• USD 42.3
  • EUR 43.3
  • GBP 51.4
Спецпроекты

Честная собственность

Реклама на dsnews.ua

Новое правительство уже обозначило свое отношение к действующим и потенциальным частным собственникам украинских предприятий — "красный" свет реприватизации и "зеленый" — распродаже оставшихся в собственности государства активов. Поскольку Партия регионов, получившая большинство должностей в правительстве, представляет интересы крупного бизнеса, такой подход вполне ожидаем. И подтверждается первыми заявлениями чиновников. По словам первого вице-премьера Николая Азарова, правительство возобновит широкую приватизацию в Украине.

Это только на первый взгляд привлекательных активов для продажи в Украине практически не осталось — из крупных предприятий это разве что "Лугансктепловоз", Одесский припортовый завод, "Сумыхимпром", "Турбоатом", КГОКОР и ждущий "волевого решения" "Укртелеком". В то же время, по оценке ФГИ, общая балансовая стоимость оставшихся у государства имущественных прав составила 28 млрд грн., а это уж никак не "остатки роскоши". Продавать есть что, другое дело — кому?

Распродажа госактивов приведет к более ярко выраженной специализации и структурированию бизнеса как украинских, так и иностранных инвесторов. Что касается местных ФПГ, структура собственности которых еще непрозрачна, — они имеют мало шансов расширить свой бизнес за счет новых покупок. Более того, вполне возможно, что часть активов будет ими продана более сильным, специализированным в определенной нише иностранцам. Наиболее богатый урожай проданных объектов дадут энергетика и угольная отрасль, а также телекоммуникационный сектор. При этом формально ограничивать доступ желающих к участию в приватизационных конкурсах власти не будут. Тем не менее, уже сегодня понятно, что более всего в вопросе приобретения новых активов преуспеют наиболее сильные украинские ФПГ, стремящиеся к прозрачным стандартам деятельности. Но побеждать конкурентов извне они будут не только за счет сопоставимости по масштабу, а и за счет "особого" подхода властей к формированию обязательств претендентов. Проще говоря — сознательно согласятся на невыгодные, иногда социально ориентированные условия, которые редко устраивают иностранцев.

"Амнистия" активов

Властям предстоит решить, как поступить с единственными реальными жертвами реприватизации — обретшей нового собственника "Криворожсталью" и "спасенным" совместными усилиями инвестора и ФГИ от перехода в новые руки НЗФ. Ринат Ахметов по-прежнему считает незаконной отмену решения о продаже "Криворожстали" консорциуму "ИМС" и рассчитывает на пересмотр этого решения в европейских судах. Пойдет ли бизнесмен до конца в этом вопросе, и насколько правительство будет действовать с ним в унисон, станет индикатором направления развития приватизации в Украине. Если мощный иностранный инвестор будет вынужден покинуть Украину, это означает — власть выставляет барьер для глобализации отечественной экономики, агрессивно действуя в интересах украинских ФПГ. Впрочем, по мнению "ВД", этот сценарий маловероятен. Во-первых, украинские ФПГ, а особенно СКМ, стремятся к как можно более цивилизованному имиджу в мировом сообществе. Во-вторых, потеснить металлургическую компанию номер один в мире, тем более через международные суды, шансов мало. Другое дело — НЗФ. Поскольку предприятие не обрело нового инвестора, шансы на то, что его вернут консорциуму "Приднепровье", велики.

После реприватизации и причиненного этим шагом эффекта "ледникового периода" в инвестклимате, поставить жирную точку в этом вопросе для Партии регионов, в некотором роде, стало "делом чести". Кабинет Министров уже направил в ФГИ, Генпрокуратуру и МВД письмо с требованием пересмотреть и в случае отсутствия достаточных оснований прекратить все расследования, связанные с законностью приватизации ряда предприятий. И это станет толчком для масштабных инвестиций в техническое обновление заводов, сдерживаемое долгое время неопределенностью.

