Украина Порошенко. Ядерные заряды для Путина и операция "преемник" для Запада

Казалось бы, чем может удивить Порошенко после пяти лет у власти? Тем не менее просчитается тот, кто назовет его второй президентский срок скучным
Фото: shutterstock.com

По случаю новогодних и рождественских праздников "ДС" вспоминает самые резонансные тексты прошлого года.

Чем ближе очередные президентские выборы, тем яростнее претенденты на высший пост в государстве соревнуются в красноречии, обещая потенциальным избирателям все блага земные и даже немножечко небесных. В своем новом цикле материалов "Куда они двинут Украину" в рамках проекта "Выборы-2019. Какой нам нужен президент" "ДС" пробует помочь избирателям немного лучше ориентироваться в потоке кандидатских обещаний, для чего мы попытались представить, какой будет Украина после победы каждого из кандидатов в президенты.

Конструируя образ Украины будущего, мы исходим из двух простых предположений. Первое, на президентских выборах победил некий конкретный кандидат, и второе - он реализует или хотя бы активно пытается осуществить все то, что обещал избирателям во время предвыборной кампании. При этом мы понимаем, что результат очень часто может оказаться абсурден, поскольку обещания и планы многих кандидатов явно противоречат друг другу. Но раз уже претенденты обещают строить страну абсурда, избиратель должен это знать. Для удобства мы пытались представить Украину будущего по пяти главным направлениям: внутренняя политика, внешняя политика, социальная и культурная сферы и экономические преобразования. Кроме того, отдельным направлением выступает вопрос отношений с Россией и политика в отношении оккупированных ею территорий Донбасса и Крыма.

Петр Порошенко отличается от всех остальных претендентов на президентскую булаву тем, что он уже ею обладает. Предположим, что он вновь победил на выборах и приступил к реализации или завершению всего того, что он наобещал или инициировал раньше.

Понятно, что второй срок президентства Порошенко - это период, когда он пытается успеть сделать или довести до ума все то, что не успел во время первого срока. Но не следует забывать, ради чего он это делает. У него есть две сверхзадачи: оптимистичная и реалистичная. Оптимистичная - получить место в истории как президент, который оторвал Украину от Московии и вернул в Европу и западный мир. Реалистичная - обезопасить от преследований себя и свой бизнес после завершения второго срока.

Внешняя политика. "Мы воссоединяемся со своей семьей"

Еще в мае 2014-го, перед первыми президентскими выборами, Порошенко рассказывал в публичных выступлениях, что у него есть мечта: когда завершится его второй президентский срок, стать депутатом Европарламента. Наверное, там он мог бы претендовать на какой-нибудь крупный пост, быть может, даже на самый высокий (президента Европарламента). Но для этого, разумеется, нужно, чтобы Украина сначала стала членом Евросоюза. А это вряд ли успеет случиться до весны 2024-го, когда Петру Алексеевичу придется уступить дом на Банковой новому хозяину.

Тем не менее этой цели - вступлению Украины в Евросоюз - посвящена вся деятельность Порошенко во время второго президентского срока. В двери ЕС он стучится с той же настойчивостью, с которой в 2014-2017 гг. добивался безвиза. И никакой новой риторики ему придумывать не нужно. Она уже была придумана во время эпопеи с безвизом: мы говорим "окончательное "Прощай!" Российской империи. И мы воссоединяемся с семьей, частью которой были столетиями".

Впрочем, это не означает, что Порошенко только тем и занят, что звонит европейским лидерам и спрашивает: "Ну когда уже вы нас примете в ЕС?". У него есть пошаговый план, многие пункты которого он раскрыл еще в сентябре 2017 г.

Например, одна из главных проблем, которыми он занят в 2019 г. после повторной победы на президентских выборах, - это новый контракт с Россией по газовому транзиту (нынешний действует до 31 декабря 2019 г.). "В связи с тем, что контракт заканчивается в 2019 г., наша задача - с помощью Евросоюза добиться революционного изменения в организации транзита. А именно - чтобы российский газ европейцы покупали не на западной, а на восточной границе Украины. А Украина качественные транзитные услуги предоставляла не России, а Евросоюзу", - пояснил свою задумку Порошенко.

Это означает, что контракт с Россией по транзиту российского газа через территорию Украины заключает уже не Украина, а ЕС как покупатель этого газа. Благодаря этому Порошенко получает возможность уже хоть на следующий день после начала действия нового контракта разрывать дипломатические (а с ними и все экономические) отношения с РФ. Правда, прежде чем делать это, нужно еще полностью перейти на закупки ядерного топлива для украинских АЭС у Westinghouse Electric.

