Углупляя озабоченность. Зачем европейские бюрократы умножают Беларусь на ноль
Жонглируя, как нулями, "лидерами белорусской оппозиции", ЕС троллит Александра Лукашенко, одновременно создавая подушку безопасности для Кремля и подготавливая пространство для будущего компромисса
Как сообщило информационное агентство AFP, президент Франции Эммануэль Макрон предложил пригласить на саммит "Большой семерки" "белорусских оппозиционных политиков". Макрон, правда, уточнил, что понадобится, как минимум, согласие Великобритании, которая будет принимать саммит. Список тех, кого Макрон желал бы пригласить, пока не озвучен – хотя уже пора, саммит назначен на июнь. Неизвестно также, в каком статусе должны, по замыслу Макрона, прибыть на G7 белорусские гости.
Впрочем, всё предсказуемо и все ответы известны заранее. Никаких вариантов "белорусской оппозиции", помимо ее "лидера", Светланы Тихановской в информационном обороте сегодня нет. В последнее время Тихановскую стали называть даже "президентом Беларуси", в противовес "самопровозглашенному президенту" Лукашенко.
Несомненно, Лукашенко негодяй и преступник – хотя, приходится отметить, ни один диктатор не усидит 27 лет без поддержки молчаливого народного большинства, из которого можно набрать охрану и карателей. Но кто и когда назначил Тихановскую и Ко "лидерами" белорусских протестов? Откуда вообще возникла мысль, что они где-то там "лидируют" и кого-то "возглавляют"? Кто, в противовес "самопровозглашенному" Лукашенко избрал Тихановскую "президентом"?
Вопрос о страшных муках, переживаемых Тихановской всякий раз, когда ей задают вопрос "чей Крым?", оставим пока в стороне. В конце концов, президент Беларуси, избранный ее народом, вовсе не обязан любить Украину. Он может даже любить Путина и поддерживать его агрессивные планы – ну, вот, такой народ живет в Белоруссии и такого президента этот народ избрал, имеет полное право. Но, все-таки, где же этот народ? Нельзя ли его показать, хотя бы общим планом, уточнив, кто и когда двинул вперед Светлану Тихановскую в каком угодно качестве, хоть президента, хоть лидера?
Не возвращаясь к тому, о чем уже не раз писал, разбирая все по деталям, повторю лишь общие выводы:
Протесты "под руководством Тихановской", а в действительности — вообще без внятного руководства, просто потому что достало и так жить нельзя, шаг за шагом выродились сначала в карнавал, затем – в издевательскую пародию. По факту, наиболее пассионарную часть белорусского общества сознательно вывели на расправу и сожгли в безнадежных "мирных акциях", без ясной цели и плана, в ситуации, когда мирный протест вообще не мог ни на что повлиять. Единственным возможным вариантом действий, способным смести режим Лукашенко, было и остается вооруженное восстание, если бы на столь решительный шаг у белорусов хватило духу и ресурсов. Результат "мирных акций" оказался трагичным: бессмысленные жертвы, сотни убитых и пропавших без вести, тысячи посаженных и искалеченных, сотни тысяч пожизненно напуганных и сломленных. Весь протестный потенциал белорусов сознательно умножили на ноль – к полному удовлетворению как России, так, к слову, и Брюсселя — который напряженный, но прогнозируемый статус-кво устраивает куда больше непредсказуемости на восточном фасе ЕС, хватает и Украины. По сути, реальное гражданское сопротивление в Белоруссии полностью разгромлено, и в этом поколении уже едва ли восстановится.
Конечно, Лукашенко продолжает истерить и сейчас. Но, во-первых, он опасается не столько реальных протестов внутри страны, сколько переворота, инспирированного извне. Во-вторых, он больной психопат со справкой, полученной еще в СССР. То, что этот психопат был законно избран 27 лет назад большинством белорусского народа, вызывает, конечно, соблазн немного порассуждать о качествах среднего белорусского избирателя. Но при взгляде на недавний выбор 73% украинцев желание иронизировать пропадает начисто.
В дальнейшем на место Лукашенко, становящегося, по причине прогрессирующего психоза, уже совершенно внесистемным и потому неудобным как Москве, так и Европе, в подходящий момент проведут заранее заготовленную и специально поднатасканную оппозиционерку. Именно для этой цели российские спецслужбы, руками своих агентов влияния в ЕС, которые сегодня успешно манипулируют лидерами европейских стран, и растят Тихановскую. Лукашенко же тем временем дозревает до готовности, как банан в коробке. Все идет просто отлично: он уже начал брать заложников. Надо полагать, и до расстрелов недалеко.
Такая практика стала в Белоруссии уже повсеместной — вместе с открытыми пытками всех, кто заподозрен хотя бы в малейшей нелояльности к режиму, с бессудными убийствами и исчезновениями, с огромными тюремными сроками. Когда она приведет Минск к полной изоляции – а дело идет к этому, аварийная команда специалистов из Москвы тихо изымет Лукашенко из оборота. Может быть, даже отравив или придушив. Вот, к слову, даже интересно: а в Минске есть шпили, достойные внимания Боширова и Петрова?
