Усталость металла. Почему наши летчики до сих пор учатся на старых чешских "Альбатросах"

Последний самолет Aero L-39 Albatros был получен ВВС СССР 25 января 1991 года, а доставшиеся Украине машины по возрасту еще старше

Учебно-тренировочный самолет Л-39 "Альбатрос" / УНИАН

Вполне очевидно, что никакая системная реформа в такой специфической сфере, как военная авиация, невозможна без системы подготовки летно-технического состава. Однако сегодня не видно даже попыток начать решать вопрос перевооружения парка учебных реактивных машин на более современную технику. По-прежнему основной машиной для подготовки курсантов старших курсов в Харьковском национальном университете Воздушных сил (ХНУВС) и поддержания летных навыков в истребительных бригадах является Aero L-39 Albatros.

Его ремонт и частичная модернизация до варианта L-39M1 освоены на Одесском авиационном заводе. Буквально на днях прошла информация, что очередной такой самолет после ремонта передан в войска, а облет еще одного начнется на следующей неделе.

При этом время от времени к качеству ремонта возникают вопросы. Так, в судебном порядке признано, например, что причиной аварии самолета L-39M, которая произошла 2 июля 2019 года в районе Купянского водохранилища (Харьковская область), было нарушение технологии ремонта двигателя, допущенное на ГП "Одесский авиационный завод" в 2012 году. В этом конкретном случае курсант 3-го курса ХНУВС смог благополучно катапультироваться.

Однако тут стоит сказать, что серийный выпуск L-39 начался в Чехословакии в 1974 году и продолжался до декабря 1999 года. Всего Советский Союз закупил 2080 самолетов. Причем последний самолет был получен ВВС СССР 25 января 1991 года, при этом понятно, что украинские машины по возрасту старше.

Долголетию "Альбатроса" в Воздушных силах способствуют два фактора. Во-первых, огромное количество машин, доставшихся от СССР, отправленных "под забор" и ныне понемногу возвращаемых в строй. Во-вторых, тот факт, что сердцем машины является двигатель АИ-25ТЛ запорожского производства, поэтому в Украине возможна модернизация путем замены базового на АИ-25ТЛШ с несколько улучшенными характеристиками.

Но тут стоит сказать и о проблеме, которая свойственна всему самолетному парку Воздушных сил — усталость металла корпуса. Для учебных машин это очень важный показатель, ведь они используются в летной практике как курсантов, так и летчиков, достаточно интенсивно.

Учитывая возраст чешских самолетов Albatros, военным уже стоит определиться с типом самолета, который придет им на замену / УНИАН

Поэтому и аварийные ситуации случаются чаще, и не всегда они заканчиваются благополучно. Так, 29 сентября 2017 года во время выполнения полета на предельно малых высотах в районе села Берегели (Хмельницкой обл.) упал L-39M1 из состава 7-й бригады тактической авиации. Два летчика погибли.

Учитывая возраст чешских машин, военным уже стоило бы как минимум определиться с типом самолета, который придет им на замену. Тем более что страны-соседи такой выбор уже сделали.

Так, польские ВВС по контракту 2014 года закончили получение 12 Alenia Aermacchi M-346, которые используются для подготовки польских пилотов F-16 в Авиационной военной академии. Машины куплены у итальянской компании Leonardo и оснащены турбореактивными двигателями Honeywell F124-GA-200. Из эксплуатантов М-346 на постсоветском пространстве стоит назвать Азербайджан и Туркменистан.

Беларусь и Россия располагают копией этого же самолета, который производится в России под названием Як-130. Дело в том, что в свое время это был совместный проект ОКБ имени Яковлева и компании Aermacchi, однако на заключительном этапе разработки начались проблемы. В итоге итальянская фирма вышла из проекта, получив всю конструкторско-техническую документацию на планер, и выпустила свой самолет с двигателями западного производства, а ОКБ Яковлева продолжила разработку Як-130 с двигателями АИ-222-25 (ранее выпускался в кооперации с украинскими предприятиями, с 2012 года россияне заявляют о том, что освоили полный цикл производства).

Примерно такую же конструкцию и такие же двигатели, как и российская машина, имеет китайский Hongdu L-15. Что в принципе и неудивительно — еще на этапе разработки россияне из ОКБ Яковлева предоставили своим китайским партнерам всю документацию по Як-130.

Именно вариант приобретения и производства "китайца" всерьез рассматривался в Украине в 2015 году. Тогда в СМИ были сообщения о том, что якобы достигнута предварительная договоренность о закупке партии L-15 и локализации сборки этих машин на Одесском авиационном заводе, мощности которого хотели нарастить с помощью китайской стороны. Однако дальше планов дело не пошло, а сейчас, на фоне скандала с покупкой "Мотор Сичи", о них можно забыть.

Некогда всплывал и отечественный аванпроект учебно-боевого самолета от Харьковского авиационного института. Самое интересное, что в целом машина строилась вокруг пары двигателей АИ-322Ф запорожского производства и повторяла концепцию M-346/Як-130. По мнению разработчиков, самолет при взлетной массе 9730 кг мог бы развивать скорость 1040 км/ч и нести 3000 кг полезной нагрузки на 1180 км. При этом в базировании он был бы весьма неприхотлив: длина разбега 570 м, а пробега 600 м. Однако дальше аванпроекта дело не пошло.

Итак, имея готовую концепцию развития Воздушных сил до 2035 года, уже сегодня стоило бы начать как минимум подготовительные работы по определению параметров контракта на новый учебно-боевой самолет. А будет ли это Alenia Aermacchi M-346 или какой-то другой, пора определяться нашим военным.