Конечно, уговорить ЕС взять Украину под свой зонтик в транзитном вопросе - это тоже совсем непростая задача. Но решаемая, если сделать ЕС акционером украинской газотранспортной системы, что заодно должно стать гарантией от опустения украинской трубы из-за прокачки российского газа в ЕС через всякие "Северные потоки". Если учесть, что переговоры по всем этим вопросам совпадают во времени с парламентскими выборами и формированием новой правящей коалиции, то неудивительна эпическая война в украинском информпространстве по газовой теме.

Другие шаги в направлении евроинтеграции тоже даются совсем не так легко и просто, как хотелось бы: ассоциация с Шенгенской зоной, присоединение к Таможенному союзу ЕС и Энергетическому союзу ЕС, вступление в действие Общего авиационного пространства и Единого цифрового рынка. "Реализация этих инициатив фактически превратит восточные границы Украины в восточные границы Евросоюза еще до того, как мы де-юре присоединимся к ЕС. В результате такой стратегии мы максимально приблизимся к критериям членства в Евросоюзе. Украина будет секторально интегрирована с ЕС, почти как любая страна Евросоюза. И тогда вопрос о членстве станет лишь формальным вопросом времени", - обещал Порошенко. Но самому ему, конечно, мало "де-факто" и "почти", ему хочется "де-юре" и "совсем".

Для этого психологически очень важный шаг - вступление в НАТО. Все бывшие партнеры СССР по Варшавскому договору, как и страны Балтии, прежде чем их взяли в ЕС, стали членами НАТО. Только после этого западноевропейцы стали воспринимать их как "своих". "Путеводные звезды, которые светят нам в дороге, - это звезды флага Европейского Союза. А компас Украины - это тот, что нарисован на эмблеме НАТО", - полунамеком высказывал ту же мысль (путь в ЕС - через НАТО) Порошенко.

Он давно пообещал (и украинцам, и НАТО) перевести украинскую армию на стандарты НАТО к концу 2020 г. "Уверен, именно армия станет первой государственной институцией, которая будет отвечать критериям членства в Альянсе. Без формального одобрения Плана действий по членству мы, тем не менее, выполняем его в одностороннем порядке", - заверял Порошенко. И если в 2019-м главная тема - газовая, то в 2020-м - тема НАТО.

Весной 2020 г. в Киеве собирается Парламентская ассамблея НАТО (об этом стало известно еще в октябре 2017-го). В 1995-2002 гг. чести принять у себя ПА НАТО удостаивались Венгрия, Румыния, Литва и Болгария, и все они после этого были приняты в Альянс.

Получение официального приглашения в Альянс зависит прежде всего от позиции США. После заявления США о прекращении действия договора о ликвидации ракет средней и малой дальности из-за нарушения его Россией Вашингтон проявляет особый интерес к укреплению восточного фланга НАТО. У Порошенко появилась возможность предложить Дональду Трампу или новому хозяину Белого дома (дата очередных президентских выборов в США - 3 ноября 2020 г.) создать на восточной границе Украины американские военные базы, где могли бы разместиться и ракеты с ядерными боеголовками. Как говаривал сам Порошенко, "десяток Будапештских меморандумов стоит меньше, чем один ядерный заряд". Конечно же, это означает еще одну эпическую войну в украинском информпространстве.

А вот насчет мира на Донбассе Порошенко ничего не обещал - кроме того, что "с Москвой надо всегда быть готовыми к худшему" и что он лично будет стараться, чтобы усиливалось украинское и международное давление на Россию с целью вынудить ее уйти с Донбасса и из Крыма. Кстати, очередные президентские выборы в РФ должны состояться 17 марта 2024 г. - за две недели до президентских выборов в Украине.

Экономика. "Не надо выводить - вкладывайте в Украину"

Чтобы изменить что-то в экономической сфере, Порошенко после победы на президентских выборах вынужден дожидаться выборов нового парламента. И затем уже через него протягивать законы для реализации своих обещаний. Впрочем, Порошенко не сидит сложа руки, дожидаясь выборов новой Верховной Рады. Его экономические инициативы включаются в число главных лозунгов предвыборной кампании его партии "Солидарность".

Свои пожелания депутатам Порошенко высказывал неоднократно. Поэтому просто их перечислим.

