СПИД В КРЕДИТ

В середине апреля Министерство здравоохранения оказалось втянуто в практически международный скандал. Всемирный банк приостановил кредит на $60 млн, выданный Украине еще в конце 2003 г. на борьбу с эпидемиями ВИЧ/СПИД и туберкулеза. Причина — неэффективное использование выделенных средств (по официальным данным, использовано лишь 2% от общей суммы) и отсутствие в Украине четкого плана внедрения кредитного проекта. Однако это — лишь формальный повод для замораживания кредита.

Дитя без глазу

На самом деле причин приостановления кредита несколько, и они гораздо интереснее, чем версии, которые озвучивает Минздрав. В Министерстве говорят, что средства использовались неэффективно потому, что за время реализации проекта несколько раз менялось как руководство Минздрава, так и кураторы, отвечающие за реализацию проекта со стороны Всемирного банка, а у семи нянек, как известно, дитя без глазу.

Собственно, соглашение между Украиной и Всемирным банком о займе в размере $60 млн по проекту "Контроль над распространением туберкулеза и ВИЧ/СПИДа в Украине" было ратифицировано тогдашним президентом Леонидом Кучмой еще в декабре 2003 г. Распорядителем средств назначили Минздрав, руководство которого с того времени сменилось три раза: министрами последовательно были Андрей Пидаев, Николай Полищук и Юрий Поляченко. Естественно, каждый министр назначал куратором кредитного проекта Всемирного банка своего заместителя.

Объяснение Минздравом причин провала кредитного проекта звучит неубедительно для всех, кроме, пожалуй, самого Министерства. "Мы обсуждали с правительством Украины причины задержек с использованием кредита, но не уверены, что полностью понимаем, почему возникли эти задержки", — доверительно сообщил прессе Пол Бирмингем, директор Всемирного банка по региону Украины, Беларуси и Молдовы.

Общественные организации, занимающиеся проблемой СПИДа в Украине, кроме постоянной смены руководства проекта называют еще и неэффективный менеджмент в целом. "Кредит был приостановлен по причине отсутствия лидерства по ведению этого проекта в рамках Минздрава и плохой организации самого процесса, — подтверждает Андрей Клепиков, исполнительный директор Международного альянса по ВИЧ/СПИД в Украине. — Не принималась во внимание общая стратегия по преодолению эпидемии СПИДа, не уделялось внимание менеджменту — все изменения делались на примитивном уровне, в основном все сводилось к тому, чтобы пересмотреть список закупок, а не определить глобальные цели и соотнести проект Всемирного банка с другими проектами".

Плохой менеджмент наглядно демонстрирует следующий факт: по условиям соглашения, заключенные в рамках реализации проекта контракты должны были обеспечиваться средствами Всемирного банка лишь на 80-90% затрат. Остальная сумма должна была платиться из украинского бюджета. В то же время соответствующих затратных статей в бюджет страны в свое время не заложили, что явилось еще одной причиной отмены большинства заявленных тендеров.

"Главной причиной неэффективного использования кредитов стало то, что Минздрав до сих пор не нашел схем, которые позволили бы вышестоящим чиновникам положить себе в карман энные суммы, взятые из кредитных средств, — говорит Ирина Борушек, член координационного совета Всемирной благотворительной организации "Сеть людей, которые живут с ВИЧ/СПИД". — Собственно, схемы-то у работников Минздрава уже накатаны: лекарства просто-напросто закупаются по завышенным во много раз ценам, а победа на тендерах отдается компаниям, согласным делиться".

Однако опыт показал, что такая ситуация проходит лишь с бюджетными средствами, выделяемыми на профилактику и лечение больных СПИДом (в 2006 г. — 37,5 млн грн.). Всемирный банк, отлично осведомленный о любви украинских чиновников к подобным схемам, дотошно изучал условия контрактов и, соответственно, отказывался их подписывать.

"Весь прошлый год на сайте Минздрава висели объявления о разных конкурсах и тендерах, и всякий раз Всемирный банк отменял их по какой-либо причине, — рассказывает Наталья Подлесная, председатель правления неправительственной организации "Коалиция ВИЧ-сервисных организаций". — Помню, я как-то увидела на сайте объявление о конкурсе, в котором могла бы поучаствовать наша организация, и начала интересоваться, можно ли посмотреть техническое задание. В Минздраве мне ответили нечто невразумительное: мол, вы напишите свой бюджет проекта, и если он совпадет с нашим — мы вышлем вам техническое задание. Понятно, что угадать эту цифру могли лишь свои люди, которые после получения технического задания просто расписывали проект под него, что само по себе выглядит ужасно".

