В Украинском институте будущего рассказали, был ли успешным визит Байдена для Украины

Для украинской власти визит американской делегации во главе с госсекретарем Энтони Блинкеном был важен сам по себе, как демонстрация успешности отношений с США. Но, кроме общего фона, можно сформулировать пять ключевых задач для официального Киева

Энтони Блинкен / Getty Images

Об этом говорится в докладе "После Блинкена: три сценария украинского-американских отношений", которую представил Украинский институт будущего, передает "ДС".

1. Выйти из зоны токсичности. Продемонстрировать возможность плодотворного диалога Вашингтона и Киева. Снять вопрос американских партнеров относительно кадровой политики Офиса Президента Зеленского, объяснить логику тактических союзов с украинскими ФПГ. Убедить американских партнеров в том, что новая украинская власть, несмотря на серию скандалов по делу импичмента, персональные претензии со стороны США к Дубинскому, Деркачу, Ермаку, Коломойскому и другим, являются предсказуемым и надежным партнером.

В этом же блоке отдельно стоит упомянуть запланированный к выходу фильм-расследование Христо Грозева (Bellingcat) о российских ЧВК, одна или несколько частей которого будут посвящены операции по задержанию вагнеровцев летом 2020 года. Поскольку отмена съемок и премьеры невозможна, в интересах окружения Зеленского минимизировать в фильме-расследовании объем информации, касающейся Украины, и отсрочить дату его премьеры на максимально далекий срок.

2. Поиск понятных механизмов взаимодействия с Вашингтоном. Политика личных контактов вряд ли станет рабочим механизмом на ближайшие годы. Руководство США ищет возможности влиять на ситуацию в Украине, на ее элиты, независимо от фамилий и партийной принадлежности своих партнеров. Поэтому акцент делается на антикоррупционную сферу, суды и на дальнейшее расширение поддержки НПО. Для официального Киева желательно замкнуть большую часть контактов на Банковую, что, исходя из сегодняшней ситуации, невозможно. Поэтому задачей остается выработка системы взаимодействия, которая бы объединяла в себе как персональные контакты (что привычно для Украины), так и институциональные механизмы, но в безопасном для Офиса Президента варианте.

3. Увеличение поддержки со стороны США и получение (продление) зонтика безопасности. На фоне угрозы со стороны РФ, для Украины крайне важно поддерживать и расширять уровень сотрудничества с Соединенными Штатами в области безопасности. Ключевая задача заключается в поддержке риторики Вашингтона о защите независимости и территориальной целостности Украины. В идеале это направление может развиваться по двум направлениям:

A) Увеличение объемов военной и технологической помощи со стороны Соединенных Штатов.

B) Внешнеполитическая активность Вашингтона и дипломатическая "зонтик безопасности" со стороны США.

4. Привлечение Вашингтона в переговорные площадки по украинским вопросам (для усиления своей позиции). Для официального Киева крайне важна идея "Крымской платформы". Вопрос не только и не столько в выработке быстрых и действенных механизмов деоккупации полуострова, сколько в демонстрации эффективности внешней политики президента Зеленского. Поэтому в обсуждении создания площадки упор делается на список потенциальных участников, а не ключевых направлениях работы.

Участие США в этом случае является одним из ключевых факторов, способных или развить идею, или ее похоронить. Второе направление — вопрос переговоров по Донбассу. Для Киева важно втягивание Вашингтона в переговорный процесс, поскольку в тактической перспективе, это поможет выиграть некоторое время. И, возможно, создаст предпосылки для трансформации (выхода из) Минских соглашений.

5. Получение поддержки (или гарантии невмешательства) в попытки президента Зеленского сформировать новый баланс сил в экономике. В конце 2020 — начале 2021 Офис Президента занялся работой по созданию нового баланса власти в Украине. Идет изменение конфигурации сотрудничества с олигархическими группами. Параллельно с этим ОП начал наступление на неподконтрольные экономические потоки: как на часть теневого бизнеса, так и на государственные корпорации, руководство которых не полностью подконтрольное президенту.

Еще одно направление — усиление влияния на антикоррупционный блок и силовые ведомства с целью усиления контроля над украинскими политическими и бизнес-элитами. Этот процесс затрагивает сферу интересов США, причем в некоторых направлениях идет вразрез с политикой Вашингтона. Поэтому для президента Зеленского крайне важной является задача объяснить логику своих действий и получить, если не одобрение, то определенные гарантии невмешательства со стороны Соединенных Штатов.

График визита, проведенные Блинкеном и его спутниками встречи, а также пресс-конференция после переговоров с Зеленским, позволяют утверждать, что для украинской стороны результаты, скорее всего, отрицательные.

