Закон на нашей стороне
Безусловно, многим хочется иметь судью-родственника, но чаще проталкивать судебные решения приходится собственными силами. С недавних пор у заинтересованных лиц появилась возможность самим вершить правосудие. Благодаря принятому полтора года назад Закону "О третейских судах" (далее — Закон) можно решать большинство гражданских и хозяйственных споров в судах-частниках. А первого сентября прошлого года законодатель презентовал еще один интересный способ решения проблем с должниками — приказное производство. Юристы многих компаний долго присматривались к обеим возможностям, но в последнее время обсуждение вопроса об их использовании достигло апогея — никто уже не хочет по 10 месяцев ждать решения дела по каждому должнику в общих судах. "ВД" решила развеять сомнения и, возможно, даже опасения относительно "карманных" судов и приказов.
Первыми взять на вооружение новое третейское судопроизводство возжелали розничные компании, которым важно иметь возможность быстро и эффективно "расправиться" с потребителями-должниками. Речь идет, к примеру, о розничном кредитовании либо интернет-услугах. Суть схемы достаточно проста — нужно создать собственный частный суд, который будет оперативно принимать решения о взыскании долгов. Юридически обеспечить эту схему по силам каждому. В договоры об оказании услуг или кредитные соглашения незаметно включается так называемая "третейская оговорка", которая гласит, что споры между сторонами должны разрешаться в третейском суде определенным судьей и по конкретным правилам. После этого третейское соглашение становится обязательным и стороны уже не вправе уклониться от третейской юрисдикции в случае возникновения конфликта. И хотя по закону третейский суд — это независимый орган, третейский судья по такому делу будет, разумеется, заранее ангажирован одной стороной и постарается побыстрее принять решение в ее пользу. Плюсом схемы являются оперативность и надежность.
В зависимости от ситуации выбирается один из двух видов третейских судов. Это может быть постоянно действующий третейский суд или третейский суд для решения конкретного спора (так называемые суды ad hoc). У каждого есть свои плюсы и минусы. К примеру, суд ad hoc создается буквально на ровном месте: без офиса, мебели, печати, регистрации. А судья может даже не иметь юридического образования. Тем не менее, для создания третейского суда ad hoc необходимо заключать с каждым потребителем объемное третейское соглашение, которое регламентировало бы все аспекты его создания и саму процедуру третейского рассмотрения (подача иска, сроки, возмещение затрат, процессуальные аспекты и т.д.). А это может отпугнуть потребителей. Чего не скажешь о постоянно действующих третейских судах: для них достаточно простой ссылки в договоре на их регламент. В регламенте же давно расписаны все процедуры, причем наиболее выгодным образом.
Однако с постоянно действующим третейским судом больше проблем. Он должен быть зарегистрирован в Минюсте или его областном управлении. А чтобы его зарегистрировали, постоянный суд должен быть основан и действовать при неприбыльной организации. Это могут быть торгово-промышленные палаты, биржи, всеукраинские общественные организации или организации работодателей, ассоциации предприятий или банков. Учитывая, что общественную организацию со всеукраинским статусом организовать непросто (она должна иметь ячейки в 2/3 областей Украины), то наиболее простой вариант — создать ассоциацию предприятий.
Для этого можно зарегистрировать пару-тройку частных предприятий, которые и учредят собственную ассоциацию. Затем эта ассоциация принимает решение об образовании постоянно действующего третейского суда, утверждает и опубликовывает его Положение и Регламент, а также список своих судей. Далее эти документы должны быть рассмотрены областным управлением юстиции, которое через 15 дней уже выдает свидетельство установленного образца. Кстати, регистрацию третейского суда смогут потом аннулировать по ряду формальных причин, но радует то, что вынесенные решения при этом не аннулируются.
С использованием судебных приказов все обстоит несколько иначе. Прежде всего, здесь другой круг субъектов — судебные приказы могут выдаваться пока только против должников-физлиц (тогда как в третейском суде можно судиться и с юридическими лицами). Другой важный момент — аффилированность судьи. По общему правилу необходимо обращаться в суд по месту нахождения должника, а это каждый раз новый судья и свой подход. Исправить ситуацию поможет ст. 112 Гражданско-процессуального кодекса, которая позволяет указать в договоре территориальную подсудность дела по месту нахождения истца. Таким образом, розничная компания сможет "штамповать" судебные приказы у своего судьи.
Существенные различия кроются в процессуальных сроках и порядке вызова ответчика-должника. Для возбуждения приказного производства кредитору необходимо подать в местный суд заявление о выдаче судебного приказа с доказательствами неуплаты долга. Должника при этом уведомлять не нужно. После этого судья должен в трехдневный срок определиться с тем, выдавать судебный приказ или нет. Причем судья рассматривает дело без судебного заседания и вызова сторон. Затем он заказным письмом отсылает должнику копию приказа и прилагающиеся документы. Таким образом, о суде должник узнает постфактум.
