Условия от Байдена. Почему для вступления в НАТО Украине не хватит победы в войне
Все мы смотрим на результаты саммита НАТО в Вильнюсе с точки зрения интересов Украины. Однако, чтобы адекватно оценить дальнейшие перспективы нашей страны на пути в Альянс, нужно все же увидеть ситуацию с другой стороны — с точки зрения интересов США и, конкретнее, Джо Байдена
Подбирая формулировки коммюнике Вильнюсского саммита, команда Байдена заботилась прежде всего об интересах своего шефа. Уже высказано множество удивлений насчет последнего предложения 11-го пункта коммюнике: "Мы сможем направить приглашение Украине присоединиться к Альянсу, когда союзники согласятся и будут выполнены условия". Но расшифровывается это просто: Украина получит приглашение, когда захочет Байден и если Украина выполнит его условия.
Интерес Байдена
К счастью, интересы Байдена во многом совпадают с интересами Украины. Следующий саммит НАТО пройдет приблизительно через год в Вашингтоне. Это будет юбилейный саммит, приуроченный к 75-й годовщине создания Альянса (Североатлантический договор был подписан 4 апреля 1949 г. именно в Вашингтоне). И это будет одно из важнейших событий с участием Байдена перед выборами 5 ноября 2024 г., когда американцы будут избирать президента, Палату представителей и треть Сената.
Конечно, Белый дом заинтересован в том, чтобы украсить Вашингтонский саммит каким-то историческим решением. И вряд ли он сможет найти что-то более эффектное и символическое, чем официальное приглашение Украине стать членом НАТО.
Если Байден захочет, чтобы на Вашингтонском саммите было принято такое решение, то почти все остальные члены НАТО сразу же поддержат эту идею. Кого-то придется уговаривать, но у США для каждого из строптивых союзников есть убедительные аргументы. К тому же согласие на приглашение в НАТО — это только промежуточный этап, и каждый строптивец еще сможет поторговаться с Киевом и Вашингтоном на этапе ратификации протокола о присоединении Украины к Североатлантическому договору.
Главная преграда
О том, что саммит Альянса в Вильнюсе разочарует украинцев, мы писали еще в апреле. Для НАТО принять в свой состав Украину во время боевых действий — это означает вступить в войну с Россией. Ибо именно этого потребует статья 5 Североатлантического договора: "Стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке считается нападением на них всех…"
Страхи членов Альянса на Вильнюсском саммите четко сформулировал премьер-министр Бельгии Александер де Кроо. "Это условие номер один — вы должны выиграть войну. Чтобы вы выиграли войну, мы должны оказать вам военную помощь, — пояснил он в ответ на вопрос украинских журналистов, почему Украина не получила приглашения в НАТО. — Есть полная поддержка странами НАТО Украины для победы в этой войне. Но мы занимаемся тонкой балансировкой. Мы полностью поддерживаем Украину, и эта поддержка будет значительной и долгой, но мы не хотим сами оказаться в войне с Россией".
Именно по этой причине прием Украины в НАТО, скорее всего, будет невозможным, пока хоть какая-то часть нашей территории будет оставаться под российской оккупацией. Эксперты дают очень разные ответы на вопрос о том, когда реалистично ждать окончания войны. Одни предрекают, что война может затянуться на многие годы или даже десятилетия, иногда затухая, но затем вновь разгораясь. Другие высказывают надежду, что успехи Украины на поле боя приведут к смене режима в России. Третьи уверены, что Украина сможет освободить всю свою территорию, если США и другие союзники дадут необходимые вооружения, включая самолеты.
Не будем сейчас обсуждать вероятность всех этих вариантов. Отметим лишь интерес Белого дома. Поскольку США ежемесячно тратят на поддержку Украины миллиарды долларов, то для предвыборной кампании Байдена и демократов выгоднее, конечно, предъявить американским избирателям окончание войны, а не ее затягивание с неясным финалом.
