"Сукин сын" на $2 млрд. Байден совсем чуть-чуть приврал про Украину
Находится ли Украина под внешним управлением? Дискуссии по этому вопросу возникали и раньше, но в последние дни разгорелись особенно жаркие споры. Поводом для них стало выступление бывшего вице-президента США Джозефа Байдена в Совете по международным отношениям США 23 января. Байден похвастался, как он добился увольнения "сукиного сына" генпрокурора Украины.
"Я отчаянно взволнован регрессом в борьбе с коррупцией в Киеве. Вот вам один конкретный пример. Мне дали задание по Украине. Я помню, как отбыл туда, чтобы убедить нашу команду, что мы должны предоставить Украине долгосрочные кредитные гарантии. Я ездил в Киев 12–13 раз и в конце концов должен был объявить, что мы предлагаем еще $1 млрд кредитных гарантий. Я получил обещания от Порошенко и Яценюка, что они предпримут шаги по генеральному прокурору, но они этого не сделали. Я пошел на пресс-конференцию и сказал: мы вам не даем миллиарда долларов. Они мне говорят: вы не имеете таких полномочий, вы — не президент, президент говорил, что даст. Я такой: звоните ему. Я сказал, что вы не получаете миллиарда долларов. Я сказал: я еду через шесть часов, если ваш генпрокурор не будет уволен до тех пор, вы не получаете денег. И тот сукин сын был уволен. И на его место поставили того, кому в то время доверяли", — заявил Байден.
Отметим, что он не назвал того генпрокурора Украины, который был уволен благодаря его усилиям. Поскольку Арсений Яценюк занимал должность премьер-министра с 27 февраля 2014 г. по 14 апреля 2016 г., это мог бы быть Олег Махницкий (уволен 18 июня 2014 г.), Виталий Ярема (уволен 10 февраля 2015 г.) либо же Виктор Шокин (уволен 3 апреля 2016 г.).
Сам Байден за два срока своего вице-президентства (с января 2009-го по январь 2017-го) совершил только шесть визитов в Киев, а не 12–13, как ему вспоминается теперь. Первый визит состоялся еще 21 июля 2009 г. — тогда Байден встретился с Виктором Ющенко. К Януковичу вице-президент США не ездил, зато в 2014-м, после революции, побывал в Киеве трижды: 22 апреля, 7 июня (на инаугурации Петра Порошенко) и 21 ноября. Пятый визит Байдена в Киев состоялся 7–8 декабря 2015 г., а шестой, прощальный — 16 января 2017 г., за несколько дней до окончания полномочий президента Барака Обамы и его вице-президента.
Вероятнее всего, Байден вспоминал о пятом визите. Его дата, как легко заметить, не совпадает с датой увольнения Шокина, так что рассказ Байдена не слишком достоверен в деталях. По-видимому, бывший вице-президент США хотел подчеркнуть свою роль (отсюда и воспоминания о 12–13 визитах, хотя было только шесть) и свое влияние на украинскую власть в 2014–2016 гг. Тем не менее есть две причины считать, что в общих чертах рассказ Байдена соответствует ходу событий и логике администрации Обамы.
Во-первых, Вашингтон действительно использовал предоставление Украине кредитных гарантий как инструмент давления на Киев. В этом плане США действуют точно так же, как МВФ, Всемирный банк и Евросоюз. Первое соглашение о кредитных гарантиях на $1 млрд было подписано правительствами США и Украины 18 мая 2015 г. Далее ожидалось второе такое соглашение, и Байден во время декабрьского визита действительно мог поставить ультиматум: денег не будет, пока не будет уволен Шокин. После этого Порошенко действительно внес в парламент представление на увольнение Шокина, только случилось это не сразу, а через два месяца — 19 февраля 2016 г. (накануне Шокин написал заявление об отставке). 29 марта парламент дал согласие на увольнение Шокина, 3 апреля президент подписал соответствующий указ, 12 мая президент с согласия парламента назначил генпрокурором Юрия Луценко, а 3 июня правительства США и Украины подписали второе соглашение о кредитных гарантиях на $1 млрд. 21 сентября Байден встретился с Порошенко в Нью-Йорке на полях сессии Генассамблеи ООН и заявил о готовности США выделить еще $1 млрд кредитных гарантий (что вскоре и произошло), подтвердив, что Киев выполнил все необходимые условия. Таким образом, можно сказать, что за отставку Шокина Украина получила $2 млрд дешевых кредитов — неплохая сделка.
Во-вторых, Байден, делясь воспоминаниями в Совете по международным отношениям США, упомянул еще и о минских договоренностях и посетовал на администрацию Дональда Трампа: "Насколько я знаю, сейчас на президентское лидерство в Украине нет давления, чтобы стимулировать его к превращению Минска в что-то, что можно выполнить... Мы движемся в этом направлении. Но сейчас выглядит так, что давления нет". Администрация Обамы действительно давила на Киев, добиваясь одностороннего выполнения Украиной пунктов минских договоренностей, якобы это подвигнет Путина выполнить свою часть.
Такое же давление на Украину тогда оказывали ЕС, Германия и Франция. Им тоже было бы легче и удобнее держать Украину на внешнем управлении, чтобы договориться с Кремлем за счет украинских интересов. Кстати, Порошенко смог выдержать это давление не в последнюю очередь благодаря тому, что в Украине реально действует система сдержек и противовесов. И на все требования Запада об односторонних уступках Путину Порошенко мог отвечать: это не пройдет через парламент.
Но все же украинское общество может предъявить Порошенко претензию насчет того, что он не раз давал западным партнерам и международным кредиторам обещания, которые затем не спешил выполнять. Или начинал выполнять, а потом тормозил, как это случилось, например, с Антикоррупционным судом, который был обещан МВФ, записан в Законе "О судоустройстве и статусе судей", принятом в июне 2016 г., но будет создан только в нынешнем году (для этого еще нужно, чтобы в феврале парламент проголосовал за соответствующий закон). Именно такой стиль способствует впечатлению, что Киев проводит реформы только из-под палки и только ради кредитов. Если бы подобных случаев было меньше, тогда и сопротивляться западному давлению по вопросам Минска было бы легче.