• USD 41.6
  • EUR 43.9
  • GBP 52.8
Спецпроекты

Умеров, Сметанин, Камышин? Кто ответит за срыв поставок боеприпасов на фронт

Скандал вокруг бракованных мин и снарядов уже привел к уголовному производству. Но вряд ли приведет к политической ответственности двух министров и одного советника президента

Реклама на dsnews.ua

Начало: бракованные мины 120 мм

Еще 6 ноября сайт "Цензор" опубликовал видео, где военнослужащие ВСУ сообщают о некачественной партии мин калибра 120 мм производства "Укроборонпрома". 20 ноября на том же сайте появилось аналогичное видео из другого подразделения ВСУ.

Утром 26 ноября большая статья об этой проблеме вышла на сайте "Зеркало недели". Там прозвучала и тема политической ответственности министра обороны Рустема Умерова, министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Германа Сметанина, который с июня 2023 года по сентябрь 2024 года работал гендиректором АО "Укроборонпром", и предыдущего главы Минстратегпрома Александра Камышина, который сейчас работает советником президента по стратегическим вопросам.

"Год назад Минстратегпром под руководством Александра Камышина приложил усилия, чтобы предприятия "Укроборонпрома" Германа Сметанина получили заказ Минобороны на снаряды и мины на десятки миллиардов гривен", — констатировал сайт и предложил свою версию дальнейшего развития событий: "Речь о миллиардах в конкретных руках, которые иногда могут лишить разума… ответственные лица [Минобороны] хакнули собственную систему предохранителей против некачественного товара, чтоб "маржа" оседала в ведомстве Камышина".

Сейчас это вылилось в подрыв обороноспособности: "Минобороны распорядилось забрать с фронта все некачественные минометные выстрелы украинского производства, которые либо не долетали до врага, либо не взрывались вообще. По данным "Зеркала недели", речь идет об отзыве не менее 100 тысяч мин, чего хватило бы на полгода экономного расходования. Самое популярное оружие этой войны — 120-миллиметровая мина — появится теперь у военных разве что через месяц-другой, и то импортное, а значит, не скоро. А все потому, что подчиненные Рустема Умерова, которые должны контролировать качество мин от подчиненных Александра Камышина, банально скрывали проблемы производителя".

Буквально через час после выхода этой статьи Минобороны на своем сайте сообщило, что оно уже третью неделю активно занимается расследованием причин нештатного износа 120-миллиметровых мин. В сообщении подтверждается что министерство приостановило использование указанных партий боеприпасов в Силах обороны, а также их выдачу в боевые подразделения — до завершения установления причин нештатного срабатывания. Партия поставленных боеприпасов изъята для дальнейших исследований. Вместо этого будут поставлены мины импортного производства.

Тема ответственности тоже была освещена: "Предварительные результаты расследования межведомственной комиссии насчет поставки некачественных минометных мин калибра 120 мм указывают на возможные причины дефектов, в частности некачественные пороховые заряды или нарушение условий хранения боеприпасов, что привело к их повреждению. По этому факту ГБР возбудило уголовное производство. По результатам работы межведомственной комиссии будут приняты соответствующие кадровые решения по ответственным должностным лицам. Министерство обороны отмечает, что является заказчиком указанного вида вооружения для Сил обороны. В то же время исполнителем государственного заказа является Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности".

Реклама на dsnews.ua

То есть Минобороны как заказчик хочет возложить всю ответственность на Минстратегпром как исполнителя. А насчет своей собственной ответственности за прием бракованных мин и их поставку на фронт — молчит.

После этого ситуацию начали комментировать народные депутаты. Член парламентского комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Федор Вениславский (фракция "Слуга народа") рассказал в эфире "Суспільного", что в комитет поступил отчет межведомственной комиссии. "Я не могу разглашать детали, но в общем-то выяснено, что главными причинами являются снижение температуры и повышенная влажность. В условиях сухой погоды эти мины не давали никаких сбоев", — заявил он. Ту же версию, что во всем виновата погода, он повторил в эфире Радио Свобода: "Дефект, который был допущен, был обнаружен из-за того, что температура воздуха снизилась, а влажность выросла. То есть, это стало тем триггером, который позволил выяснить, что есть определенные проблемы. Этот брак не является критическим для сектора безопасности и обороны".

Противоположную оценку в том же эфире дал секретарь того же комитета Роман Костенко (фракция "Голос"). Он подчеркнул, что бракованные мины, попавшие на фронт, — это ответственность именно военной приемки в составе Министерства обороны. "Они должны на всех этапах это контролировать, и сейчас нужно разобраться, насколько хорош был этот контроль, что пропустили такую партию, которая давала сбои", — заявил Костенко.

Продолжение: непоставленные мины 120 мм

Что же касается заверения Вениславского о том, что "этот брак не является критическим", его опроверг нардеп Алексей Гончаренко (фракция "Европейская солидарность"). Он обнародовал фрагмент внутреннего аудита Минобороны, где говорится, что "вследствие ненадлежащей идентификации и оценки рисков" при заключении контрактов с предприятием, которое изготовило бракованные мины, "создан риск непоставки товаров на сумму до 45 млрд грн, или около 20% всего законтрактованного товара".