В свою очередь, в третейских процедурах порядок несколько иной. Истец подает иск в суд с доказательством того, что ответчику уже направлена копия иска (хотя факт отправки еще не подтверждает получения документа адресатом). Далее судья выносит определение о возбуждении дела, которое он должен отослать сторонам. Также сообщаются дата, время и место рассмотрения дела. При этом уведомление должно быть отослано за 10 дней до слушания. Так что в отличие от приказного производства должник должен знать о начавшейся судебной процедуре, да и сам процесс тянется на неделю дольше. Однако учитывая большую гибкость Закона, можно использовать два хитрых подхода. Дело в том, что этот закон позволяет закрепить в Регламенте постоянно действующего суда такие положения, по которым непосредственное участие сторон в суде необязательно и решение может быть вынесено без их явки. И второй момент — дабы ответчик просто не узнал о слушании, в правилах документооборота можно закрепить возможность использования вместо заказных писем, например, электронной почты либо простых писем. Таким образом, можно попытаться оперативно получить нужное решение третейского суда и без привлечения ответчика.
Другой вопрос — это вступление таких решений в законную силу. К примеру, для судебного приказа этот срок составляет 13 дней со дня извещения должника. Однако для кредитора в приказном производстве есть две основные проблемы. Первая заключается в том, что если заказное письмо с приказом вернется, так и не найдя ответчика, то судебный приказ не вступит в законную силу. Вторая проблема и, собственно, основной недостаток приказов состоит в том, что должник располагает 10 днями, чтобы подать заявление об отмене судебного приказа. Причем хитрость заключается в том, что если он успеет уложиться в указанный срок, судебный приказ в любом случае отменят (вне зависимости от сути оснований). Но даже в случае пропуска 10 дней должник сможет потом восстановить упущенный срок, ссылаясь на уважительные причины, предъявив, например, липовую справку о стационарном лечении в больнице.
В результате судья отменит судебный приказ, а кредитору разъяснят, что он может обратиться в суд уже в исковом порядке. Исковое производство может занять уже от 65 до 130 дней, а с апелляционными и кассационными обжалованиями этот срок обычно растягивается до 5-12 месяцев. Таким образом, несмотря на оперативность и простоту приказного производства, на самом последнем этапе весь эффект может быть перечеркнут должником. И, кроме того, у последнего появится время, чтобы оперативно "слить" свое имущество. Ведь обеспечить иск арестом можно только после подачи иска.
А вот у "карманных" третейских судов такие минусы отсутствуют. Здесь процедура практически аналогична по замыслу исковому производству в общем суде, однако за счет манипуляций с Регламентом третейское решение можно, в принципе, получить за две недели и без фактического привлечения к делу должника. Но основное преимущество третейских решений заключается в том, что они окончательны и обжалованию по сути не подлежат. То есть если в гражданском судопроизводстве решение может долго "мусолиться" в апелляционной и кассационной инстанции, то в третейской процедуре никаких инстанций попросту нет.
Хотя не все так радужно. Несмотря на то, что третейское решение не может быть обжаловано по существу дела, оно все же может быть оспорено в компетентном суде (в данном случае районном) на основании допущенных процессуальных нарушений. Таких оснований всего четыре, и они изложены в ст. 51 Закона. Первое — это неподведомственность дела третейскому суду. В законе перечислен ряд неподведомственных дел, однако дела с потребителями к ним не относятся. Да и новый Закон "О защите прав потребителей" никаких ограничений для третейских судов пока не ставит. Также третейское решение может быть оспорено, если оно было принято без третейского соглашения, выходит за его рамки или состав третейского суда не отвечал требованиям Закона.
Последние два пункта являются наиболее слабыми местами каждого третейского решения. К примеру, должник может сослаться на ввод в обман при заключении договора, особенно воспользовавшись новыми положениями Закона "О защите прав потребителей" (создание несправедливых и дискриминационных условий). Второй и еще более вероятный вариант развития событий — это оспаривание третейского решения, ссылаясь на заинтересованность судьи в исходе дела. В принципе доказательством заинтересованности может служить аффилированность учредителя третейского суда с компанией-истцом. Опять же, как и в случае с судебным приказом, при отмене третейского решения спор может быть рассмотрен в обычном исковом производстве.
Последнее ключевое отличие судебного приказа от третейского решения заключается в том, что приказ одновременно является исполнительным документом. То есть, как только он вступает в законную силу, истец уже может предъявить его в исполнительную службу для принудительного взыскания. Чего не скажешь о третейских решениях. "По закону стороны, самостоятельно избрав для разрешения конфликта сей негосударственный суд, должны также самостоятельно исполнять решения, — говорит Андрей Авторгов, директор Агентства по вопросам долгов и банкротства. — А для принудительного исполнения понадобится обращение за исполнительным листом в компетентный суд (общий районный). Причем тот может отказать в выдаче исполнительного листа в 15-дневный срок, если сочтет, что третейский судья прямо или опосредованно заинтересован в исходе дела".