По словам Натальи Подлесной, 2% использованных Украиной кредитных средств в основном были потрачены на зарплаты членов действующей при Минздраве группы внедрения проекта, а небольшая сумма была выделена на исследования социально-экономического прогноза эпидемии СПИДа, который готовил Центр "Социальный мониторинг". Кстати, 2% от $60 млн — не такая уж и маленькая сумма. По сути, выходит, что на зарплаты госчиновникам ушло около $1 млн за три года работы группы внедрения проекта, состоящей не более, чем из десятка человек.

БезГРАНТие

Наверное, столь высокие зарплаты чиновникам платили "за вредность", ведь, по словам Натальи Подлесной, члены группы внедрения постоянно жаловались на двоевластие: мол, невозможно работать в условиях, когда процедуры Всемирного банка и Минздрава противоречат друг другу. Стоит заметить, что кредит Всемирного банка — не единственная денежная помощь, которую осваивает украинское государство. Другие министерства успешно используют аналогичные кредиты, как-то приспосабливая собственные процедуры к требованиям международных организаций, и лишь у Минздрава это почему-то не получалось.

Все эти причины понемногу наполняли глубокую чашу терпения Всемирного банка. Однако, начиная с февраля нынешнего года, когда руководителем проекта был назначен замминистра здравоохранения Валерий Ивасюк, банк стал задумываться о приостановлении кредита и начал обращаться за советом к различным организациям, работающим в сфере преодоления эпидемии СПИДа. Результаты переговоров были не слишком утешительными, поэтому Всемирный банк решил подождать до июня, а там уж определить, что делать с деньгами. Но последняя капля в чашу терпения упала уже в апреле.

"Приостановить кредит Всемирный банк вынудила несогласованность в самом Министерстве здравоохранения, — заключает Ирина Борушек. — Встречаясь с министром Поляченко, представители Всемирного банка пришли к консенсусу в основных вопросах, но затем состоялись переговоры с замминистра Ивасюком, который видит цели кредитного проекта совершенно иначе, чем видят международные организации, эксперты и Всемирный банк. В итоге банку стало непонятно, каким образом сотрудничать с Минздравом, если внутри самого Министерства нет согласия и взаимопонимания. Кстати, после некоторых шокирующих заявлений г-на Ивасюка, представители Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией заявили, что при такой политике у Украины нет шансов получить следующий грант Глобального фонда, который должен был начаться с 2007 года".

"Мне кажется, что институционная структура в рамках украинского правительства не полностью отвечает тем условиям, которые выдвигают к проекту Президент, премьер-министр и правительство Украины, — туманно комментирует несогласованность в Минздраве Пол Бирмингем. — Это отсутствие нас волнует больше, чем процедурные вещи. То есть, политические лидеры задают правильное направление, но институционная структура ему еще не соответствует".

Козлы и капуста

Политику Минздрава в отношении кредита Всемирного банка отлично иллюстрирует известная пословица: "Пусти козла в огород капусту стеречь". В феврале 2006 г. замминистра здравоохранения был назначен Валерий Ивасюк — чиновник, имеющий кроме опыта внедрения подобных проектов еще и жирное пятно на своей биографии. В середине 1990-х г-н Ивасюк возглавлял Национальный комитет борьбы со СПИДом при Президенте Украины. Со временем выяснилось, что $3 млн из средств, выделенных этому комитету, остались неоприходованными, то есть попросту были положены в карман распорядителями средств.

В 2001 г. СБУ чрезвычайно заинтересовалась этим фактом, что вынудило Валерия Ивасюка от греха подальше сбежать в Лондон и попросить в Великобритании политического убежища. Свое желание Ивасюк аргументировал тем, что сотрудники СБУ преследовали его за то, что он, якобы, требовал от председателя СБУ Леонида Деркача и Генерального прокурора Михаила Потебенько идентифицировать обезглавленное тело, найденное в Тараще, как Георгия Гонгадзе. Политическое убежище незадачливый экс-глава комитета борьбы со СПИДом, в конце концов, получил и, отсидевшись несколько лет в Лондоне, вернулся в Украину, чудесным образом попав прямиком в кресло замминистра здравоохранения.