Создание цивилизованного рынка земли. Для этого мало отменить мораторий на куплю-продажу земель сельхозназначения. Нужно принять еще ряд законов и подзаконных актов, чтобы этот рынок полноценно заработал. Добившись всего этого, Порошенко может надеяться получить место в истории еще и как реформатор экономики.

Принятие закона о Национальном бюро финансовых расследований. "Его в парламенте положили под сукно, потому что якобы он усиливает полномочия президента, - жаловался Порошенко в сентябре 2018-го. - Но закон о другом - о защитных барьерах для бизнеса от давления целого сонма различных правоохранительных органов. Мы должны это прекратить. Это честно по отношению к украинскому бизнесу". Заодно это помогает нивелировать тему о причастности Порошенко к коррупции.

Введение налога на выведенный капитал (вместо налога на прибыль, который сейчас, по словам Порошенко, "не закон, а настроение: аппетит инспектора определяет, что можно отнести на себестоимость, а что нет"). "Правильнее было бы его называть налогом на вывод капитала. Не надо выводить - вкладывайте в Украину, потому что он стимулирует вкладывать в производство", - пояснял Порошенко. А его представитель в парламенте Ирина Луценко назвала этот налог налогом на офшоризацию. Правильно, потому что введение этого налога помогает похоронить тему о пресловутых "офшорах Порошенко".

Плюс еще ряд законов: о концессиях, о процедуре банкротства, о бизнес-омбудсмене, об усилении ответственности работников контролирующих органов. Немаловажно также, что с 1 июля 2019 г. начинает действовать рынок электрической энергии (в соответствии с законом, принятым в апреле 2017-го) и окончательно уходит в прошлое злополучная формула "Роттердам+", на критике которой пиарилось множество конкурентов Порошенко.

Внутренняя политика. "Сегодняшних у власти заменят завтрашние"

Во внутренней политике Порошенко сразу же после победы на президентских выборах концентрируется на выполнении своих обещаний о борьбе с российской агентурой и с популизмом. "Мы видим, как пятая колонна поднимает голову, пытается собрать вместе различные свои шеренги, пользуясь преимуществами демократии, активизируется в информационном пространстве. Наша задача чрезвычайно сложна - дать им отпор, не нарушая норм европейской демократии", - предупредил он в сентябре 2018 г. Еще раньше, в феврале 2018-го, он анонсировал: "Я защищу страну от безответственных популистов, - даже несмотря на то, что они заключили тайный союз с контрреформаторами и реваншистами". После президентских выборов у Порошенко, получившего мандат народного доверия, развязаны руки. Как следствие, пятая колонна Кремля и популистские партии на парламентских выборах осенью 2019 г. и через год на местных выборах получают низкие результаты.

В то же время появляется другая политическая альтернатива нынешней власти, что было анонсировано самим Порошенко еще в марте 2017 г. "Демократия работает тогда, когда сегодняшних у власти заменяют завтрашние, а не вчерашние или позавчерашние", - пояснял Петр Алексеевич свой план. Он пообещал, что будет только рад, если "в парламенте по отношению к нынешней власти сформируется современная альтернатива. Альтернатива более либеральная, более демократичная, более проевропейская, чем нынешняя коалиция. И главное - непопулистская, лишенная склонности к демагогии, и в арсенале которой нет простых, а потому нечестных решений". Именно этой альтернативе Порошенко хочет цивилизованно передать власть в 2024 г. Да, это хитрый вариант операции "преемник", но для западных партнеров это предпочтительнее, чем замена в 2024-м Порошенко на кого-то из представителей его партии.

Разумеется, Порошенко готовится и к худшему для него варианту, когда власть уйдет "не в те руки". Именно поэтому он все годы своего президентства очень внимательно относится к вопросам законности своих действий и тщательно старается избегать решений, за которые его можно было бы посадить. Ну и в судебной системе становится все больше судей, которые своей карьерой обязаны именно ему, а не, скажем, Портнову, Медведчуку или Кивалову.

В то же время Порошенко показал, что и в рамках закона он умеет наносить чувствительные удары. Его любимый метод - не подвергать репрессиям (ему не нужен имидж диктатора в глазах Запада), а лишать ресурсов. Кстати, Томос об автокефалии - это именно способ лишить ресурсов (в т. ч. агитационных и организационных) кремлевскую пятую колонну. Насколько Порошенко может быть решительным - это может рассказать Игорь Коломойский, вспоминая потерю Приватбанка.

Так что от Порошенко все время можно ждать сюрпризов. И второй срок его президентства точно не назовешь скучным.