Нынешней осенью парламенту предстоит перелопатить целый ворох законодательных инициатив, направленных на стимулирование владельцев предприятий вкладывать деньги в их модернизацию. Некоторые из законопроектов уже появились в перечне вопросов, планируемых к рассмотрению на текущей сессии. Большая часть подобных инициатив — "на подходе".
Готовящиеся изменения — начало воплощения в жизнь стратегии экономического развития на ближайшие пять лет правительства Виктора Януковича, призванной обеспечить рост экономики. Достичь этого роста планируется весьма оригинальным способом — отнять в одном месте и прибавить в другом. А именно — путем снижения налогов высвободить определенную сумму средств. Ее, как почему-то убежден премьер, предприятия тут же массово направят на модернизацию и расширение производства.
Если парламент поддержит большинство предлагаемых законопроектов, то в Украине действительно будут созданы весьма привлекательные условия для инвестирования из собственных средств. Это, впрочем, не гарантирует ожидаемого властями эффекта экономического роста.
Виктор Янукович крайне обеспокоен тем, что промышленный потенциал Украины практически исчерпан. Оборудование предприятий большинства ключевых отраслей почти выработало свой ресурс. По оценке премьера, теплоэнергетика исчерпает свой ресурс уже через 3-5 лет, а в металлургии изношенность основных фондов достигает 80%. Поэтому Кабмин "принял и реализует ряд антикризисных мер, закладывая фундаментальные основы для реконструкции и модернизации ведущих отраслей экономики". К примеру, уже в 2007 г. предлагается уменьшить перераспределение ВВП через бюджет с 35 до 30% и таким образом на развитие экономики мобилизовать 36 млрд грн. "Этот ресурс даст производству толчок для наращивания темпов и создания продукта нового качества", — оптимистично полагает премьер. Но тут очевидна и другая сторона медали — упомянутые 36 млрд грн. недополучит доходная часть бюджета. Компенсирует ли украинская экономика хотя бы эту же сумму в виде инвестиций, вопрос открытый. Ведь таких обязательств с промышленников пока никто брать не собирается.
По мнению директора департамента экономических исследований и публикаций МЦПИ Алексея Блинова, от бюджета следующего года уже сегодня слишком завышенные ожидания. Впрочем, сторонников инвестиционной направленности бюджета следующего года в Украине более чем достаточно. "Если мы вернемся к перераспределению ВВП через сводный бюджет на уровне 30,2% с 35%, как это предлагается в проекте Госбюджета-2007, то стимулируем ускорение роста экономики и создание новых рабочих мест", — отметил председатель совета НБУ, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец. "За последние восемь лет, как только увеличивалось перераспределение через бюджетный сектор, так сразу происходило падение темпов экономического роста", — соглашается с ним экс-министр финансов, директор института финансовой политики Игорь Митюков.
Главный вопрос во всем этом — почему нагрузка на ВВП падает так сильно, ведь на прямые дотации отраслям и предприятиям проектом Закона о бюджете-2007 планируется потратить все поступления от приватизации, а это еще 10 млрд грн. Предполагается, что 3 млрд грн. из них получит топливно-энергетический комплекс, а остальное — промышленники и аграрии. Снижение доходной базы бюджета в пользу крупного бизнеса будет компенсироваться обильными внешними займами. Как внешними (6 млрд грн.), так и внутренними (3,8 млрд грн.). На руку промышленности сыграет и возврат СЭЗ и ТПР. По планам правительства, при реализации инвестиционных проектов в этих зонах и территориях предприниматели смогут не платить налог на прибыль и таможенные платежи при ввозе оборудования и комплектующих.
Высокие ожидания правительства относительно роста инвестиционной активности не так уж беспочвенны. Сегодня можно констатировать, что желание вкладывать деньги в предприятия у владельцев есть. Более того — что инвестиционные потоки на модернизацию, как показывает статистика, уже растут. К примеру, в первом полугодии инвестиции в металлургию выросли на $128 млн. Другое дело, что деньги заводятся, мягко говоря, обходными путями. По уровню прироста в первом полугодии (27%) лидируют инвестиции из Кипра — излюбленной офшорной зоны отечественных ФПГ. Активизация кипрских офшоров — свидетельство роста объема реинвестиций на модернизацию промышленности. Оттуда в Украину перетекло $2,043 млрд. Другой популярный "инвестор" — Британские Виргинские острова — догоняет Кипр, поставив в Украину $777,6 млн.