Президент Украины и часть его окружения, выйдя к журналистам, были явно растеряны. Американские участники встречи, наоборот, демонстрировали уверенность в своих силах. Парадокс, но если оценивать выступления Зеленского и Блинкена по украинским вопросам, больше конкретики звучало из уст американского чиновника. Президент Украины терялся в словах, пытался ограничиться общими фразами и уклонялся от прямых вопросов журналистов (как, например, по НАК "Нафтогаз"). На этом фоне симптоматично выглядела фраза Зеленского о том, что американские коллеги прекрасно осведомлены о ситуации в Украине, и этот факт является как плюсом, так и минусом.

Если проанализировать результаты встречи с точки зрения 5 ключевых задач Офиса Президента (сформулированные выше), то получаем примерно следующий перечень:

1. Выйти из зоны токсичности. Цель на данный момент не достигнута. Действия украинских властей непонятны и нелогичными с точки зрения США. К тому же для Вашингтона критически важным является сохранение контроля над процессами в НАБУ, САП, НАПК и в процессе судебной реформы. Смена руководителей в государственных корпорациях так же вызвала негативную реакцию. Окружение президента Зеленского на этом этапе не создало о себе впечатление единой предполагаемой команды.

Единственным плюсом, который случился "на фоне" встречи, стала новость о переносе премьеры фильма-расследования Bellingcat на конец лета-осень 2021 года.

2. Увеличение поддержки со стороны США и получения (возобновления) "зонтика безопасности". Цель частично достигнута. Энтони Блинкен подтвердил намерение Соединенных Штатов и дальше поддерживать Украину. Политический "зонтик безопасности" есть. Но это, скорее, не заслуга официального Киева, а часть политики США по сдерживанию Российской Федерации. С точки зрения военной помощи — провалов в объемах не будет. Даже наоборот, можно ожидать постепенного увеличения масштабов сотрудничества. Но не будет (пока) и прорывов — все новые программы будут зависеть от хода внутриполитических процессов в Украине.

3. Получение поддержки (или гарантии невмешательства) в попытки президента Зеленского сформировать новый баланс сил в экономике. Цель не достигнута. Вероятно обратноепредъявление списка требований со стороны США. Представители американской делегации не скрывали своего раздражения кадровой политикой украинской власти и темпами антикоррупционной и судебной реформ. Можно утверждать, что вместо "гарантий невмешательства" Офис Президента получил список требований в области:

• борьбы с коррупцией (деятельность НАБУ, САП, НАПК, антикоррупционного суда, включая кадровую политику)

• управление государственными корпорациями — возвращение к системе приглашение внешних экспертов в наблюдательные советы, согласование кадровых назначений;

• политики по части влиятельных украинцев. Речь идет об отношениях с Коломойским, с ФПГ, чистке кадров в партии "Слуге народа" и в Офисе Президента (возможно, определенные требования по Ермаку). Блинкен дал понять, что США ожидают от Украины конкретных шагов и реальных результатов работы в ближайшее время.

4. Поиск понятных механизмов взаимодействия с Вашингтоном. Цель достигнута частично (с точки зрения США). Новые механизмы взаимодействия и политических контактов произведены не были.

Зато американская сторона:

• обозначила ряд направлений, от успеха которых будет зависеть дальнейшее взаимодействие с окружением Зеленского;

• подтвердила, что и дальше будет тщательно изучать то, что происходит в Украине и в основном брать информацию из независимых от Офиса Президента источников. В частности, это сеть партнерских НПО, политические оппоненты Зеленского, структуры, на которые посольство США влияет.

Новых механизмов создано не было, более того, усиливается роль Посольства США и связанных с ним представителей украинской политики, третьего сектора, журналистов. Фактически перед Зеленским были поставлены задачи, дано время на выполнение и заявлено о наличии механизмов собственной проверки эффективности действий украинской власти.

4. Привлечение Вашингтона в переговорные площадки по украинским вопросам. Частичный успех. Энтони Блинкен согласился с возможностью участия США в "Крымской платформе". Однако стиль ответов, дипломатический уход от темы личной встречи Зеленского и Байдена (отсылка к проблеме COVID-19) и нечеткая формулировка степени участия, говорят о том, что это, скорее, предыдущая обещание, чем гарантия. В вопросах Донбасса и угрозы со стороны РФ раздался сигнал, что США и дальше будут поддерживать Украину, но пока в пределах существующих форматов. И не намерены входить через украинские события в силовое противостояние с РФ.

Напомним, государственный секретарь США Энтони Блинкен 6 мая посетил Украину с официальным визитом. Во время встречи Блинкена с президентом Владимиром Зеленским речь шла, в частности, об антикоррупционных реформах.

Блинкен отметил, что борьба с коррупцией является одной из важнейших задач для украинского народа и решающей для улучшения его жизни: от услуг, на которые народ полагается до возможностей, которыми он пользуется.

Как сообщала "ДС", по результатам визита Энтони Блинкена в Киев заместитель спикера Госдепартамента США Джалин Портер заявила, что Штаты подтверждают поддержку Украины на фоне российской агрессии и готовы усиливать партнерство в сфере безопасности и обороны.