После смерти диктатора все в Европе облегченно вздохнут, и на минский престол, под общие рукоплескания, возведут рукопожатую в ЕС и очень прогрессивную Тихановскую.
Несомненно, Тихановская имеет тесные контакты с Москвой, и те, кому положено об этом знать в ЕС, отлично это знают. Но это нисколько не смущает их — напротив, ЕС готов на паях присоединиться к российскому проекту реформирования Белоруссии.
Собственно говоря, спецслужбы РФ имели и задачу, и возможности "присматривать" за белорусскими протестами, раскачанными на волне глухого недовольства 80%-м результатом Лукашенко, ради изоляции излишне самостоятельного, не пожелавшего вернуться в лоно "Союзного государства" батьки путем его отрыва от реальности. Команда психологов и психиатров, работающая с Лукашенко из Москвы, просчитала его реакции очень точно — хотя, и грешно, конечно, так издеваться над больным человеком.
В основе же смычки между Москвой, с одной стороны, и Брюсселем, Парижем и Берлином – с другой, лежит очевидное обстоятельство: западным политикам всегда легче договориться с предсказуемыми диктаторами, опираясь на общие коммерческие интересы, чем с народом, с которым их не связывает вообще ничего.
Таким образом, вывоз "белорусских оппозиционеров" на саммит G7 – не столько экспромт Макрона, которому приходится имитировать бурную деятельность и накануне выборов, и чтобы в ЕС занять место Меркель, оттеснив по ходу серенькую фон дер Ляйен, сколько также часть плана по подготовке новой генерации компромиссной белоруской власти, контролируемой Москвой по согласованию с ЕС. Вполне вероятно, что помимо "президента" Тихановской на G7 всплывут и "премьер", "председатель парламента", "глава МИД" и кто-нибудь еще. Не исключено даже явление публике нового главы КГБ РБ – во всяком случае, если это случится, никто не будет сильно удивлен.
Но не стоит в ответ обвинять европейцев в запредельном цинизме. Они всего лишь исходят из реальной ситуации. А ситуация такова, что западные республики бывшего СССР — те, которые становятся предметом этого компромисса — все еще не состоялись как полноценные, отдельные от России государства. Значительная часть их граждан испытывает ностальгию по утраченному "соцлагерю", а инертное большинство легко подхватывает эти настроения. Белорусская независимость не состоялась уже совершенно точно, и в составе "Союзного государства" Белоруссия во всех отношениях будет удобнее для ЕС, чем под властью психопата Лукашенко. В том, что Тихановская, став полноразмерным президентом, свой первый визит нанесет в Москву, и принесет в жертву "Совместному государству" остатки самостоятельности, сомневаться трудно – но ЕС это вполне устроит.
Ровно из тех же соображений ЕС — западноевропейское его ядро — вполне устроит и "какое-нибудь" завершение "украинского кризиса", и компромиссная, но остающаяся на московской орбите, Молдова+ПМР.
Подведем итоги – они, впрочем, тоже давно известны. Инициатива Макрона лишь подтверждает общее направление действий ведущих государств ЕС, понятное уже давно: бизнес-компромисс с российской бюрократией. Направленный, среди прочего, на разложение демократических институтов на постсоветском пространстве и замену их откровенными симулякрами, по большей часть под присмотром кураторов из Москвы. По сути, это очередной полюбовный раздел мира, подобный тому, на который Запад пошел сначала с Гитлером, а затем и со Сталиным, с самыми трагическими последствиями для народов, населявших территории, уступленные двум диктаторам.
Впрочем, формально и внешне для широких масс все будет выглядеть почти что благопристойно. Конечно, нельзя пускать процесс на самотек, и публику, для большей надежности следует информационно окучивать и углуплять постоянно. Явление "белорусской оппозиции" на G7 – часть этого процесса. С другой стороны, те, кто уже проглотил полуграмотную экологиню Грету Тунберг и погромщиков-"правозащитников" из BLM, проглотят, не поморщившись, и генерацию "новых лидеров".
Остается еще одна деталь: сможет ли российская сторона вписаться в этот тандем? Ответ тоже известен: однозначно, да. Сейчас в России как раз и идет расчет на "первых-вторых", на прозападников и патриотов.
Конечно, дело это не обходится без скандалов, ибо в штатные прозападники хотят все, а штатные патриоты организуются по остаточному принципу. Но те, кому удалось прорваться в первый список – вполне успешны в прозападных ролях, как, к примеру, бывший мэр Хабаровска Александр Соколов.
Впрочем, таких примеров на России тысячи, да и в остальном пост-СССР не меньше. Постсоветская и европейская бюрократия отлично ладят, и общими усилиями стригут лохов-постсовков. Конфликты же между Москвой и Брюсселем – не более, чем споры и недоразумения, которые легко будут улажены в общем семейном кругу.