К кредитному скандалу г-н Ивасюк подошел с присущим ему драматизмом, сообщив общественности о том, что это именно он попросил Всемирный банк приостановить кредит — дескать, до тех пор, пока схемы реализации кредитного проекта не станут открытыми и прозрачными. Руководство банка этот факт опровергает, заявляя, что решение приостановить проект было принято банком самостоятельно. "Но, несмотря на то, что проект приостановлен, мы сделали исключение для контрактов, которые были подписаны до даты приостановления проекта, и согласны их оплатить", — великодушно сообщил Пол Бирмингем.

Минздрав, услышав данное заявление, не преминул им воспользоваться, громко объявив о том, что к дате приостановки проекта было заключено контрактов на сумму около $38 млн, то есть работа Министерства может считаться эффективной, ибо на самом деле было использовано не 2% кредитных средств, а больше половины.

"Со стороны Минздрава весьма некорректно называть такие цифры, — сообщила "ВД" Анна Гончарук, спикер представительства Всемирного банка в Украине. — Даже если учесть все контракты, которые еще не подписаны и только обсуждаются, то наберется от силы контрактов на $7-8 млн".

"ВД" обратилась к г-ну Ивасюку с просьбой об интервью, чтобы выяснить причины подобного поведения Минздрава, однако встречи мы, к сожалению, так и не дождались. Тем временем Министерство старательно делает вид, что чиновники предпринимают активные действия по реструктуризации плана реализации проекта Всемирного банка. "Сейчас мы вносим изменения и дополнения в Национальную стратегию борьбы с ВИЧ/СПИДом и туберкулезом, которая действует еще с 2004 года, — рассказывает Александр Федько, начальник отдела инфекционных социально опасных болезней Минздрава. — Мы надеемся, что в ближайшее время правительство примет эти изменения своим постановлением как изменения и дополнения к действующей Национальной программе по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа в Украине, и эта измененная программа будет базой национальной стратегии, которая, в свою очередь, станет основой для измененного плана внедрения проекта. Думаю, что только такая последовательность будет воспринята банком, поэтому не стоит ждать, что это случится через неделю или две. Я согласен, что два года мы работали неэффективно, однако сейчас можно сделать паузу на два месяца, чтобы потом работать намного эффективней".

Прогрессивное бездействие

Собственно, два месяца уже прошли, а предложений по плану внедрения кредита с украинской стороны пока не поступало. Люди, вхожие в министерские круги, утверждают, что реструктуризация проекта ведется на примитивном уровне: дескать, хотели передать $1 млн, к примеру, Красному Кресту, а передадим институту фтизиатрии. Естественно, даже если такой план будет предоставлен Всемирному банку, вряд ли кредиторы согласятся возобновить кредит украинской стороне.

Пожалуй, единственное, чем действительно успешно занимается сегодня министерство, — это демонстрация прогресса в области тендерных закупок. В мае Минздрав обнародовал информацию о снижении закупочных цен на некоторые позиции антиретровирусных препаратов чуть ли не в 40 раз по сравнению с 2004-2005 годами.

"Тендерные закупки на протяжении последних лет были довольно острой темой, — говорит Валентин Снисарь, заместитель министра здравоохранения, глава тендерного комитета Минздрава Украины. — Но в конце 2005 года удалось кардинально изменить ситуацию, в результате чего цены на антиретровирусные препараты снизились в среднем в 20 раз. Вообще же министерство может закупать некоторые лекарства у тех же самых производителей даже в 40 раз дешевле, чем в 2004-2005 годах".

Впрочем, это достижение вряд ли можно приписать исключительно Минздраву. "В 2004 году наша организация провела анализ закупочных цен на медпрепараты Международным Альянсом по ВИЧ/СПИД и Минздравом. Вышло, что по некоторым позициям закупочные цены Минздрава превышали аналогичные цены Альянса чуть ли не в 30 раз, — говорит Ирина Борушек. — Информацию об этом мы передали в "Фонд Клинтона", который работает над снижением цен на антиретровирусные препараты, и когда наше правительство подписало с ним договор, Президент приказал срочно отменить декабрьский тендер и провести новый. В итоге цены на последнем апрельском тендере оказались существенно снижены, и в самом тендере участвовало уже не две компании, как обычно, а гораздо больше".