Инвесторы уже отдали должное поведению властей — первыми планы об инвестировании крупных сумм озвучили нефтяники и нефтехимики. Группа "Лукойл-Нефтехим" и компания UHDE GmbH прямо в Кабинете Министров подписали контракт на строительство установки по производству суспензионного поливинилхлорида на ООО "Карпатнефтехим" до 2009 г. (инвестиции в проект превысят $200 млн). А президент ОАО ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов сразу после этого заявил, что данный контракт — свидетельство того, что "ЛУКОР" останется "в нашей собственности".

Реклама на dsnews.ua

И это не единичный случай уже продемонстрированного доверия инвесторов к новой власти. Недавно новый министр топлива и энергетики Юрий Бойко и гендиректор "Татнафти" Шафагат Тахаутдинов подписали протокол о проведении первого этапа реконструкции ЗАО "Укртатнафта" (крупнейший в Украине НПЗ — Кременчугский) стоимостью $200 млн (общий объем инвестиций в реконструкцию — $1 млрд).

Подобных действий в ближайшее время логично ожидать если не от всех, то от многих благодарных частных инвесторов. Примеру нефтяников, вероятно, последуют "коллеги по цеху", ранее не чувствовавшие уверенности, что предприятия у них не отберут, — Алекс Ровт, контролирующий ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот", братья Жеваго (ЗАО "Росава"), Дмитрий Фирташ (ЗАО "Крымский Титан"). А если желания или возможности развивать предприятие они не имеют (например, если данный актив не является профильным), то наверняка будут продавать его, или искать сильных партнеров для развития и финансовых вливаний. Как, например, это произойдет с одним из основных фигурантов неофициального "черного списка" на реприватизацию — "Черноморским судостроительным заводом". Недавно стало известно, что крупный пакет акций ЧСЗ нынешние владельцы братья Чуркины продадут иностранцам. Вероятнее всего, покупателем станут либо корейские компании (Hyundai и Daewoo), либо норвежская Akker Yards. Последняя демонстрирует повышенный интерес к любым активам в украинском судостроении и уже создала СП на базе николаевского завода "Океан", усиливает сотрудничество с входящим в сферу влияния братьев Жеваго "Заливом". Поэтому очень вероятно, что реализуемый с "Заливом" крупный совместный контракт для Akker Yards — первый шаг для захода на предприятие, которое как раз увеличивает уставный фонд на 76%. Так что группа "Финансы и кредит" братьев Жеваго, являющаяся одной из наименее публичных украинских ФПГ, вполне может выгодно продать актив иностранцам.

Первые в очереди

Приватизационные процессы в Украине теперь начнут проходить более динамично. Легче всего завершить уже начатое — продать объекты, по подготовке которых уже проделана немалая работа. И заодно — "откатать" принципы, по которым теперь будет проходить приватизация в Украине. Поэтому первыми с молотка пойдут "Лугансктепловоз" и КГОКОР. Вокруг этих объектов уже очертился круг инвесторов, ожидающих практической стадии конкурсов. Среди претендентов — мощные зарубежные (в том числе российские) компании и альянсы инвесторов с местной пропиской. Прошлая власть не взяла на себя ответственность за "волевое решение" — кому же отдать предприятия — "своим" или "чужим". Выбор способа продажи фактически предопределил бы будущего инвестора. В случае равнодоступного конкурса без специфических условий перевес был бы изначально на стороне более сильного (по масштабу компании и ее потенциальной полезности для продаваемого предприятия) претендента. А проведя первые приватизационные конкурсы, новое правительство донесет до потенциальных покупателей стандарты, по которым теперь будет проходить приватизация в Украине. Выбор возможных моделей невелик — или равные шансы всем претендентам, или преференции украинским ФПГ.

