Вадим Денисенко: Квасневский сказал правду – не стоит становиться европридурками

ЕС был розовой мечтой наивных романтиков и сейчас нам необходимо срочно найти новую цель. И такой целью может стать формирование сильного государства
Фото: depo.ua

Несмотря на оптимистические заявления представителей власти в части европейских перспектив Украины, последняя неделя принесла на этом направлении довольно неутешительные новости. Главной из них стало сенсационное заявление экс-президента Польши Александра Квасневского о том, что нашей стране не стоит мечтать ни о членстве в ЕС, ни о членстве в НАТО. Военного негатива добавил и директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин, по мнению которого Россия активно готовится к открытому вторжению в Украину. А "десертом" стало заявление нобелевского лауреата Светланы Алексиевич, обвинившей украинцев и поляков в убийстве белорусов во время Второй мировой войны. О том, как Киеву адекватно реагировать на все эти информационные вызовы и угрозы, "ДС" поговорила с депутатом Верховной Рады от БПП "Солидарность" Вадимом Денисенко.

Д.С.: Слова Квасневского вызвали бурную реакцию некоторых украинских политиков и экспертов. Дескать, бывший президент Польши и большой друг Украины нас предал. Но, если отбросить эмоции в сторону, то есть ли смысл ломать копья в темах о ЕС и НАТО, если в ближайшей перспективе вступить в эти объединения наша страна не сможет?

В.Д.: Во-первых, не следует забывать, что Александр Квасневский является польским политиком, и он всегда работал исключительно на Польшу, поэтому предать Украину он не может по определению. Во-вторых, к сожалению, мы слишком сильно пристрастились к еврооптимизму. Хотя, за последние два года было достаточно времени, чтобы протрезветь и понять, что условная разница между еврооптимистом и, извините, европридурком, не так уж велика. Необходимо оставаться реалистами и держаться подальше от столь полюбившейся нам "еврозависимости". Квасневский сказал то, что мы и так знали уже давно: в ближайшее время в Европе нас никто не ждет. Более того, руководство ЕС напугано угрозой возможной войны с Россией на территории Прибалтики и Польши. Поэтому, для Брюсселя намного важнее вопросы, связанные с обеспечением безопасности границ ЕС, и ради их решения он готов пожертвовать Украиной.

Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что за последние два года ЕС так и не оказал нам серьезной военной помощи, в частности, в поставках оружия. Да, Брюссель ввел против России целый ряд экономических санкций, но не стоит забывать, что такие государства, как РФ, могут жить с санкциями десятилетиями и на их политику это никак не влияет. Классический пример - Иран. Ключевой посыл в выступлении Квасневского сводится к тому, что мы можем рассчитывать лишь сами на себя и должны усиливать свою армию. Но, к сожалению, мы этого не делаем.

Д.С.: А как же формирование контрактной армии?

В.Д.: Все разговоры о том, что мы строим контрактную армию - это болтология. Если государство уже участвует в затяжном вооруженном конфликте, а именно такой и является АТО на Донбассе, то базовую военную подготовку должны проходить все молодые люди. Но, для этого следует изменить систему призыва и перенять опыт тех же стран ЕС, где 18-ти или 19-летние парни проходят 2-3 месяца качественной базовой подготовки. Это намного эффективнее, чем содержать в армии призывников год-полтора, как это происходит сегодня. 

Кроме того, Украине следует закупать новейшие военные технологии и не ждать, что кто-то что-то нам подарит, ведь это нам необходимо выстраивать систему обороны государства, а не США или ЕС. И параллельно руководство страны следует максимально быстро проводить комплексные реформы всей армии и бороться с коррупцией. Именно об этом говорит наш польский друг Александр Квасневский и я очень надеюсь, что его слова станут для власти Украины холодным душем.

Конечно, европейцы ошибаются, когда считают, что решать свои проблемы с Россией мы должны сами, но это их право так думать. Нашей же задачей является качественная подготовка к возможной эскалации конфликта с Россией. Мы должны сделать так, чтобы возможные успехи команды Путина на украинском фронте стали для нее, как минимум, пирровой победой. Россияне должны понимать, что если они решаться пойти открытой войной против Украины, то они, конечно, могут развалить наше государство, но после этого они развалятся сами. Только такой фактор может сдержать Кремль, все остальное не имеет для него никакого значения.

Д.С.: Заявление Квасневского может уменьшить процент проевропейской риторики в отечественной политике и прекратить манипуляции на эту тему?