А между тем через месяц, 12 июля, истекает срок, определенный Всемирным банком для работы группы по внедрению проекта. После этого кредит приостанавливается целиком, деньги из него не будут идти даже на оплату труда членов рабочей группы по внедрению проекта. Дельных предложений, впрочем, Всемирный банк готов ждать от украинской стороны и дольше. Вот только неизвестно: согласятся ли бывшие члены группы внедрения работать за идею. А кроме них, заниматься внедрением кредитного проекта Всемирного банка в Министерстве, по большому счету, некому.

Наилучшим выходом из ситуации, по мнению благотворительных организаций, была бы передача функций распоряжения кредитом от Минздрава общественной неправительственной организации, как это случилось в 2004 году. Тогда грант Глобального фонда в $92 млн, которым сначала весьма неэффективно распоряжался Минздрав, был приостановлен, а затем передан Международному альянсу по ВИЧ/СПИД в Украине. "На сегодняшний день у нас по первому этапу реализации этого проекта потрачено 99%, — отчитывается Андрей Клепиков. — Кстати, $92 млн — это рамочная сумма, верхний предел гранта, который получают лишь те немногие страны, которые сумели доказать свою способность эффективно распоряжаться полученными средствами".

К сожалению, повторение ситуации с грантом Глобального фонда невозможно, так как распоряжаться кредитом имеет право лишь государственная структура. "Однако функции координации и контроля над выполнением проекта вполне можно передать от Минздрава — возобновившему недавно работу Национальному координационному совету Украины по вопросам противодействия распространению ВИЧ/СПИД, в состав которого включены представители семи министерств и семи неправительственных международных и украинских организаций, — заключает Наталья Подлесная. — Этого будет достаточно, чтобы принимать стратегически важные правильные решения и не допустить повторения ситуации с приостановлением кредита".

ЛЮДИ, ЖИВУЩИЕ С ВИЧ

ТЕКСТ ЛАНА МИЩЕНКО ФОТО ВИКТОР СУВОРОВ

В 2003 году киевский фотограф Виктор Суворов начал снимать ВИЧ-инфицированных людей. "Зачем, недоумевали коллеги и знакомые. Люди устали от социальных проблем, фотографируй что-то чистое и светлое". А Суворов упрямо выискивал телефоны ВИЧ-позитивных, которые тогда боялись говорить о своем диагнозе. Он находил нужные слова, убеждая, показывал свои фотографии, и люди соглашались на съемку… В тот период открыть свое лицо для ВИЧ-позитивного человека было сродни подвигу: в своем маленьком городке он мог оказаться изгнанником, лишиться работы, общения, медицинского обслуживания.

Суворов ездил по городам и селам страны, и один за другим появлялись портреты парней и девчонок, иногда вполне благополучных, иногда непутевых, иногда запутавшихся, но сумевших подняться и начавших жить заново. Мы узнали, каких усилий стоило молодым людям научиться жить с диагнозом ВИЧ, зарабатывать, растить детей, иногда объясняя им очень сложные, совсем недетские вещи… Каждой своей фотографией, каждым взглядом Суворов показывал, что ВИЧ — это не порок, это серьезная и глубокая болезнь общества, которая может коснуться каждого.

Виктор глубоко переживал смерть каждого из своих героев. Он хотел посвятить книгу всем, живущим с диагнозом ВИЧ/СПИД. Суворов почти закончил этот проект. 26 апреля Виктор попал в автокатастрофу и через две недели умер от травм. Сегодняшняя публикация предваряет издание фотокниги о Людях, Живущих с ВИЧ, средств для печати которой пока нет. Виктор верил, что издание книги изменит отношение к этой проблеме. Мы тоже очень в это верим…

ОТ РЕДАКЦИИ

Просьба ко всем, кто может помочь в издании фото-книги Виктора Суворова "Люди, Живущие с ВИЧ", обращаться к арт-директору "ВД" Ярославу Белинскому по телефону 8 (039)-491-0406 или электронной почте yasen@vd.net.ua