Удастся ли сломить парламент

Без налаживания нормальной коммуникации между Кабмином и Администрацией Президента — с одной стороны и нардепами — с другой недовольство в Верховной Раде будет продолжать расти
Фото Сергея Владыкина

На первый взгляд, украинский парламент нового созыва работает как часы. Нынешняя Вер­ховная Рада смогла избежать многомесячных коалициады, спикериады, премьериады и других традиционных политических шоу под куполом, при этом официально создано конституционное большинство, способное, по сути, свернуть законодательные горы на пути так необходимых стране системных реформ. Однако дьявол, как известно, скрывается в деталях, отдельные эпизоды которых стали проявляться уже при формировании нового Кабмина, распределении парламентских комитетов и их руководства, а также в особенности во время голосования на прошлой неделе за правительственную программу, дающую премьеру Арсению Яценюку и его Кабинету годовой иммунитет от отправки в отставку. Ну а впереди еще одно испытание для эффективности действующей парламентско-правительственной коалиции - утверждение государственного бюджета на очень проблемный 2015 г., что, если верить лидеру пропремьерской фракции "Народный фронт" Александру Турчинову, может произойти уже на этой неделе на внеочередном заседании ВР.

Депутатов парламентского большинства особенно насторожила не только размытость стратегии страны, которую им презентовал премьер. Хотя глава фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко успел в свойственном ему ироничном стиле сравнить на своей странице в Facebook программу действий Кабмина с "чем-то средним между студенческой халтурой и журналом "Мурзилка", сострив, что "единственное, за что можно голосовать, - это рисунки". Впро­чем, после включения в правительственную программу текста Коалиционного соглашения и очередной успешной попытки Яце­нюка шантажировать своей добровольной отставкой за документ проголосовали не только Луценко, но и еще 268 нардепов. Осадок, конечно, остался, но полностью перекинуть всю ответственность за работу Кабмина на парламентскую коалицию премьеру явно не удалось.

А вот эффективно нивелировать депутатское раздражение, вызванное в парламентском зале откровенной самоуверенностью Яценюка и демонстрацией своего превосходства, так быстро вряд ли удастся. Фразы типа "Вы еще не устали, товарищи" либо "Те­перь пришло время нажимать кнопки за эти реформы", намекая на недалекость и кнопкодавскую сущность депутатского корпуса, запомнятся надолго. К тому же снимать подобные психологические барьеры придется многочасовыми сеансами премьерских каяний и исповедей, однако все дело в том, что у Арсения Петро­вича пока не то что нет такого желания, его нормальная коммуникация с парламентариями отсутствует в принципе.

И это отнюдь не персональная проблема отдельно взятого Яце­нюка, подобной практикой страдают многие, в том числе Петр Порошенко даже со своей фракцией БПП. Для Президента уже стало некой традицией организовывать встречи со своим парламентским отрядом не где-то на нейтральной территории, а непосредственно в здании АП. При­чем на Банковой совершенно не учитывается тот негатив для атмосферы в команде, который на ровном месте создается такой символикой и ритуалами. Вот и выходит, что единая де-юре фракция БПП уже де-факто начала свой распад на отдельные группки по интересам, и первую скрипку в этом процессе пока играют люди Игоря Коло­мой­с­кого и профессиональные "противсіхи", которых в своих интересах курирует и наставляет знаменитый своей политической гуттаперчивостью Николай Томенко. Но не ровен час, атомизация крупнейшей фракции ВР может выйти из-под контроля и перейдет на другие парламентские отряды и так совершенно немонолитной правящей коалиции.

Эффективно нивелировать депутатское раздражение, вызванное в парламентском зале откровенной самоуверенностью Яценюка и демонстрацией своего превосходства, так быстро вряд ли удастся. Фразы типа "Вы еще не устали, товарищи" либо "Те­перь пришло время нажимать кнопки за эти реформы", намекая на недалекость и кнопкодавскую сущность депутатского корпуса, запомнятся надолго

Между прочим, дух "противсіхства" изначально активно витает в среде "Самопомочі", сколько бы глава ее фракции Олег Березюк не повторял как мантру, что его политсила будет до последнего держаться за коалицию, как бы их не провоцировали на демарш. Ведь постоянное самопродуцирование демаршей уже стало своеобразной визитной карточкой "Самопомочі", и, судя по всему, следующим таким примером станет отказ партии Андрея Садового от голосования за госбюджет. В подобном ключе и, конечно, со своей мотивацией, скорее всего, поступит еще одна фракция коалиции - Ради­каль­ная партия Олега Ляшко, для политических спектаклей которого уже не хватает места под куполом ВР, посему "радикалы" возобновляют свои турне городами Украины "под заказ". По­следнее их выступление особенно запомнило Запорожье, где Ляшко удалось успешно сымитировать отставку местного мэра-"тушки" Александра Сина, который на самом деле все равно остался в своем градоначальницком кресле.

В погоне за дешевой популярностью "радикалы" в ВР "подсобили" власти инициативой лишения руководящих должностей в парламентских комитетах нардепов, 16 января голосовавших за диктаторские законы. С одной стороны, справедливость восторжествовала и провинившиеся не смогли уйти хотя бы от такой ответственности, но с другой - пострадали исключительно депутатские группы "Воля народа" Игоря Еремеева и "Эконо­ми­чес­кое развитие" Виталия Хомутын­ника, которые ранее считались своеобразной подпоркой при голосованиях коалиции. Теперь же обиженные публичной поркой нардепы открыто сместились в лагерь прокремлевского "Оппо­зиционного блока". Таким образом, все предыдущие договоренности власти с коллегами Ере­меева и Хомутынника фактически признаны недействительными, так что придется с ними на­чинать дискуссию практически с чистого листа.

Безусловно, у нынешних Пре­зидента и Кабмина существует значительный ресурс для продавливания в парламенте чуть ли не любого решения, особенно если оно изначально не вызывает конфликта между Порошенко и Яценюком. Но фактор растущего с каждым пленарным заседанием недовольства в депутатской среде от этого никуда не улетучивается, а запас прочности, напротив, ежедневно скукоживается. Обновленная более чем наполовину ВР не терпит старых методов режима Яну­ковича по превращению депутатов в послушных и бессловесных кнопкодавов. С нардепами нужно учиться вести продуктивный диалог, а не всецело уповать на самовлюбленный монолог, иначе "обратная связь" все равно догонит, но может быть слишком поздно.