Наиболее интересно, будет ли подход нового правительства к приватизации системным. Другими словами — будет ли Кабмин под руководством Януковича демонстрировать единые стандарты при продаже объектов, в которых заинтересован и не заинтересован СКМ? Это покажет поведение властей в вопросе приватизации "Укртелекома". А будут ли власти хоть как-то ограничивать доступ конкурентов к объектам, в которых заинтересована СКМ, покажут первые конкурсы. Но продавать, после "Лугансктепловоза" и КГОКОРа, будут именно то, что захотят купить СКМ и другие ФПГ.

В данный момент наиболее всего им интересно расширить свое присутствие в энергетике и угольной отрасли. Исходя из чего, с большой долей вероятности, следует ожидать снятия "табу" на приватизацию энергогенерирующих компаний и старта приватизации угольных шахт. Первые лица правительства, включая премьера Виктора Януковича, уже заявили, что проработают механизм создания вертикально интегрированных компаний с участием как шахт по добыче коксующегося угля, так и энергетического (уголь-кокс-металл и уголь-электроэнергия). В первом случае устойчивый спрос есть со стороны украинских металлургов — вертикальная интеграция в металлургическом производстве имеется сегодня только у СКМ. Расширить сырьевую базу не помешало бы ИСД, "Привату" или "Запорожстали". О заинтересованности в приобретении угольных активов уже не раз высказывались почетный президент ММК им. Ильича Владимир Бойко, а также владельцы "Криворожстали" — "Миттал Стил".

Что касается шахт по добыче энергетического угля, они могли бы объединяться в эффективные технологические цепочки с ТЭС. Для нового правительства очевидно: уголь нужно отдавать в частные руки. "Весь мир прошел реформирование угольной отрасли. Без частных инвестиций это невозможно", — отметил недавно Виктор Янукович. Один из возможных сценариев, который поручил проработать премьер, — объединение всех "энергоугольщиков" под крышей "государственной компании, которая потом может поменять форму собственности". При этом наблюдатели считают, что власти создадут вертикально интегрированную структуру на базе государственных активов, объединив угольную компанию с НАК "Энергокомпания Украины". Если либерализация угольной и энергетической сфер будет проходить синхронно, то не только имеющая опыт вертикальной интеграции в энергетике СКМ, а и любая ФПГ сможет купить шахты и энергогенерирующие компании, создав замкнутый цикл. Однако хватит ли энергетики на всех желающих — вопрос пока открытый. Грандиозные планы по объединению всех шахт по добыче энергоугля с оставшимися в госсобственности теплоэнергогенерирующими компаниями представляются неслучайными. Возможно, такое объединение будет создано и подготовлено под продажу одному мощному инвестору. Не исключено, что им станет как раз СКМ. Формально грядущая приватизация в Украине будет проходить максимально открыто — прозрачные тендеры, участие в которых смогут принять все желающие. Правительство вряд ли решится открыто лоббировать интересы крупнейших украинских бизнес-групп. Это вызвало бы слишком много нареканий со стороны мирового сообщества. Тем не менее, по мнению "ВД", большинство привлекательных объектов в процессе распродажи отойдут именно самым крупным и сильным из украинских ФПГ, в частности, СКМ. Формула победы — влияние плюс деньги плюс владение местной спецификой. Следует ожидать определенных барьеров для ряда "неугодных" претендентов. Они ни в коем случае не будут выставляться на уровне требований к претендентам, но явно будут — на уровне обязательств по отношению к покупаемым предприятиям. Например, в случае с угольной отраслью — это могут быть определенные социальные обязательства. Вместо того чтобы продавать самые ликвидные шахты, на которые нашлось бы много желающих, буду продаваться объединения, включающие и проблемные активы. Зарубежных же претендентов на энергетику может отпугнуть до сих пор не решенная проблема долгов предприятий ТЭК. Таким образом, многие потенциальные покупатели и сами могут отказаться от претензий на приватизируемые объекты, упростив задачу для желающих получить предприятия любой ценой.

