Как Украина бьет по российскому флоту
Как сообщил вчера генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" Олег Шумаков, Россия составила иск к Украине за отказ поставлять уже оплаченные двигатели для сторожевых кораблей проекта 11356, однако пока не планирует его подавать. В связи с тем, что украинское предприятие "Зоря-Машпроект" не отправило в Россию очередную партию силовых установок, сооружение второй тройки кораблей проекта заморозится на неопределенный срок. "Из-за сложных отношений с Украиной, поставлявшей нам главную энергетическую установку, строительство отстанет в сроках. Очевидно, у "Зори-Машпроект" есть проблемы, связанные с импортными поставками", - говорит Шумаков.
По его словам, партия двигателей готова, но "Зоря" не может их передать России "в связи с форс-мажорными обстоятельствами", то есть, политическими санкциями. "Мы подготовили все документы для направления судебного иска, но украинская сторона уведомила нас, что пока не может поставить энергетические установки для четвертого и последующих фрегатов. То есть, контракт официально не расторгнут, но его пришлось заморозить", - говорит Шумаков. Поэтому Россия пока и не подавала против Украины иск.
Более реалистично ситуацию оценивает президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. "Зоря-Машпроект" серьезно нас тормознула по газотурбинным агрегатам. Уже понятно, что шансов получить двигатели в обозримом будущем практически нет", - констатирует он.
И Рахманов таки прав. Вчера премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Украина официально разрывает договор о военно-техническом сотрудничестве с Россией, подписанный в 1993 году. Так что решение не продавать России двигатели для фрегатов 11356 вполне логично. Сторожевые корабли проекта 11356 предназначены для боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, отражения атак средств воздушного нападения - как самостоятельно, так и в составе соединений. Они обладают универсальным ракетно-артиллерийским вооружением и современными радиотехническими средствами для противолодочной и противовоздушной обороны. Так что речь идет о серьезной военной технике.
Отсутствие двигателей ставит Россию в непростое положение. Ведь корабли 11356, которые строятся на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге и калининградском "Янтаре", идут в том числе на экспорт в Индию: с 2003 по 2013 год Россия поставила Индии шесть фрегатов проекта. Первые три корабля несут на борту российский комплекс крылатых ракет "Клаб-Н", а на вооружении второй тройки фрегатов стоят крылатые ракеты "БраМос" российско-индийского производства. Россия надеялась, что Индия продлит сотрудничество, тем более что индийское военное ведомство заявляло о намерении купить еще три или четыре корабля такого класса. Но теперь Индия хочет производить фрегаты 11356 на своей территории, хотя и при активном участии России. Предполагалось, что на кораблях, которые будут строиться в Индии, будет установлено более совершенное оружие.
И вот теперь, из-за отказа Украины поставлять двигатели, все далеко идущие планы могут сорваться. Раньше "Янтарь" получил от николаевской "Зори" энергетические установки только для первых трех кораблей серии 11356, после чего украинское правительство приняло решение заморозить военно-техническое сотрудничество с Москвой. Сама Россия выпускать двигатели не может: у нее нет для этого производственной базы. Предполагалось, что корабельные газотурбинные установки украинского производства Россия начнет заменять собственными аналогами с 2017 года: производственная база для этого создается в Рыбинске на мощностях НПО "Сатурн", но до ее запуска еще далеко.
Ситуация с украинскими двигателями очень напоминает историю с французскими "Мистралями", которые, как уже все понимают, не поступят в Россию никогда. Франция долго не объявляла о своем решении разорвать контракт, вела многочисленные переговоры (да и до сих пор их ведет), но это никак не меняет ситуацию. В итоге Париж с реверансами и расшаркиваниями заявил, что несмотря на гигантские убытки, по понятным причинам, не готов передать России корабли. Удержание французской стороной двух заказанных Россией фрегатов типа "Мистраль" в данный момент является одной из ключевых проблем во взаимоотношениях России и Франции. Первый вертолетоносец "Владивосток" должен был быть передан еще в ноябре 2014 года, однако этого не произошло. Срок сдачи второго, "Севастополя", наступает 1 ноября 2015 года. Кстати, вчера "Севастополь" вышел в море под французским флагом, чтобы выполнить недельную программу заводских ходовых испытаний.
А два месяца немецкая компания MTU отказалась поставлять по ранее заключенному контракту дизельные двигатели для российских корветов проекта 20385 "Гремящий" и "Проворный", строящихся в Санкт-Петербурге. По словам Алексея Рахманова, мало того, что немецкая сторона не отправила оборудование, так еще и не желает возвращать аванс. Общая сумма контракта составила 24 млн. евро.
Первый заместитель директора Института стран СНГ, генерал-майор ВМФ Владимир Романенко с грустью констатирует, что отказы со стороны иностранных партнеров продолжаются, и, очевидно, придется судиться как с немцами, как и с французами (а теперь, возможно, и с украинцами, - "ДС"). Он прогнозирует, что и впредь западные партнеры будут ставить Россию в сложное положение, нарушая условия договоров. Единственный выход в такой ситуации, по мнению Романенко, создавать условия для резкого набора мощностей отечественного кораблестроения. "В советские времена мы в этом вопросе проблем не испытывали. Нужно вернуться к забытому старому и наладить то, что у нас безотказно работало", - говорит он.
Идея переходить на собственное производство двигателей и внутреннее кораблестроение, безусловно, чудесная. Без сомнения, в России есть талантливые инженеры. Единственная проблема - отсутствие производственной базы, которая требует немалых инвестиций. Но вряд ли в ситуации политической, экономической и технологической блокады в обозримом будущем Россия их найдет.