Кроме хорошо проторенного пути — кипрских офшорок, инвестируют в модернизацию и другими способами, например, путем увеличения уставного капитала. На днях одно из крупнейших предприятий "Смарт-груп" в Украине — Ингулецкий ГОК — решил увеличить УФ на 90%. Таким образом предприятие получит более чем 325 млн грн. инвестиций для реализации амбициозного проекта по внедрению технологии прямого восстановления железа из концентрата. О начале данного проекта Ингулецкий ГОК договорился этим летом с японской KobeSteel и австрийской Hares Group.
В поиске новых способов завода денег на предприятия ФПГ проявляют все большую изобретательность. Так, СК "АСКА" выплатит $56 млн страхового возмещения меткомбинату "Азовсталь", понесшему убытки в результате самовозгорания доменного газа в марте 2006 г. Как известно, и СК, и меткомбинат входят в орбиту влияния СКМ.
Так что сказать, что крупный украинский бизнес остро нуждается в льготах, было бы преувеличением. Динамика инвестиций в основной капитал и так высокая. "Если посмотреть на крупный бизнес, то он достаточно активен, в последние годы ФПГ инвестируют за рубежом. Те же металлурги покупают предприятия за рубежом и не испытывают каких-то проблем с оборотными средствами. Цены на металл, на химпродукцию уже давно очень высоки", — отмечает Алексей Блинов. "Если вспомнить ситуацию начала этого года, то "плакались" больше металлурги (по поводу цен на газ), а в химической отрасли была "тишина", — говорит эксперт. — Потому что с их (химиков) стороны было бы просто неприлично при ценах на некоторые виды удобрений в два-три раза выше пятилетней давности говорить о том, что им не хватает денег и их убьет повышение цен на газ. Я думаю, это опасная риторика — давать предприятиям деньги на реконструкцию. Потому что, хотя речь и не идет о прямом дотировании из бюджета, налоговые льготы — это тоже дотирование, хоть и непрямое". Если бы повысившийся уровень цен на газ был бы столь критичен для промышленности, что действительно не обеспечивал бы выгодную экономику производства, деньги на оптимизацию энергопотребления заводы уже давно нашли бы. К примеру, наиболее распространенным в мире путем — привлечением заимствований, в чем они не особенно активны. Кому деньги реально нужны
В то же время приток настоящих (не островных) внешних инвестиций Украина фактически сдерживает. "Палки в колеса" приросту инвестиций, как ни странно, активно строит топливно-энергетический блок, в частности, возглавляемое Юрием Бойко Минтопэнерго. Несмотря на то, что Янукович подчеркивает катастрофическую нехватку инвестиций в теплоэнергетику, Бойко заявляет о нецелесообразности возобновления приватизации энергогенерирующих компаний. В свою очередь, первый вице-премьер Николай Азаров выступает за начало приватизации ТЭС, подчеркивая, что в ближайшие 3-4 года отрасль потребует срочных денежных вливаний в объеме $12 млрд. А всевозможные эксперты (от Всемирного банка до консалтинговых компаний) уже лет пять советуют Украине отдать на приватизацию энергетику, дабы в отрасль пришли реальные деньги и реальные собственники, умеющие сопоставлять вложенное и полученное.
Еще одна отрасль, где также ярко виден парадокс инвестиционной политики коалиционного правительства, — добывающий сектор. Юрий Бойко категорично высказался в пользу того, что перспективные запасы углеводородов должны разрабатывать именно государственные компании. Но всем известно, что своих средств у них нет, поэтому инвестировать они могут только за счет кредитов. По словам Бойко, в ближайшие два года для разработки глубоководных запасов черноморского шельфа госкомпаниям необходимо привлечь $500-800 млн.
Одновременно в Украине происходят прецеденты вытеснения иностранцев из сферы добычи ресурсов. Под угрозой позиции как минимум двух иностранных компаний, проникших в добывающий сектор во время работы прошлого Кабмина,— Shell и Vanko International. Сомнения по поводу того, что соглашения, заключенные НАК "Нафтогаз України" и Shell по совместной разработке запасов Днепровско-Донецкого бассейна, не будут полноценно реализованы, пока не выходят за рамки мнений экспертов и наблюдателей. Однако в случае с американской Vanko, не так давно выигравшей правительственный конкурс на разработку перспективного Прикерченского участка черноморского шельфа, уже появились реальные проблемы. Куратор природоохранного ведомства, лицензирующего разработку недр, Василий Джарты обвинил Vanko в несоблюдении в полной мере требований конкурса на право заключения соглашения о разделе продукции. Попутно выяснилось, что Vanko планирует переуступить свою долю в проекте третьим компаниям. И хотя на днях топ-менеджеры Vanko посетили Украину и попытались решить возникшие вопросы с первыми лицами правительства, о том, что в конфликте поставлена точка, говорить еще рано. Участники переговоров с украинской стороны отмечают, что пока спорные проблемы решены не будут, соглашение о разделе продукции с этой компанией не будет заключено.
