Украина и МВФ согласовали главную спорную статью закона об Антикоррупционном суде (ДОКУМЕНТ)
Как сообщили "ДС" источники в Администрации президента, по самому спорному вопросу закона о Высшем антикоррупционном суде (ВАС) принято компромиссное решение, что если Общественный совет международных экспертов применяет право вето по отношению к кандидату в судьи ВАС, эта кандидатура может быть вынесена на широкую коллегию, в которую будут входить члены Общественного совета международных экспертов и Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККСУ).
Чтобы быть допущенным к конкурсу, кандидат должен получить поддержку 12 из 22 членов широкой коллегии (шесть международных экспертов и 16 членов ВККСУ). При этом трое из 12-ти должны быть иностранными экспертами. Понятно, что задача преодолеть этот барьер более сложна, чем пройти через сам конкурс, который будет проводить ВККСУ уже без участия международных экспертов.
Напомним, ранее с критикой законопроекта о Высшем антикоррупционном суде выступили в МВФ. Так, в знаменитом письме главы миссии МВФ в Украине Рона ван Родена говорится, что закон должен быть принят с учетом всех пожеланий Венецианской комиссии, иначе следующего транша не будет.
Что же касается сути замечаний, то их достаточно много, однако можно выделить три основных блока наиболее принципиальных вопросов, вокруг которых и будет формироваться главная дискуссия.
Во-первых, это критерии, предъявляемые к кандидатам в судьи Антикоррупционного суда. Согласно законопроекту антикоррупционным судьей может стать гражданин Украины старше 35 лет, который "имеет значительный опыт осуществления в международных межправительственных организациях или международных судебных учреждениях за границей, профессиональной деятельности в сфере права по вопросам предотвращения и борьбы с коррупцией, обладает знаниями и практическими навыками использования современных международных антикоррупционных стандартов и лучших мировых практик в сфере предотвращения и борьбы с коррупцией, практики ЕСПЧ".
Помимо вышеуказанных требований, кандидат должен соответствовать одному из четырех дополнительных требований: пятилетний стаж работы судьей, ученую степень в сфере права вкупе с семью годами научного стажа, адвокатский опыт или общий семилетний стаж всего вышеперечисленного. При этом кандидат не должен работать в правоохранительных органах в течение последних 10 лет и обязан пройти проверку на полиграфе.
Второй блок вопросов связан с подсудностью дел, которые будет рассматривать Высший антикоррупционный суд. Западные партнеры уверены, что юрисдикция ВАС должна в точности отвечать юрисдикции НАБУ и САП, в то время как законопроект предполагает несколько иную подсудность. Чтобы попасть в ВАС, размер "предмета преступления" должен превышать в 500 раз размер прожиточного минимума (на сегодняшний день это почти 900 тыс. грн), кроме того, закон содержит перечень статей Уголовного кодекса, подпадающих под Антикоррупционный суд, где кроме непосредственно коррупционных дел есть и достаточно сомнительные, вроде торговли наркотиками или оружием, где подозреваются государственные чиновники.
Что же касается третьего блока, то тут все куда сложнее, принципиальнее и неоднозначнее. Речь идет о роли Общественного совета международных экспертов, который призван контролировать процесс назначения судей Антикоррупционного суда. Законопроект предполагает, что этот совет, состоящий из как минимум семи членов, которых будет назначать Высшая квалификационная комиссия судей из числа кандидатов, выдвинутых "исключительно международными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами Украины".
На этот Общественный совет возлагаются вспомогательные функции при отборе кандидатов в антикоррупционные судьи. Совет будет иметь право наложить вето на решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины об участии того или иного кандидата в конкурсе на занятие должности судьи ВАС, если посчитает того недостаточно честным, а его репутацию недостаточно безупречной, однако ВККСУ имеет право двумя третями голосов преодолеть это вето.
Последнее крайне не нравится ни Венецианской комиссии, ни МВФ, ни антикоррупционерам. Они в один голос утверждают, что Общественный совет международных экспертов должен играть решающую роль в отборе кандидатов в антикоррупционные судьи, то есть бесповоротно отсеивать по своему усмотрению всех, кого посчитают неподходящими.