аренды помещения в центре, закупки оборудования и оформления витрин. Можно, конечно, вложиться и в сумму поскромнее: для закупки оборудования и расходных материалов для нанесения татуировок понадобится где-то $3 тыс., а арендовать офис на окраине можно и за $500 в месяц. Однако раскрутить такую студию будет, конечно, тяжелее, да и клиенты, не получая всего спектра услуг, могут уходить к другим мастерам. Зато при правильной организации бизнеса его рентабельность может достигать 25-30%.

"Затраты на создание студии тату и пирсинга окупаются как минимум за пару лет, — говорит Виктор Карпенко. — А чтобы выйти на уровень рентабельности в 30%, придется хорошо потрудиться, хотя у татуировщиков-одиночек этот показатель может доходить и до 50%. Что же касается отдельных мастеров, оформленных, как частные предприниматели, и трудящихся в пределах одной студии, как это происходит в нашей "Планете Tattoo", то хорошие мастера получают до 35% от выручки — за месяц набегает $1 тыс. и более".

Кадровый вопрос для студий тату, как правило, не актуален. Хороших мастеров никто не ищет, потому что все они давно известны и трудятся при студиях либо салонах. А новые студии, появляющиеся на рынке, работников тоже не набирают, поскольку большинство частных предпринимателей, открывающих студии тату, являются директорами и татуировщиками в одном лице. "Сейчас работаю с несколькими салонами красоты, однако в будущем планирую открыть собственную студию, — делится мастер тату Олег Мирошниченко. — Первым мастером буду я сам, а второго возьму только в крайнем случае — если уж совсем заказами завалят. Но, думаю, в первые пару лет этого не случится".

Потребность в новых людях появляется лишь в случае расширения студии, и тогда в напарники берется либо свой же ученик, либо товарищ, реже — незнакомый человек с хорошей рекомендацией. "В первую очередь мастер должен быть порядочным человеком, — делится Сергей Богуцкий. — На втором месте — талант художника. Мастерству же татуировщика можно без проблем обучить, это дело нехитрое".

Учат татуировщиков в тех же студиях тату. Официально, с выдачей диплома, заверенного Международной ассоциаций тату и пирсинга, сейчас обучают лишь в студии "Планета Tattoo". Правда, записи "мастер тату" в реестре украинских профессий нет. Поэтому при оформлении бумаг на частное предпринимательство мастера вынуждены выбирать графу "другие виды деятельности", в связи с чем возникает ряд проблем. Главная трудность состоит в том, что в этом случае к мастерам тату не предъявляется никаких требований относительно соблюдения стерильности при контакте с кровью. В итоге все вопросы, касающиеся стерилизации и одноразовости инструментов, остаются на совести самих мастеров.

"При оформлении разрешения на открытие салона в санстанции его часто приравнивают к парикмахерским, стоматологическим кабинетам и т.д., — рассказывает Игорь Гружевский, мастер студии татуировки и пирсинга "У ДеДа". — Кроме того, в государстве нет четких норм, регламентирующих требования к краскам и прочим материалам. Поэтому в этих вопросах татуировщики полагаются лишь на собственную совесть. Я, например, несу ответственность за клиентов, в первую очередь перед собой, самостоятельно контролируя соблюдение первого правила медицины "Не навреди", хотя клятву Гиппократа я не давал".

Тату для авто

Говоря о дальнейшем развитии украинского рынка услуг тату, его участники отмечают несколько тенденций. В первую очередь это дальнейший рост цен на услуги, а также увеличение количества тату-салонов. Впрочем, бума в количественном отношении на рынке не произойдет, а вот качество работ мастеров будет повышаться. Этому способствует активизация профессионального движения татуировщиков: в частности, в феврале будущего года вот уже в третий раз в рамках выставки "InterCHARM-Украина 2007" будет проводиться Международный тату-фестиваль "Tattoo-Collection-2007".

Еще одной тенденцией рынка является некоторое изменение клиентских предпочтений относительно "содержания" татуировок. Как таковой моды на определенные виды татуировок не существует, ведь тату — не одежда, носить сделанную однажды наколку придется всю оставшуюся жизнь. Однако определенные модные веяния все же заметны и в этой сфере. Так, если лет пять назад девушки предпочитали рисовать на руках обручи, то сейчас дамы украшают себя узорами в области поясницы, причем большой популярностью пользуются иероглифы и кельтские орнаменты.

Кстати, разрисовать в студиях тату можно не только тело, но и любимые вещи. К примеру, студия "Скорпио" предлагает клиентам тату на бокалах и стаканах, а мастера "Планеты Tattoo" готовы сделать татуировку автомобилю. Стоит украшение предметов дороже, чем тату на коже, однако спрос на услугу есть, причем с каждым годом он увеличивается.

Впрочем, какие бы тенденции на рынке ни появлялись, основная идея неизменна: мало кто из татуировщиков считает тату ремеслом, а не искусством. Наверное, поэтому новые тату-студии появляются нечасто, укрупняются еще реже, а уж средним и тем более большим бизнесом студиям и салонам тату не стать никогда.

"Больших денег на татуировках не заработаешь, — считает Игорь Гружевский. — Если ставить процесс "на поток", не учитывая, насколько нужна каждому клиенту та или иная татуировка, максимум через пару лет клиенты исчезнут, поскольку люди поймут, что сделали ошибку, и начнут отговаривать от опрометчивого шага друзей и знакомых. Татуироваться ведь нужно осознанно, и часто мастер должен даже отговаривать людей, пришедших к нему делать тату. Принцип товар-деньги-товар здесь работает не слишком четко, ведь татуировка — это искусство, оценить которое сложно. На мой взгляд, пока что услуги тату в Украине бизнесом назвать сложно, и было бы хорошо, если бы это направление просто обзавелось некими официальными нормами безопасности, однако бизнесом так никогда и не стало".

ПАСПОРТ РЫНКА

  • Объем рынка: более $1 млн.;
  • Количество участников: до десятка крупных студий, около сотни мастеров при салонах красоты и несколько сотен кустарей-одиночек
  • Рентабельность: 25-30%
  • Цены: от $30 до $1 тыс. и выше
    Реклама на dsnews.ua