Адвокат и прокурор. Когда Польша и Украина отойдут от диалога в стиле "сам дурак"
Глава польской дипломатии Витольд Ващиковский "оторвал" исторические споры с Украиной вокруг УПА и Бандеры от западных регионов и повесил на грудь центрального правительства. Таким образом, противоречия Варшавы и Киева продолжают идти курсом на обострение. И нельзя сказать, что только по вине поляков.
Министр иностранных дел Польши после визита во Львов 4–5 ноября дал интервью "Польскому радио". И был преисполнен пессимизма относительно отношений двух стран. Сей пессимизм он намерен донести до президента Анджея Дуды. "Я хочу представить президенту то, что я видел, и то, что я слышал во Львове во время переговоров вчера и позавчера. Я могу только сказать, что у меня нет оптимистичных новостей для президента", — сказал Ващиковский. То есть намекнул, что визит в Украину польского де-юре лидера (де-факто это Ярослав Качиньский) в декабре может и не состояться.
Ставка на Садового?
Нельзя не обратить внимание на то, что топ-дипломат Польши совсем иначе отнесся к местным властям. По его словам, в переговорах с местными чиновниками "дела идут своим ходом и они решаются" и нет антипольских выступлений. Определенно Ващиковский имел в виду мэра Львова Андрея Садового, с которым встретился в стенах генконсульства 5 ноября. Вместе с Садовым в польскую дипмиссию пришла нардеп от "Самопомочі" Ирина Подоляк. Это событие, как подчеркнуло в понедельник издание Zik, пресс-служба мэра не афишировала. Спикер горсовета Кристина Процак заметила, что это было мероприятие не для прессы, и со всеми вопросами/претензиями отправляет в генконсульство.
Не сказать, что уж больно радужным был визит Ващиковского во Львов. Министр после возложения цветов к памятнику жертвам коммунистических преступлений возле Национального музея-мемориала жертв оккупационных режимов "Тюрьма на Лонцкого" демонстративно в сам музей не зашел. Его оскорбила позиция директора учреждения Руслана Забилого. "Министр спросил меня: Западная Украина была оккупирована в 1918 году? Я ответил, что да, что это была оккупация. Затем он резко развернулся на пороге и не зашел в музей. Это было, по моему мнению, сделано умышленно, это умышленный политический шаг", — цитирует Забилого "Радио Свобода".
Все верно. Стоит воспринимать демарш Ващиковского сугубо как составляющую общепольского тренда на актуализацию исторических споров. Глава польского МИДа прямо дал понять, кого считает ответственным. В интервью "Польскому радио" он заявил, что проблемы с достижением согласия начинаются "где-то на центральном уровне", что может стать поводом для "внутренней игры" в Украине. С его стороны логично так думать, ведь в Польше исторический конфликт уже стал неотъемлемой частью внутренней политики как правящей "Права и Справедливости", так и местных маргиналов, рушащих украинские памятники на деньги из России.
Зачем полякам Донбасс
Ващиковский активно спекулирует статусом "адвоката" Украины, хотя на деле его уже давно затмили межгосударственные дрязги. Так, министр отметил, что поляки не участвуют в урегулировании конфликта, а ведь могут, поскольку Франция и Германия "заняты своими проблемами". Подается же помощь Польши как некий дар, который украинцы должны заслужить. Ващиковский считает, что украинцы должны думать, "как сохранить адвокатов своей независимости, и эту дилемму они должны решить самостоятельно".
В более тесном вовлечении в разрешение конфликта у Варшавы есть свой интерес — геополитический. А именно: удовлетворение амбиций в качестве одного из лидеров ЕС, к чему в Польше идут уже давно. Здесь заложен исторический реваншизм, грезы о былом величии Речи Посполитой. Если Варшава будет участвовать в каком-либо формате мирных переговоров, ее глаза окажутся на одном уровне с глазами Берлина или Парижа. Безусловно, для украинской стороны не было бы лишним привлечь соседей, однако очень высок риск манипуляций со стороны представителей нынешней польской власти.
Такую вероятность легко можно увидеть в словах Ващиковского о том, что Украина использует Польшу и считает, что российская агрессия не заставит поляков поднимать вопрос истории или образования. Он, во-первых, намекнул, что Варшава, открестившаяся от языкового скандала, может легко передумать и присоединиться к Венгрии и Румынии. Во-вторых, ясно, что любая разрушенная польская могила негативно скажется на ходе переговоров. Такое с легкостью может провернуть понятно кто, например, накануне особо важной дискуссии. Вину, конечно же, взвалят не на полезных идиотов или заказчика, а на государство в целом.
"Сам дурак"
Ващиковский решил не персонифицировать тот самый "центральный уровень", создающий проблемы. Однако один из его представителей — очевидно, глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович. Фигура в Польше "горячо обожаемая". Ващиковский ранее заявил о подготовке черных списков невъездных украинцев, которые "носят форму СС "Галичина", и тех, кто на административном уровне вставляют палки в колеса касательно эксгумации польских жертв в Украине. Еще в начале июня Киев отозвал разрешение, выданное польским историкам, на проведение поисковых работ и эксгумаций на Волыни. Украинская сторона и тогда, и Вятрович накануне, 27 октября, пояснили, что этот запрет — ответ на нашумевший демонтаж памятника воинам УПА в польском селе Грушовичи 26 апреля.
Глава польской дипломатии, в свою очередь, заявил, что в отношении одного из таких чиновников уже запущены "процедуры". "Я могу сказать, что в случае одного лица эта процедура уже введена в действие. Если она будет завершена, то в течение нескольких следующих дней я сообщу, о ком идет речь", — сказал он.
Сейчас же на поверхности перепалка Вятровича с польскими властями. Заместитель министра культуры Польши Ярослав Селлин в интервью TVN24 удивился, что Украина доверила вести исторический диалог с Варшавой институту, который возглавляет "безответственный человек с навязчивыми антипольскими идеями" — Владимир Вятрович. Селлин допустил ошибку, назвав институт "неправительственной организацией", за что и зацепился Вятрович, поразившись некомпетентности польского ведомства.
В этом-то и кроется проблема. Межгосударственные отношения Польши и Украины должны обладать дипломатической гибкостью, несмотря на то, кто находится у власти. Речь не о христианской благоглупости о второй щеке, а о трезвом расчете ради получения взаимной выгоды. Вместо этого исповедуется принцип зеркальности, когда даже две структуры-оппонента в споре имеют, по сути, одинаковые названия — институты национальной памяти. В Польше демонизировали бандеровцев, а в Украине — Армию Крайову. Селлин назвал Вятровича "безответственным", Вятрович назвал Селлина "некомпетентным".
Таких примеров масса. В общем же дискуссия протекает на уровне "сам дурак". И все задействуют штампы коллективной ответственности, что, конечно же, крайне удобно в политической риторике. Потому-то конфликт на почве трактовки исторических событий зашел в тупик, из которого можно выйти благодаря компромиссам с обеих сторон. Например, не идеализировать всех "героев", объективно проанализировать события в прошлом и составить список тех, кто на героя-то и не тянет вовсе, а кого трогать нельзя. После произвести обмен папками с документами, и все в выигрыше.
На первый взгляд, кажется циничной идея списка тех, кого можно и нужно травить, однако, по сути, это холодный, отрезвляющий душ и перспектива исторического примирения. Цивилизованно признать свои ошибки ради сегодняшнего дня и будущего. Конечно, это работа не на один год, и, скорее всего, власти предержащие к тому времени будут другими. Возможно, и правоконсервативного популизма станет меньше.