Денежная связка
"ВД" удалось получить информацию о том, что написано в уставных документах СП. Как выяснилось, новое соглашение несет существенный риск для Украины и ее потребителей. Анализ устава СП показал, что украинские чиновники приложили немало усилий, чтобы обезопасить себя от возможных подвохов, но на 100% эту задачу выполнить вряд ли удалось.
В целом управление "Укргаз-Энерго" будет осуществляться на паритетных началах. Акционеры — НАК "Нафтогаз України" и "РосУкрЭнерго" (РУЭ) — будут владеть по 2500 акций номиналом в 1000 грн. каждая. Председателя правления назначает украинская сторона — сейчас им стал зампред правления "Нафтогазу" Игорь Воронин. Зато председатель наблюдательного совета, который обладает довольно широкими полномочиями, — Александр Рязанов, заместитель председателя правления "Газпрома" — для украинской власти, по ее же утверждению, фигура более удобная, чем, скажем, Алексей Миллер.
Тем не менее, широкие полномочия наблюдательного совета — возможность контролировать все сделки на сумму выше 5 млн грн., — дают основание утверждать, что именно россияне будут играть ключевую роль в управлении компанией.
В уставе СП указаны лишь фамилии лиц, назначенных на основные посты, без указания занимаемых ими государственных должностей. В итоге вполне возможна ситуация, когда чиновник после увольнения с государственного поста продолжает числиться в СП. Ничего хорошего государству в данном случае это не сулит.
Контракт содержит очень мягкие санкции для РУЭ в случае недопоставки газа для СП. Если топливо не поставляется более чем на 5% от объема в соответствии с графиком, предусмотренным контрактом, то РУЭ должно будет заплатить 1% стоимости недопоставленного газа.
В контексте возможных ценовых колебаний на среднеазиатский газ это может стать неплохой юридической лазейкой для давления на Украину. Если цена газа, который покупает РУЭ в Казахстане или Узбекистане, возрастет, то эта компания сможет требовать пересмотра контракта с "Укргаз-Энерго". В этом случае РУЭ может действовать приблизительно так: закачать свой газ в украинские ПХГ (что обойдется в копейки) вместо того, чтобы отправить его украинским потребителям через СП, заплатить неустойку (всего-то 1% от стоимости недопоставленного газа) и начать торговаться о более выгодной цене с украинской стороной.
То, что подобная тактика может иметь место, косвенно подтверждают оценки будущей ценовой динамики на газ, озвучиваемые представителями обеих сторон. Так, Олег Пальчиков, исполнительный директор РУЭ, в интервью ряду СМИ заявил, что цена в $95 за 1 тыс. куб. м будет действовать только в течение первого полугодия 2006-го, а в дальнейшем она будет зависеть от цен, по которым РУЭ будет закупать среднеазиатский газ. Его коллега, Константин Чуйченко, предположил, что цена на газ может измениться еще и по причине подорожания его в России, где РУЭ также покупает топливо. В то же время Алексей Ивченко, глава НАК "Нафтогаз України", публично отвергает даже саму возможность пересмотра цены на газ, поставляемый для СП "Укргаз-Энерго".
В целом, можно сказать, что правительство добилось вполне приемлемых условий поставок газа в Украину (см. Справка "ВД").
Однако все же остается ряд значительных рисков. Для того чтобы их снять, украинцам снова необходимо выйти на международный уровень и добиться гарантий неизменности цен от российского "Газпрома", сохранения теперешних условий работы РУЭ на российском рынке — например, следует добиться письменных гарантий от российского правительства, что тариф на транспортировку газа для РУЭ не будет повышен в ближайшие годы.
Твердые межправительственные договоренности нужны также и на тот случай, если в России в 2008 г. сменится власть, для того, чтобы новые правители не сделали с РУЭ то же самое, что случилось с еще одним посредником — корпорацией "Итера". А именно, не создали для РУЭ условия работы. Таким образом, как это ни парадоксально звучит, Украине сейчас необходимо обеспечить безбедное будущее для РУЭ, дабы обезопасить себя от новых газовых войн. Пойдет ли правительство по этому пути или же посчитает нужным дать "задний ход" всем договоренностям — ответ будет ясен, как только закончатся зимние холода.
CПРАВКА "ВД"
Создание СП "Укргаз-Энерго" принесло Украине ряд выгод. Во-первых, цена газа для промышленных потребителей зафиксирована на приемлемом уровне — $110 за 1 тыс. куб. м (такова официальная позиция Арсения Яценюка, министра экономики Украины). Кстати, именно такой прогноз относительно цены на газ "ВД" высказала в начале 2006 г.
Во-вторых, прибыль (без вычета административных расходов и налогов) НАК "Нафтогаз України" от участия в СП, по оценкам "ВД", составит до $175 млн.