Уроки дела Глуховери. Почему важнее перезагрузить НАБУ и ГБР, чем Нацполицию и СБУ

Именно НАБУ и ГБР полномочны расследовать нарушения законности в других силовых структурах вплоть до их высшего руководства
Фото: УНИАН

На днях украинцы получили лишний повод усомниться в эффективности самой распиаренной реформы из всех, которые были проведены после Революции Достоинства. Той реформы, результатом которой стало создание четыре года назад Национальной полиции.

26 июля портал "Киев Оперативный" обнародовал видео, снятое более 10 месяцев назад. 12 сентября 2018 г. патрульные полицейские остановили автомобиль марки Range Rover, водитель которого нарушил правила дорожного движения. За рулем автомобиля находился водитель начальника Главного управления Нацполиции в Днепропетровской области Виталия Глуховери. Во время общения с патрульными водитель, вероятно, позвонил Глуховере. После этого на место инцидента прибыли работники спецподразделения КОРД и задержали патрульных полицейских.

Обнародованное видео вызвало немалый скандал. 27 июля первый заместитель директора ГБР Ольга Варченко подтвердила, что 12 сентября 2018 г. "один из руководителей ГУ НП в Днепропетровской области" "приказал спецподразделению КОРД задержать работников патрульной полиции, которые остановили водителя автомобиля марки Range Rover и пытались выписать ему штраф за нарушение ПДД".

Пресс-служба ГБР сообщила, что следователями центрального аппарата ГБР зарегистрировано уголовное производство по факту возможного превышения власти и служебных полномочий начальником ГУ НП в Днепропетровской области. Дело квалифицировано как превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа, которые сопровождались насилием или угрозой применения насилия, применением оружия или специальных средств (ч. 2 ст. 365 Уголовного кодекса Украины). Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.

В тот же день, 27 июля, отреагировал президент Владимир Зеленский. "Я требую от министра внутренних дел господина Арсена Авакова немедленного освобождения гражданина Глуховери от занимаемой должности, а от председателя ГБР господина Романа Трубы жду быстрого и бескомпромиссного расследования по обнародованным фактам", - написал он на своей странице в Facebook.

А через несколько минут пресс-центр МВД сообщил, что подробные обстоятельства события, которое имело место в г. Днепре с участием водителя начальника ГУ НП в Днепропетровской области, будут установлены в ходе служебного расследования. В сообщении утверждается, что "для всесторонней и объективной проверки ход расследования будет пребывать под контролем министра внутренних дел Арсена Авакова".

И вот 29 июля стало известно о последствиях. Как проинформировал пресс-центр МВД, Глуховеря обратился с рапортом к председателю Нацполиции Сергею Князеву об увольнении с занимаемой должности, после чего Князев по согласованию с Аваковым уволил Глуховерю. "Выводы служебного расследования будут переданы в Государственное бюро расследований. Нацполиция оказывает помощь и всесторонне способствует ходу расследования", - отмечается в сообщении.

Итак, можно ожидать дальнейшей раскрутки этого скандала. Однако, независимо от того, чем он окончится, некоторые выводы можно сделать уже сейчас.

Прежде всего, вряд ли тут уместны пафосные слова о чьей-то борьбе за "очищение" Нацполиции. Скорее мы видим попытку передела сфер влияния. Потому и скандальному видео был дан ход не сразу, а через 10 месяцев.

Днепропетровская область является базовой для Игоря Коломойского - бенефициара победы Зеленского. А должность начальника ГУ Нацполиции - одна из ключевых в любом регионе. Новый начальник ГУ НП вместо Глуховери еще не назначен. Пока что есть только и.о. (им стал замначальника ГУ НП - начальник уголовной полиции Артем Васицкий). Если Нацполиция на Днепропетровщине фактически перейдет в прямое подчинение олигарху - это точно не поспособствует укреплению законности, верховенству права и соблюдению гражданских свобод.

Еще одним последствием скандала может стать попытка заново реформировать Нацполицию, включая и ее спецподразделение КОРД. Опять же, подлинный (а не декларируемый) смысл этой затеи, скорее всего, будет сводиться к переделу сфер влияния. В итоге Нацполиция должна будет перейти под контроль президента - вероятно, вместе со всей системой МВД.

В этой связи нелишне напомнить о другой реформе - об уже готовящейся реформе СБУ. Секретарь СНБО Александр Данилюк утверждает, что СБУ в результате реформы должна стать более мощной в сфере контрразведки, но лишиться функций в сферах экономики и борьбы с коррупцией. Как уже рассказывала "ДС", это не вызывает энтузиазма у нового руководителя СБУ Ивана Баканова. И тут тоже возможен конфликт на почве передела сфер влияния - уже внутри самой команды Зеленского.

Но возможны ли вообще такие реформы Нацполиции и СБУ, которые служили бы интересам общества, а не тех или иных влиятельных персон? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть на те органы, которые призваны держать Нацполицию и СБУ под неусыпным контролем и быстро выявлять любые злоупотребления.

Это прежде всего НАБУ и ГБР. Каждый из этих органов полномочен расследовать нарушения законности в Нацполиции и СБУ вплоть до верхнего этажа: НАБУ - по всем преступлениям с привкусом коррупции, ГБР - по всем прочим преступлениям, включая превышение власти.

Если мы хотим, чтобы Нацполиция и СБУ работали на благо общества, а не отдельных олигархов и высокопоставленных чиновников, необходимо прежде всего предъявить такие же требования к НАБУ и ГБР. Потому что если НАБУ и ГБР будут подконтрольны не обществу, а каким-то крутым дядям, то эти крутые дяди будут вовсю использовать НАБУ и ГБР для того, чтобы распространить свой контроль также и на Нацполицию и СБУ.

НАБУ во главе с директором Артемом Сытником работает с апреля 2015-го, то есть уже более четырех лет. За это время общество получило уйму поводов для обоснованных сомнений в незаангажированности НАБУ и его директора. Дело уже дошло до того, что Сытник фактически утратил поддержку западных посольств и международных институций, с которыми он сотрудничал. По сути, НАБУ превратилось в проблему, без решения которой любые реформы силовых структур будут выглядеть сомнительными - в глазах и украинского общества, и западных партнеров.

ГБР во главе с директором Романом Трубой работает с ноября 2017-го. По сравнению с Сытником у него было меньше времени для того, чтобы наделать крупных ошибок. Но к ГБР уже тоже накопилось немало вопросов.

И если сейчас НАБУ и ГБР остаются за скобками реформаторских планов - это позволяет предположить, что этим органам уготована роль инструментов в чужих руках. А украинцам тем временем будут рассказывать, что теперь всем силовикам придется быть слугами народа - дескать, иначе их снимут, как Глуховерю.