Борис Тимонькин: "Сделки M&A могут возобновиться, как только рынок покажет тенденцию к росту"

Борис Тимонькин, предправления Укрсоцбанка, полагает, что в ближайшие год-два в Украину могут зайти доселе не присутствовавшие у нас международные фин
Борис Тимонькин, председатель правления Укрсоцбанка (входит в UniCredit Group), полагает, что в ближайшие год-два в Украину могут зайти доселе не присутствовавшие у нас международные финансовые группы. По его мнению, приобретение банков в Украине выгодно даже в нынешних условиях. Однако рисковать инвесторы не хотят.

На ваш взгляд, на каких условиях зарубежные фи­­нансовые группы будут проводить рекапитализацию дочерних банков в Украине?
— Насколько я знаю, все крупные собственники подтвердили готовность рекапитализировать дочерние структуры в необходимом объеме. Из первых 17 банков, прошедших аудит, только по двум (Укрпромбанку и банку "Надра" — прим. "ВД") не было таких подтверждений. Например, 3 марта на собрании акционеры банка приняли решение об увеличении уставного фонда Укрсоцбанка на сумму 500 млн грн. Кроме того, в ноябре 2008 г. мы зарегистрировали субординированный кредит, полученный у нашей материнской структуры, UniCredit Group, на сумму 750 млн грн. То есть проблем с капитализацией в этом году у нас не будет.

Следующий год будет проще — в 2010-м рынок может стабилизироваться. Нынешний кризис близок по сценарию к глобальному кризису 1929-33 гг. Если дело сводится к пятилетке, то все дискуссии должны проходить вокруг одной даты: какой год считать началом проблем в этот раз? Падение ипотечного рынка началось в США в 2007 г., получив развитие в 2008-м. Если считать началом кризиса 2007 г., то его конец, по сценарию 1929-30 гг., придется на 2012-й. Хотя мир сегодня развивается намного динамичнее, и экономика может быстрее обвалиться и, соответственно, быстрее подняться.

В каком случае дочерние банки и страховые компании зарубежных финансовых организаций будут выставлены на продажу?
— Продажи дочерних компаний возможны в случае если у материнской структуры дела очень плохи. Иначе зачем сейчас кому-то продать дешево неплохую структуру и понести убыток?!

Акционеры будут поддерживать свой бизнес в Украине. Например, девять крупнейших европейских банков считают, что Евросоюз должен поддержать страны Центральной и Восточной Европы с помощью целевой программы. Пока что канцлер Германии Ангела Меркель высказалась категорически против озвученной суммы — ?180 млрд. Вместе с тем в Европарламенте не отрицают, что готовы рассматривать объемы помощи каждой стране в отдельности.

Кто из крупных международных финансовых игроков может зайти в Украину в ближайшие год-два?
— Это могут быть крупные корпорации, которые пока что не присутствуют в Украине. Возможно, зайдет HSBC (крупнейший международный финансовый холдинг — прим. "ВД"). Сделки M&A могут возобновиться как только рынок покажет тенденцию к росту. В тот момент, когда активы начнут расти в цене, появится смысл заходить в Украину. Тогда будет возможность зайти дешево, а не ждать, пока компании подорожают. Хотя, по опыту прежних лет, отмечу, что большинство инвесторов заходили, когда финансовый бизнес стоил уже очень дорого.

По вашим оценкам, как изменилась цена отечественных финансовых активов?
— Цена акций на ПФТС упала раз в 20. Рынок контрольных пакетов — думаю, раза в три. Хотя до сих пор крупные мажоритарные пакеты финансовых корпораций на продажу не выставлялись.

Не стоит забывать, что такие финансовые структуры, как австрийский Raiffeisen, росли в цене еще и благодаря их активной позиции в Восточной Европе. Такие показатели иностранных финансовых групп, как прибыльность, были в Украине выше, чем в старых капиталистических странах.

У нас в банке показатель расходы/доходы (отношение расходов банка к его доходам — прим. "ВД") менее 40%, это блестящий показатель! В Старой Европе этот коэффициент на уровне 60-70% — уже хорошо.

На каких условиях должна проводиться рекапитализация проблемных банков?
— Подход правительства (изложенный в Постановлении №148 "Порядок участия государства в капитализации банков" — прим. "ВД"), при котором рекапитализация производится в объеме 50%+1 акция и наравне с государством в процессе могут участвовать частные инвесторы, я считаю верным. Чтобы в банк были влиты реальные деньги, капитал должен быть увеличен не менее чем на 50%+1 акцию. То есть должен прийти новый собственник, который получит контрольный пакет. При этом рекапитализация должна производиться исключительно в банках, где введена временная администрация. Иначе может сложиться такой сценарий: у банка — проблемы, из него нервно выводятся деньги, как вкладчиками, так и акционерами, а государство бессмысленно вливает туда средства. Для начала надо взять под контроль специалистов и процесс — что на сегодня, без иллюзий, может сделать только НБУ.

Кто может выступить в качестве новых акционеров, готовых поучаствовать в рекапитализации наравне с государством?
— Это открытый вопрос. Заходить в банки сейчас выгодно, потому что продажа акций будет вестись по номиналу, сводя весь капитал банка к его уставному фонду. Получается хороший дисконт для инвесторов. Но аппетит к риску низок!