Как Украина вступает в НАТО без лишнего шума
Президент подписал Стратегический оборонный бюллетень (СОБ), и это событие прошло малозамеченным в украинских и мировых медиа — их внимание сосредоточилось в основном на нескольких броских деталях, которые можно вынести в заголовки. Между тем этот документ имеет действительно стратегическое и, хотелось бы надеяться, историческое значение. Сектор безопасности и обороны готовят к амбиционным реформам, каких еще не знала Украина. Но не менее важным является и то, что реализация СОБ — это фактически выполнение Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ, Member Action Plan) без официального объявления об этом.
Более того, СОБ даже более жестко, чем ПДЧ, ставит цели и определяет направления реформирования сектора безопасности и обороны с целью вступления в Альянс. Как правило, ПДЧ предлагает странам-кандидатам перечень мероприятий, из которых можно выбрать на свое усмотрение "самые ценные" с точки зрения подготовки к членству. СОБ же директивно "определяет пути достижения оборонной реформы, в частности, по увеличению возможностей сил обороны до уровня, который позволит обеспечить выполнение задач обороны государства и восстановления ее территориальной целостности, активное участие в реализации совместной политики ЕС в области безопасности и обороны и активное сотрудничество с НАТО для достижения критериев, необходимых для полноправного членства в Организации Североатлантического договора".
Сходство СОБ и ПДЧ также подчеркивает тот факт, что он подготовлен Комитетом реформ Министерства обороны и Вооруженных сил Украины при непосредственном участии представителей НАТО — как штаб-квартиры, так и отдельных стран-членов, — прежде всего США и Великобритании. Кроме того, свои рекомендации для включения в СОБ подготовила американская RAND Corporation. При этом документ одновременно дорабатывался и согласовывался в Минобороны, ГШ ВСУ, СНБО и штаб-квартире НАТО. И только после этого был передан на подпись президенту Украины.
Правда, иногда между украинскими и натовскими участниками процесса создания СОБ возникали трения и конфликты. "Старая гвардия" украинского военного истеблишмента категорически не желала подвергаться реформированию. В прессу иногда просачивались сообщения о саботаже и пробуксовывании процесса подготовки Бюллетеня, который должен был стать дорожной картой оборонных реформ в Украине. Например, много копий было сломано вокруг формирования идеологии создания Сил специальных операций. И хотя в конце концов прогрессивные идеи победили, сил и нервов на это ушло немало. В том числе и в странах Альянса.
Также в начале текущего года в экспертной среде распространялась информация, что НАТО недоволен темпом и глубиной реализации оборонных реформ в Украине, негативно оценивает работу над СОБ, разочарован руководством оборонного ведомства и может отказаться от поддержки Украины не только в сфере помощи ВСУ, но и на стратегическом уровне. В апреле народный депутат Дмитрий Тымчук опубликовал инсайдерскую информацию, что США дошли до грани недовольства украинским военным руководством и готовы прекратить помощь ВСУ, если ситуация не изменится в ближайшее время. Дедлайном, по его словам, был намечен канун Варшавского саммита НАТО, который состоится в начале июля этого года.
В деталях расписывать СОБ нет смысла, поскольку он находится в открытом доступе на сайте президента Украины и каждый может с ним ознакомиться, чтобы сделать свои выводы и оценки по каждой из предложенным реформ. Хотелось бы подчеркнуть другое. На протяжении последних 25 лет в Украине принимались десятки концептуальных документов стратегического уровня в области реформирования сектора обороны и безопасности. Все они были по-своему хороши и прогрессивны. Над ними работали сотни лучших украинских и зарубежных аналитиков. Однако ни один из этих документов так и не был реализован. Эффективность всей этой титанической работы равнялась нулю. Собственно, именно отсутствие практических результатов в реализации этих доктрин, концепций и программ привело к ситуации, когда украинская армия оказалась неготовой выполнить свою главную миссию — защитить территориальную целостность, суверенитет и независимость страны.
Поэтому украинскому обществу не стоит расслабляться и верить, что подписание прекрасного документа под названием Стратегический оборонный бюллетень — это гарантия того, что Украина к 2020 г. вступит в НАТО, имея в своем арсенале мощную современную армию. Ничуть. Самое интересное только начинается. После варшавской встречи необходимо оперативно разработать программы развития ВСУ, а также вооружений и военной техники, другие конкретные секторальные программы, которые должны запустить процесс реформ. И задача экспертного сообщества, общественности и, естественно, парламента — начать жесточайший прессинг СНБО и Минобороны для безотлагательных и практических реформаторских шагов. Времени на раскачку, саботирование, торможение и другие любимые фишки генералов и полковников Минобороны не осталось.
Во-первых, Россия наращивает наступательные группировки вокруг Украины на всех направлениях (в частности, на днях стало известно о строительстве новой базы в Клинцах Брянской области, всего в 50 км от нашей границы, остается угроза и со стороны Приднестровья). Украина не готова адекватно отреагировать на эти шаги. Особенно тревожно сейчас на Черном море. Россия в любой момент может организовать морскую блокаду Украины и тем самым нанести очередной мощный удар по украинской экономике. Между тем ВМС Украины в нынешнем состоянии неспособны предотвратить такой вариант развития событий. Украинским военным морякам срочно нужны современные системы вооружений — москитный флот, состоящий из недорогих быстроходных ракетных катеров и кораблей, оснащенных противокорабельными ракетами. Такой флот быстро отобьет желание Москвы устанавливать свои порядки в украинских водах. Однако сейчас, к сожалению, об этом даже не идет речь. Программы развития ВМСУ нет, среди приоритетов до сих пор числится постройка корвета проекта 58250, стоимость которого по нынешним ценам достигает 7,5—8 млрд грн. Это фантастическая сумма, которая, конечно, никогда не будет выделена в рамках бюджетного финансирования. А значит, идея постройки корвета заведомо нереальна. Если Украина действительно планирует оставаться морским государством, необходимо срочно наращивать потенциал ВМСУ, действуя "ассиметрично", — создавать дешевый и массовый москитный флот для операций на Черноморском театре, а не, копируя "великую Россию", строить "золотые" корветы и фрегаты для большой воды.
И второе — реализация Стратегического оборонного бюллетеня позволит подойти к 2020 г. в готовности к вступлению в НАТО. Именно членство в Альянсе даст Украине шанс изменить стратегический баланс в регионе, позволит выйти на совершенно другой уровень общения с Россией как по Донбассу, так и по Крыму. Другой вопрос — насколько будут готовы принять Украину в свои ряды члены НАТО. Германия и Франция вряд ли будут гореть желанием оказаться "на ковре" у Путина из-за "вмешательства в зону интересов России". Но это уже будут не наши проблемы. Хотя нам могут предложить промежуточные и переходные варианты наподобие "шведского сценария" и регионального оборонного союза вроде NORDEFCO (частью которого, собственно, и является Швеция), но для Украины подобные шаги со всей очевидностью являются лишь полумерами, хотя в перспективе и могут заметно повысить ее обороноспособность.
Если НАТО откажется продолжать интеграцию реформированной Украины в свои структуры и продолжит играться с "перспективами европейской интеграции" (как сейчас — с помощью голландских референдумов и мыльных опер вокруг безвизового режима), у украинцев не будет другого выхода — придется искать иные пути изменения стратегического баланса и добиваться восстановления территориальной целостности и суверенитета другими способами. Вопрос создания средств ядерного сдерживания может стать одним их таких способов. Думаю, никто не осудит за это Украину. Ведь мы сможем завернуть наши извинения за беспокойство в бумажку с надписью "Будапештский меморандум".