28 ноября "Украинская правда" рассказала, что производитель сорвал выполнение контракта более чем на две трети: из 100 проплаченных мин войска получат только 30 пригодных. "Почти всю потребность в 120-миллиметровых минах для ВСУ должны были закрыть одним контрактом на 500 тыс. штук. Но до конца года производитель в лучшем случае выполнит его на 35% (т.е. 65 из 100 проплаченных мин в войска не поставят). И даже из тех 35% исполненной части контракта около 16% (т.е. еще минус 5 мин из 100) непригодны для войны и подлежат замене", — констатируется в статье. Итак, наши войска в этом году не получили 350 тысяч мин калибра 120 мм, которые были законтрактованы.

"Важно установить ответственных за поставку на фронт заведомо бракованного вооружения. И ответственность должна понести вся цепочка: от людей, которые сознательно завысили способности завода выпускать вооружение и протискивали контракты, до руководства завода и тех, кто проводил "проверку" продукции перед отправкой в ВСУ", — подчеркивается в статье.

Другое продолжение: бракованные мины 82 мм

Тем временем выяснилось, что проблема не ограничивается минами калибра 120 мм. В частности, аналогичная ситуация обнаружена и с минами калибра 82 мм.

27 ноября военный корреспондент ТСН (канал "1+1") Юлия Кириенко-Меринова обнародовала фрагмент распоряжения о запрещении воинским частям применения 82 мм минометных выстрелов. "Та же проблема с минами калибра 82 мм! Такой же брак. Тот же производитель. Это сотни тысяч снарядов, без которых окажется фронт, — возмутилась журналистка. — Вбахали украинские деньги в то, что теперь непригодно к использованию. И теперь пытаются обвинить ВСУ в неправильном хранении". Конечно, она тоже подняла тему ответственности — в виде вопроса без ответа: "Военпреды Минобороны не проконтролировали производство. Подписи поставили, когда некачественные мины ехали на фронт. Но кто же дожал, чтобы именно у этих производителей заказывать такие боеприпасы?"

Член парламентского комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Ирина Фриз (фракция "Европейская солидарность") настаивает, что власть должна дать ответы прямо сейчас. "Скандал с поставками некачественных 82-мм и 120-мм мин, не отвечающих стандартам и создающих опасность для наших военных, требует немедленной реакции. Эта проблема не является единичным случаем и свидетельствует о системных просчетах в работе оборонного сектора", — заявила она. По ее мнению, необходимы кадровые перемены в Минобороны и "Укроборонпроме".

Третье продолжение: непоставленные снаряды 122 мм

Алексей Гончаренко еще 26 ноября внес проект постановления парламента об отставке министра обороны Рустема Умерова. В тот же день он сообщил, что проблема не ограничивается минами и охватывает еще и снаряды калибра 122 мм (для гаубиц Д-30 и самоходных артиллерийских установок 2С1).

"В феврале 2024 года Агентство оборонных закупок проавансировало 49,5 млрд грн за поставку боеприпасов калибров 152 и 122 мм. Выстрел 122 мм в количестве 250 тысяч штук до конца года, начиная с мая, должно было поставить одно оборонное предприятие, 50 тысяч — другое. Из всей партии только второе предприятие смогло поставить 20 тысяч штук", — рассказал нардеп. То есть из 300 тысяч снарядов поставлено лишь 20 тысяч (менее 7%). Гончаренко подчеркнул, что "за этот беспорядок в Минобороны мы платим жизнями военных и нашими территориями".

Кризисный менеджмент власти

Власть пытается погасить скандал. Первая попытка, с версией о том, что во всем виновата погода, народ не убедила. А военных она разозлила, поскольку получалось, что они сами виноваты — использовали мины в плохую погоду.

Теперь у власти другая версия: во всем виноват порох. Об этом рассказала Юлия Кириенко-Меринова после встречи офрекордз, которую провели с журналистами 27 ноября представители Минобороны, Минстратегпрома и Офиса президента. "Некачественный порох из-за границы — основная причина бракованных боеприпасов", — озвучила журналистка главный месседж от власти.

Никаких ответов на вопросы об ответственности руководства Минобороны, Минстратегпрома и "Укроборонпрома" она не озвучила. Поэтому можно предположить, что никакой ответственности не будет: ни за закупку некачественного пороха, ни за поставку на фронт бракованных боеприпасов, ни за срыв выполнения контрактов, ни за заключение контрактов с предприятиями, не способными их выполнить качественно и в срок. И правда, зачем наказывать своих людей, если можно тихо собрать журналистов и рассказать им офрекордз, что во всем виноваты пакостные иностранцы, насильственно навязавшие "Укроборонпрому" плохой порох.

    Реклама на dsnews.ua