ХИМПРИВАТИЗАЦИЯ

Одесский припортовый завод пойдет на продажу, только если в обновленном составе правительства найдутся лоббисты приватизации ОПЗ вместе с цехом по перевалке аммиака. Без этого цеха ОПЗ мало интересен и украинским, и зарубежным "химическим" олигархам. Он является частью магистрального аммиакопровода Тольятти — порт Южный — основной экспортной магистрали для ряда предприятий — "Стирола", Северодонецкого "Азота", владельцев ОАО "Тольяттиазот" и российского участка данного трубопровода швейцарской Ameropa Holding. Доступ к "кранику" аммиакопровода — возможность не только создать благоприятный режим для собственных экспортных потоков, но и потеснить конкурентов.

"Сумыхимпром", продажу которого активно лоббировало правление предприятия, также мало кому интересен как отдельно взятое предприятие. А вот как часть государственной титановой корпорации — очень даже. Однако лоббист объединения всех титановых госактивов в Украине, российский олигарх Виктор Вексельберг, проиграл главному украинскому газо-химическому олигарху. Подконтрольное Дмитрию Фирташу ЗАО "Крымский "Титан" отстояло в судах свое право на аренду у государства двух ГОКов — Вольногорского и Иршанского, которые Вексельберг, в свою очередь, хотел включить в состав госкорпорации "Титан Украины" (российскому олигарху титановая корпорация была интересна только в виде замкнутого цикла по производству титановой губки с участием Запорожского титано-магниевого комбината). Сегодня же позиции Дмитрия Фирташа еще более сильны, однако пока не ясно, будет ли он лоббировать приватизацию "Сумыхимпрома" и Запорожского титано-магниевого завода.

ТЕЛЕКОМПРИВАТИЗАЦИЯ

Новое правительство вряд ли будет медлить с продажей монополиста и откажется от сценария развития компании для повышения ее стоимости.

Хотя СКМ официально не подтверждает свою заинтересованность в покупке компании, аналитики и наблюдатели уверены: предыдущие действия корпорации в телекоммуникационном секторе являются подготовкой к покупке монополиста. В частности, СКМ не так давно завершила сделку по покупке двух крупных операторов фиксированной связи — "Оптима телеком" и "Фарлеп". Таким образом, СКМ сконцентрировала крупнейших частных конкурентов "Укртелекома" и фактически стала владельцем второй по величине доли на рынке фиксированной связи.

Очевидно, что СКМ заинтересован в том, чтобы купить компанию сегодня и дешевле, чем через несколько лет и гораздо дороже. По мнению директора инвестиционной компании Foyil Securities Александра Сандула, уже нынешней осенью правительство подтвердит намерения продать "Укртелеком" стратегическому инвестору. Впрочем, сам конкурс состоится не ранее второго полугодия 2007 г. — ввиду того, что предварительно необходимо будет принять закон о приватизации "Укртелекома". Александр Сандул уверен, что "Укртелеком" будет продан на открытом тендере, однако ряд условий продажи предприятия могут выставить барьер для иностранных претендентов, таких как "Дойче Телеком", "Франс Телеком", "Ростелеком". Например, обязательство продолжать предоставлять услуги фиксированной связи по регулируемому тарифу, в частности, льготным категориям населения. Кроме того, очевидно, что покупатель "Укртелекома" будет в первую очередь заинтересован развивать направление мобильной связи, однако как приоритет в условиях конкурса будет обозначено развитие фиксированной связи. "Если "Укртелеком" будет продан по нынешней рыночной стоимости — $3,5 млрд, то это превзойдет все ожидания", — отметил А. Сандул. Однако, по его мнению, цена будет ниже, поскольку "Укртелеком" сегодня на рынке переоценен где-то на 40%.

Попыток ограничить участие других претендентов на "Укртелеком" на уровне квалификационных требований не будет, уверен А.Сандул. По его мнению, СКМ готова на равных бороться с мощными конкурентами за желаемый объект и серьезно к этому готовится. Владение крупнейшими в Украине частными операторами фиксированной связи обеспечивает СКМ статус профильного инвестора. В условиях сегодняшних реалий это — "необходимый минимум".

    Реклама на dsnews.ua