"Наличие здоровой, живой демократии"
Впрочем, война — не единственная преграда. Есть еще условия Байдена, которые должна выполнить Украина. Суть этих условий разъяснил в интервью "Голосу Америки" координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности США Джон Кирби. "Есть реформы, которые Украина все еще должна осуществить", — сказал он и напомнил, что вступление в НАТО — это процесс. "Частью этого процесса является наличие здоровой, живой демократии и здоровых, жизнеспособных, устойчивых демократических институтов. И в Украине есть еще над чем работать в этом плане", — подчеркнул Кирби.
Тут можно, наверное, предположить, что это — лишь повод для того, чтобы отказать. Но это ошибочные подозрения. И если мы на них зациклимся, то вообще никогда не получим приглашения в НАТО.
У Вашингтона есть перед глазами два примера: Турция и Венгрия. Это два члена НАТО, в которых демократические механизмы явно пробуксовывают. Реджеп Эрдоган правит Турцией уже более 20 лет — с марта 2003 г. на посту премьер-министра и затем с августа 2014 г. на посту президента. Виктор Орбан непрерывно правит Венгрией на посту премьер-министра более 13 лет — с мая 2010 г. Оба установили контроль над медиапространством и доминируют на ведущих телеканалах своих стран. И оба регулярно создают проблемы Байдену, подрывая единство внутри НАТО.
Именно эти две страны, Турция и Венгрия, заблокировали принятие Швеции в Альянс. Напомним, Финляндия и Швеция получили приглашение в НАТО одновременно, 29 июня 2022 г., однако Финляндия уже обрела членство в НАТО 4 апреля 2023 г., а Швеция — нет, из-за особой позиции Эрдогана и Орбана. И только сейчас, на Вильнюсском саммите, оба они пообещали, что их страны ратифицируют протокол о присоединении Швеции.
По отношению к России у них обоих тоже особая позиция. Орбан вообще не стесняется подыгрывать Путину. Эрдоган отказался вводить санкции против России и превратил Турцию в один из главных каналов поступления туда серого импорта санкционных товаров.
В Белом доме учитывают этот печальный опыт и потому с опаской смотрят на Украину. А Киев, нужно сказать, своим поведением лишь усиливает эти опасения. В частности, большой резонанс получило заявление Владимира Зеленского в Твиттере по поводу коммюнике Вильнюсского саммита: "Беспрецедентно и абсурдно — когда нет никаких временных рамок и для приглашения (!), и для членства Украины; и когда вместо этого добавляется какая-то странная формулировка об "условиях" даже для приглашения Украины… Это похоже на то, что нет готовности ни пригласить Украину в НАТО, ни сделать ее членом Альянса".
О реакции американской делегации рассказала газета The Washington Post. "Прямолинейное послание Зеленского в Твиттере удивило политиков на саммите, где Байден надеялся продемонстрировать единство против России и подчеркнуть свою способность сплотить глобальных партнеров — ключевой компонент его похода на переизбрание, — отметила газета. — Члены делегации США были в ярости из-за твита Зеленского, по словам знакомого с ситуацией чиновника, который говорил на условиях анонимности из-за деликатных дипломатических соображений". И еще: "Слова Зеленского, критикующие Альянс, резко контрастировали с образом западной гармонии, который создавали Байден и его помощники".
Если Киев ведет себя так сейчас, то можно представить его поведение, когда Украина станет полноправным членом Альянса. Именно поэтому Белый дом выдвинул требование "здоровой, живой демократии". Сначала — полноценная демократия, и только после этого — приглашение в Альянс.
Для администрации Байдена это не игра в формальности. Скорее это циничный прагматизм. В Вашингтоне понимают, что победа Украины над Россией может вскружить голову обитателям Банковой. И Белому дому категорически не хочется выслушивать на саммитах НАТО, что столицей свободного мир стал Киев, а потому Вашингтон должен послушно выполнять указания и знать свое место.
Чтобы не вскружило голову, единственное лекарство — именно полноценная демократия с мощными независимыми медиа. Которые будут ежедневно вскрывать коррупцию и поднимать другие неудобные для власти темы. На данный момент совершенно неизвестно, захочет ли Зеленский платить такую цену за приглашение в НАТО.