В России грядет монополизация рынка нефтепереработки
В 2015-2017 гг российское правительство планирует коренным образом изменить сложившуюся систему налогообложения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Сейчас экспортная пошлина на российскую нефть составляет 59%, а ставка полшины для темных нефтепродуктов (как правило, это мазут) почти в два раза ниже - всего 38%. В таких условиях российские НПЗ, не мудрствуя лукаво, гонят из нефти мазут. Благо, для этого не требуется особых капиталовложений и наладки дорогостоящих технологий глубокой переработки "черного золота".
В ближайшие два года положение изменится: экспортную пошлину на мазут увеличат до 100% , зато для нефти ее снизят, так же как и акцизы на светлое горючее, требующее качественной переработки. В это же время будут постепенно повышать ренту на нефтедобычу - так называемый налог на добычу полезных ископаемых. Такая отсрочка названа "налоговым маневром", и его применяют для того, чтобы дать время для модернизации НПЗ. По данным Минэнерго России, из почти 200 НПЗ лишь около 30 предприятий достаточно подготовлены. Еще около двух десятков успеют провести техническое перевооружение. Остальные 150 заводов, скорее всего, будут закрыты. Фактически, так будет проведена радикальная монополизация рынка нефтепереработки.
В российском правительстве уверяют, что еще одним следствием "налогового маневра" станет рост экспорта российской нефти. Хотя на это особо надеется не стоит. Во-первых, на приговоренные к закрытию НПЗ приходится не такой уж большой объем переработки - всего 19 млн т нефти в год (7%), при совокупной мощности всех заводов в 275 млн т.
Во-вторых, в Европе значительно снижается потребление нефтепродуктов. Ожидается, что из-за падения спроса в странах ЕС закроются 10% производственных мощностей ныне действующих НПЗ. Причем речь идет о заводах с достаточно современными технологиями.
Что касается украинских НПЗ, то "налоговые маневры" в России никак не отразятся на их загрузке. Главная причина - политическая. Российские компании, ориентируясь на указания Кремля, заморозили или продали свои нефтеперерабатывающие активы в Украине. Крупнейший завод - в Кременчуге - находится под контролем компаний Игоря Коломойского, для которого перспективы любого сотрудничества с российскими компаниями надолго закрыты из-за едкого комментария о физических и психических кондициях президента России Владимира Путина. Судьба Одесского НПЗ в ближайшее время также мало будет зависеть от поставок из России - к контролю над этим предприятием готовятся как государство, так все тот же Игорь Коломойский.