В одном графике: Откуда взялись 700 млн грн новых долгов по зарплате

Зарплатные долги наиболее выросли в восточных и южных областях, то есть именно там, где сильны позиции "Оппоблока". И немалая доля вины в этом лежит на правительстве
Фото: fakty.ua

На днях Госстат обнародовал новые данные о долгах по зарплате. По состоянию на 1 декабря задолженность достигла 2 млрд 11 млн грн., тогда как в начале года она составляла 1 млрд 320 млн. Таким образом, за 11 месяцев появились новые долги в размере 691 млн грн.

Во избежание недоразумений нужно сразу уточнить, что во всех цифрах, о которых здесь идет речь, не учитываются предприятия, зарегистрированные на оккупированных территориях Крыма и Донбасса. То есть, почти 700 млн грн. новых долгов образовались на предприятиях, которые считаются действующими в правовом поле Украины. Сумма задолженности за 11 месяцев выросла более чем в полтора раза (на 52,3%).

Нетрудно прийти к выводу, что правительство (и государство в целом) не обременяет себя заботой о соблюдении прав наемных работников, даже если это чревато ростом антиправительственных настроений. Это впечатление укрепляется, как только посмотришь, какие регионы внесли наибольший вклад в новообразованную задолженность. Вот этот список:

Остальные регионы показали гораздо меньшие приросты зарплатных долгов (не более чем на 9 млн грн.), причем в шести областях - Львовской, Житомирской, Ивано-Франковской, Хмельницкой, Киевской и Винницкой - задолженность даже сократилась. Таким образом, тенденция к росту долгов все же не общеукраинская, а локальная. Но почему-то локализуется она главным образом на востоке и юге.
Конечно, можно ссылаться на недоработки губернаторов, можно рассказывать о долгах на частных предприятиях, но все же значительную, если не львиную долю вины следует возложить на правительство. Хотя бы по той простой причине, что около половины новообразованной задолженности приходится на государственные предприятия и учреждения.

Особенно впечатляет прирост долгов на предприятиях Луганщины - с 63 до 516 млн грн, т.е. на 453 млн - это почти две трети общеукраинского прироста. Резкий скачок произошел между 1 мая и 1 июня - со 128 до 381 млн грн. Как объясняют в Луганском облстате (сейчас он находится в Северодонецке), этот скачок произошел из-за включения данных по госпредприятию "Луганскуголь", которое первые пять месяцев года вообще не присылало статотчеты и только в июне назвало свои долги: 221 млн грн.

"Луганскуголь" - это, конечно, очень интересное госпредприятие. Прошлой осенью оно перерегистрировалось в Киеве, чтобы получить адрес на подконтрольной украинской власти территории и легально работать, хотя его основные фонды остались в оккупации. А его директор Вадим Слива умудрился, получая зарплату в Киеве, работать одновременно в оккупированном Луганске на должности "замминистра углепрома ЛНР". И регулярно, из месяца в месяц, наращивать долги по зарплате перед своими шахтерами. В целом же по Украине долги по зарплате перед угольщиками выросли за 11 месяцев со 166 до 555 млн грн., т.е. на 389 млн.

Просто сюрреализм какой-то. Представитель собственника-государства жалуется представителю частного собственника на "безответственные" профсоюзы, которые привыкли требовать денег от правительства,и после этого он же добивается выделения правительством 312 млн грн. для удовлетворения требований тех самых профсоюзов

Впрочем, через месяц в очередной сводке Госстата эта сумма должна уменьшиться. 16 декабря правительство по предложению Минэнергоугля выделило предприятиям углепрома 312 млн грн. По сообщению министерства, эти деньги получены предприятиями 22 декабря и направлены "на частичное покрытие затрат по себестоимости готовой товарной угольной продукции, включая выплату зарплаты работникам". Чуть ранее, 11 декабря, министр Владимир Демчишин обнародовал свое письмо народному депутату от "Оппоблока" Владимиру Гусаку (представляет интересы Рината Ахметова, ранее работал в ООО "Метинвест Холдинг" директором по закупкам). Самый важный его кусок стоит процитировать. "И главное: по долгам шахтерам, - пишет министр ахметовскому парламентеру. - Обратите внимание, что долги по зарплате есть далеко не на всех предприятиях. Часть государственных компаний выплачивает зарплату исправно - это там, где директора научились работать эффективно и увеличили добычу. А часть не научилась - эти директора никогда и не умели работать - только тратить бюджетные деньги. И если бы профсоюзы были ответственными, то пикеты стояли бы перед офисами таких директоров и перед местными советами и администрациями, которые противодействовали замене директоров этих шахт. Или перед офисом компании ДТЭК, которая продает свой же уголь своим же станциям по значительно более высоким ценам. И все равно имеет долги перед шахтерами".

Просто сюрреализм какой-то. Представитель собственника-государства жалуется представителю частного собственника на "безответственные" профсоюзы, которые привыкли требовать денег от правительства, а не от администрации предприятий, и после этого он же добивается выделения правительством 312 млн грн. для удовлетворения требований тех самых профсоюзов. Конечно, профсоюзы только укрепились в своей привычке выбивать деньги с правительства и для этого - винить его в любых бедах. На радость Ахметову и всему "Оппоблоку".

Ни у Демчишина, ни у правительства в целом нет ни навыков диалога с рабочими, ни понимания необходимости такого диалога, хотя без него останутся пустыми любые слова о деолигархизации. Стоит подчеркнуть, что долги по зарплате - проблема не только углепрома. В остальных отраслях промышленности задолженность выросла суммарно с 624 до 884 млн грн, т.е. на 260 млн; в строительстве - с 65 до 102 млн грн, т.е. на 37 млн. Это означает, что объективные предпосылки для протестных настроений есть, и весь вопрос в том, куда это недовольство будет канализировано.

Олигархи вместе с вороватыми директорами госпредприятий уверены, что сумеют направить его против центральной власти. И правильно уверены, поскольку правительство не предпринимает ровным счетом никаких усилий, чтобы разбить противоестественный (хоть и традиционный для постсовка) союз рабочих и хозяев.
Можно тешить себя тем, что в Украине произошла Революция достоинства, - однако рабочие на заводах остаются в том же полурабском положении, что и раньше. А рост долгов по зарплате, как и ужасающе низкий (по европейским меркам) размер самих зарплат, - это лишь следствие.