В.Д.: Безусловно. Слова бывшего польского президента существенно усложнят любые манипуляции на теме еврооптимизма. Что, в свою очередь, создаст серьезные проблемы целому ряду политиков, планирующих построить на этой теме свою предвыборную кампанию. Более того, когда в конце года мы окончательно поймем, что безвизового режима с ЕС мы не получим, энтузиазма у всех отечественных евроактивистов существенно поубавится.

В то же время, мы обязаны вынести из этой ситуации определенную пользу. ЕС был розовой мечтой наивных романтиков и сейчас нам необходимо срочно найти новую цель, чтобы заменить ее. И такой целью может стать формирование сильного государства. А начало ее реализации положит конец, как наивным мечтам в направлении ЕС и США, так и русофилии, чем по-прежнему болеет часть наших сограждан.

Д.С.: Но, строить сильное государство в условиях непрекращающейся войны не так уж просто. Тем более, что сохраняется угроза полномасштабного вторжения России, о чем на днях заявил один из самых авторитетных отечественных экспертов и директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин...

В.Д.: Это один из сценариев, который никогда не исключался из списка угроз. И вполне вероятно, что рано или поздно Владимир Путин пойдет на его реализацию. Но, как по мне, то сейчас Кремль еще не готов к полномасштабной атаке на Украину и отдает предпочтение гибридным военным действиям на территории всей Европы. Путину важно провоцировать конфликты силами других стран и при военной поддержке Москвы. Все прекрасно знают о том, что сохраняются проблемы в Эстонии, где треть граждан разговаривает на русском языке, а в Нарве вообще сложно услышать эстонский язык. Есть предпосылки для возникновения конфликта с латгалами в Латвии, остается непростой ситуация на Балканах, в испанской Каталонии и на других направлениях.

В идеале Кремль хочет спровоцировать конфликты во всех упомянутых регионах и это является на сегодня главной задачей для Путина. Поэтому угроза полномасштабной войны с Украиной пока на втором плане.

Д.С.: Еще одно заявление, взбудоражившее отечественные СМИ и экспертную среду, сделала на днях лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич, заявившая, что поляки и украинцы во время Второй мировой войны убивали белорусских евреев. Учитывая авторитет Алексиевич, сложно просто отмахнутся от ее слов, но как правильно на них реагировать?

В.Д.: Когда Алексиевич получила Нобелевскую премию, многие расценили это, как жест доброй воли Запада против Путина, которого она активно критикует. Но в этой связи в первую очередь необходимо учитывать, что Алексиевич является постсоветским космополитом и она также искренне говорит о якобы причастности поляков и украинцев к убийствам белорусов, как и о Владимире Путине. И здесь важно правильно расставить акценты.

Например, можем ли мы утверждать, что нобелевский лауреат говорит неправду? Нет, но ее утверждения являются правдой лишь частично. Ведь батальон "Нахтигаль", сформированный из украинцев, действительно в 1942 году находился на территории Беларуси, где далеко не всегда выполнял хорошие приказы. Но, если бы мы несколько лет назад перевели обсуждение такого рода тем исключительно в научное поле, где признанные эксперты дали бы объективные оценки всем сторонам, участвующим во Второй мировой войне, то сейчас у нас не было бы проблем, вызванных заявлениями Алексиевич. Такие дискуссии не должны становится предметом политических манипуляций. Их надо завести в научное русло и тогда мы получим взвешенные ответы на все интересующие нас вопросы.

Д.С.: В последние дни пробежала "черная кошка" и между поляками и украинцами, когда нашу музыкальную группу не пустили на концерт в Перемышль. Как может использовать этот эпизод российская пропаганда?

В.Д.: До очередной годовщины Волынской трагедии остаются считанные дни и, конечно, Кремль использует эту историю, чтобы посеять вражду между поляками и украинцами. Кроме того, нас ждет вбрасывание в украинское медиа-пространство различных провокационных заготовок. Поэтому очень важно сейчас оперативно подключить к обсуждению тех трагических событий авторитетных историков, чтобы они задали тон в этой дискуссии и перекрыли голоса провокаторов. И мы могли бы, довольно безболезненно, нейтрализовать усилия России по разжиганию межнациональной розни, если бы государство подключило соответствующий гуманитарный ресурс. Но, поскольку за это направление у нас отвечает Вячеслав Кириленко то, скорее всего, эта миссия будет провалена.