Вадим Денисенко: Вероятность гражданской войны на Галичине в ближайшие три года превышает 50%

Разведение войск может стать первым шагом не только к деморализации армии, но и к началу гражданской войны в Украине

Об этом в интервью Depo.ua рассказал экс-депутат, политолог Вадим Денисенко, информирует "ДС".

- Сегодня объявлено начало разведения войск. Это шаг к миру или начало обострения ситуации внутри страны?

- Этот вопрос, в принципе, надо разделить на две части. Первая часть касается непосредственно украинской армии, вторая - это идея фикс Зеленского о встрече с Путиным. Если мы говорим про украинскую армию, мы должны говорить, что этот шаг (а я уверен, что дальше будет происходить полное разведение войск по всей линии фронта) уже привел и будет приводить к полной деморализации украинской армии. Можно говорить о многих вещах - о деньгах, о том, что некуда уходить, нет на самом деле никаких позиций 2016 года...

Но по этому поводу я хотел бы сказать только об одном. Представьте ситуацию, что завтра начинается контрнаступление боевиков, и украинский офицер говорит солдатам: "Мы должны стоять здесь и не сдвинуться с места". Какой процент солдат скажет: "Мы сейчас не сдвинемся с места, умрем, а вы нас завтра снова отведете на два километра с занимаемых позиций, потому что будет принято такое политическое решение". Как не вспомнить, что под Широкино погибли 30 человек. А сейчас Широкино мы должны будем сдать. Поэтому моральный дух украинской армии - одна из самых глобальных проблем на перспективу.

У Зеленского есть идея фикс, что как только он встретится с Путиным, у нас наступит мир, счастье и радость. Но сейчас уже можно сказать, что встреча Зеленского с Путиным состоится после того, как Украина сдаст абсолютно все позиции, которые могли бы быть сильными в переговорах. То есть, встреча станет возможной после того, как мы пойдем на все возможные и невозможные уступки.

- Если вы говорите об уступках, насколько высока вероятность того, что состоятся переговоры "ЛНР" и "ДНР" с государством Украина?

- Я считаю, что вероятность этих переговоров в ближайшие три-шесть месяцев превышает 90%. Этому могут помешать лишь какие-то форс-мажорные обстоятельства. Под форсмажором я понимаю, например, очень страшные с точки зрения государственности вещи, такие как отказ ряда офицеров выполнять приказы главнокомандующего или что-то подобное. Или случится какое-то чудо, и общественное мнение будет категорически против переговоров. Но то, что мы видим сейчас, - как Зеленский работает с общественным мнением, как большие телеканалы осторожно начинают пропагандировать идею мира, - я думаю, что вероятность переговоров с "Л/ДНР" достаточно высокая.

Это не означает, что Зеленский обязательно сядет за стол переговоров, но я уверен, что будет придумана должность какого-то вице-премьера, который начнет переговорный процесс, и такая встреча состоится. Среди тех вещей, о которых молчит команда Зеленского, не надо забывать о том, что отвод украинских войск, который на данный момент является отступлением, предусматривает совместное патрулирование этих территорий украинской полицией или Нацгвардией и силовиками "Л/ДНР". То есть, это будет первый шаг к признанию друг друга, о чем сейчас, к сожалению, никто не говорит.

- Возможны ли изменения в Конституцию относительно признания "Л/ДНР"?

- Это один из самых сложных моментов. На сегодняшний день нет 300 голосов в парламенте, и пока мы не понимаем, каким образом эти изменения в Конституцию будут приниматься. Но, если мы зайдем очень далеко, и общественная поддержка у Зеленского будет достаточно высока, я думаю, что определенным образом, - если не шантажом, то другими вещами, - Зеленский попытается "обработать" украинский парламент и сделать все от себя зависящее, чтобы Конституция была изменена. На самом деле не надо забывать, что Путину абсолютно не нужно решение украинского вопроса. У него не стоит вопрос мира, как не стоит задача любой ценой завершить этот процесс. На самом деле ему будет выгодно, чтобы Зеленский не принял эту Конституцию, и чтобы ситуация ни мира, ни войны, но в значительно ослабленных позициях Украины, была зафиксирована. Это один момент.

И есть второй, который, с моей точки зрения, более опасен для всех нас. Не надо забывать, что одной из ключевых задач Путина является начало определенных боевых действий на границе с Евросоюзом, со странами НАТО. Поэтому я не удивлюсь, если будут инспирированы некоторые вещи для того, чтобы на наших территориях, под предлогом изменений к Конституции или чего-то другого, начались определенные боевые действия, которые можно квалифицировать как гражданскую войну. К сожалению, сегодня вероятность такого сценария в ближайшие два-три года - более 50%.

- Многие говорят, что россияне предлагают нам боснийский вариант... В принципе, можно сказать, что мы движемся по боснийскому сценарию?

- На самом деле, существование Боснии возможно благодаря тому, что на данный момент есть страны-гаранты, которые говорят о том, что несмотря на определенные разногласия в этой стране, она будет существовать и держаться в нынешних границах. По крайней мере, в определенной перспективе. У нас таких гарантов на сегодняшний день нет. И, к сожалению, быть не может, потому что мы де-факто полностью развалили свою внешнюю коалицию в поддержку государства Украина.

Еще раз хочу сказать, что задача россиян - не создать сильную Галицкую республику, как многие сейчас считают, и многие, в том числе, на Галичине и в целом в западных регионах об этом говорят. Задача россиян - перевести боевые действия на границу с натовскими странами. Им нужен на самом деле гражданский конфликт именно на территории Западной Украины, для того, чтобы под тем или иным соусом заставить Венгрию захватывать Закарпатье, Румынию - захватывать Буковину, возможно, Польшу - вмешиваться в вопросы Галичины и Волыни. И таким образом, окончательно доломать этот миропорядок и нерушимость границ, которые существовали после 1945 года.

Напомним, глава МИД Украины Вадим Пристайко заявил, что Киев готов к отводу вооружений. В "ЛНР" заявили то же самое.