Сложно судить, данный инцидент — следствие недобросовестности иностранного инвестора либо осознанной политики властей по вытеснению иностранцев. Тем не менее, совокупность высказываний и действий правительства подтверждает: оно явно не спешит распахивать двери перед иностранным капиталом. Даже если последний и является реальным шансом для толчка к развитию экономики. Ведь та же Vanko готова инвестировать в добычу суммы в несколько миллиардов долларов, тогда как украинским госкомпаниям будет весьма проблематично привлечь кредитные ресурсы в $900 млн.
Хотя действующий Кабмин и заявил о курсе на инвестиционно-инновационную модель экономики, такие намерения еще даже не "полдела". Красивые и близкие рассудку большинства электората идеи о необходимости поддержки национального производителя наверняка будут "приземлены" в процессе исполнения до банальных льгот вполне конкретным группам собственников. При этом наметившаяся тенденция закрытия границ для прихода крупного иностранного капитала в наиболее интересные сектора украинской экономики вновь превращает ее в замкнутый круговорот денег, где бюджетные средства под видом инвестиций перераспределяются в олигархические кармаформы собственности предприятия.
Как государственные, так и частные компании всегда оправдывали свое нежелание вкладывать средства в модернизацию тем, что они обязаны это делать из налогооблагаемой прибыли, а не из капзатрат. Один из недавно поданных на рассмотрение ВР законопроектов (о внесении изменений в некоторые законы Украины — относительно реинвестирования) как раз предусматривает освобождение от налогообложения части прибыли, которую предприятия приоритетных отраслей экономики реинвестируют в обновление или расширение производственных фондов. А также освобождение от НДС имущества, вносимого как инвестиция, в том числе иностранная, в уставный фонд.
Еще один проект закона (относительно стимулирования инвестиций для преодоления депрессивности территорий и приоритетных направлений развития регионов) сулит рискнувшим начать там работу инвесторам предоставление инвестиционного кредита. В виде отсрочки по уплате ввозной пошлины и НДС при ввозе на таможенную территорию нового оборудования.
Вслед за двумя первыми законопроектами, направленными на активизацию инвестиций, в ближайшее время появятся и другие. Один из главных будет касаться нормы амортизационных отчислений. Как утверждает глава парламентского комитета по вопросам промышленности и предпринимательства, "регионал" Сергей Матвиенков, комитет заканчивает подготовку законопроекта, предусматривающего повышение ставок амортотчислений. Комитет также прорабатывает акты, направленные на стимуляцию внедрения предприятиями энергосберегающих технологий через систему налогообложения или другие механизмы.
Специфический диалог правительство ведет с ведущими игроками нефтепереработки. С одной стороны, правительство берется удовлетворить давние просьбы НПЗ о налоговых льготах для ввоза оборудования для модернизации, и не только. С другой — требует взамен конкретный график вложения инвестиций. Так, нефтяники должны вложить за пять лет в модернизацию заводов $3,5 млрд, а конкретный график инвестиций по годам разработает экспертно-аналитическая группа.
Около двух лет положение украинских НПЗ было удручающим — четыре из шести НПЗ (кроме Лисичанского и Кременчугского) периодически надолго останавливались. В условиях введения нулевой пошлины на импорт бензина, производство топлива на украинских НПЗ не было экономически привлекательным. Технология заводов, некоторым из которых более 40 лет, не обеспечивала хороший выход светлых нефтепродуктов, поэтому стоимость корзины продуктов украинских НПЗ не была конкурентной по сравнению с корзиной современных заводов, в том числе Мозырского и Мажейкяйского, продукция которых завозится в Украину. В то же время, нефтеперерабочики сами уже давно намекали властям, что для масштабной модернизации нелишним было бы дать им соответствующие налоговые льготы. Правительство Януковича подготовило и собирается в ближайшее время подать на рассмотрение ВР 8 законопроектов, предусматривающих:
- введение нулевой ставки НДС и таможенных пошлин на ввоз оборудования для реконструкции заводов;
- повышение сниженных в мае 2004 г. пошлин на импорт нефтепродуктов до прежнего размера;
- освобождение от налогообложения прибыли, которая направляется на программы модернизации;
- установление дифференцированных акцизных сборов на нефтепродукты (снижение ставок для более качественных нефтепродуктов);
- установление оптимальных тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов.
В других отраслях о подобных требованиях и не слышали — т.е. уже намечается деление инвесторов на "своих" и "чужих". Почему? Как известно, большинство активов в украинской нефтепереработке сконцентрировали российские нефтяные компании. Тогда как собственники металлургии и многих других ключевых отраслей географически и идеологически для нынешней власти гораздо "роднее".
ВЛАДИМИР ЗАПЛАТИНСКИЙ: "Инвестиции в 2007 году вырастут на 60-65%"
Председатель комитета ВР по экономической политике Владимир Заплатинский уверен, что поля для инвестирования в Украине хватит всем: и украинцам, и иностранцам, хватило бы денег. Депутат приветствует "смелый" бюджет следующего года и защищает украинские судостроительные предприятия от агрессивного поглощения.
>>Каковы, на Ваш взгляд, наиболее существенные плюсы и минусы презентованного правительством бюджета-2007?
— Правительство смело подошло к концепции бюджета, решив принимать его с 10%-ным дефицитом. Доходы, предусмотренные в проекте бюджета в нынешнем году, рекордно велики — 179 млрд грн., но расходы превышают их на 10%.
Совместно с представителями экономического блока Кабмина мы поставили задачу в два раза в течение ближайших пяти лет увеличить ВВП. Это позволит преобразить основной финансовый документ государства. Если сравнивать с прошлым годом, уже сейчас наблюдаются существенные сдвиги: новый проект намного эффективнее.
Однако меня несколько смущает, что поступления от приватизации планируются на уровне 10 млрд грн. Я считаю правильным подходом утвердить в проекте список приватизируемых предприятий. Тогда его выполнение и для ФГИ, и для других органов власти станет обязательным. >>Как можно гарантировать, что полученные от приватизации средства пойдут на инвестиции в предприятия госсектора?
— Разворовать можно там, где есть соответствующие условия. Но этого можно не допустить, если приложить соответствующие усилия.
В проекте бюджета 10 млрд грн. (от приватизации — прим. "ВД") выделяются целевым образом. Правительство со своей стороны должно жестко контролировать, каким образом будут израсходованы эти средства. То есть все зависит от механизмов контроля и финансовой дисциплины.
>>Какого прироста инвестиций вы ожидаете в 2007 году?
— Суммарно и частные, и государственные инвестиции должны увеличиться на 60-65%. Благодаря возрастающей политической и экономической стабильности в Украине. У нас внутренних инвесторов вполне достаточно, надо просто обеспечить им стабильные условия для нормальной работы.
>>Нужны ли частным предприятиям целевые налоговые льготы для проведения модернизации?
— Для экономики Украины сейчас это слишком большая роскошь. Если подобные льготы и будут введены, то уже со следующей каденции ВР. Но в целом нужны и налоговые льготы, и госдотации в агропромышленный комплекс, особенно вне зависимости от формы собственности предприятия. Но это будет лет через пять как минимум.
>>На развитие чего направлять средства от приватизации, если самые крупные активы государство как раз продаст?
— Нужно помогать предприятиям, которые действительно в этом нуждаются. Например, Николаевский судостроительный завод им. 61 коммунара, который сегодня находится на грани банкротства. Из-за повышения цен на сырье и материалы он не смог выполнить заказ греческого судовладельца, и тот выставил штрафные санкции в размере EUR78 млн. Это больше, чем общая стоимость завода. Сегодня это "мертвое" предприятие, и если греческая сторона выиграет судебный процесс, завод не сможет рассчитаться. Сейчас мы от имени Комитета по вопросам экономической политики ходатайствуем, чтобы заводу были выделены бюджетные средства, желательно за счет доходов от приватизации, чтобы помочь ему стабильно развиваться и выполнить заказ.
Государственные инвестиции можно также направлять на создание новых мощностей, строительство крайне необходимых нефтеперерабатывающих заводов, развитие добывающей промышленности. В эти отрасли необходимо направлять средства.
>>Вы считаете правильным мнение некоторых членов правительства о том, что развивать добычу на шельфе Черного моря должны госкомпании?
— Я убежден — места на шельфе хватит всем, хватило бы только средств для его освоения. Не должно быть двойных стандартов по отношению к инвестору, неважно, внешний он или внутренний. Главная задача — максимально его стимулировать. Например, Южная и Северная Кореи. Южная Корея, в отличие от Северной, открыта для инвестиций. А экономические показатели известны всем. Мировой опыт демонстрирует, как нужно развиваться. И мы приложим максимум усилий, чтобы открыть возможности для инвестиций в любой форме.
Беседу вела Юлия Слинько