Убийца вертолетов. Что не так с модернизацией ракетно-пушечных комплексов "Тунгуска"
В этих условиях на первый план выходят не только действия небольших по численности разведывательно-диверсионных групп, но и массированное использование беспилотных летательных аппаратов различного предназначения. А соответственно и средства борьбы с ними.
А вот с этим в нашей армии большие проблемы. В поздней советской армии основой системы ПВО ближнего действия, которая должна была прикрывать армейские части как на марше, так и на позициях, были как ракетные системы (типа "Стрела-10"), так и зенитные и зенитно-пушечные комплексы. Чисто артиллерийские ЗСУ-23-4 "Шилка" к концу 1980-х снимались с вооружения и заменялись на более современные ракетно-пушечные 2С6 "Тунгуска", которая обладала возможностью сопровождать танки в составе их боевых порядков и имела границу зоны поражения в 4-8 км и малое работное время (8-10 сек.). В целом по советским стандартам она считалась единственным эффективным средством борьбы с боевыми вертолетами (правда, проверить это так и не удалось ни в одной из локальных войн).
После распада СССР Украине досталось около сотни таких установок, которые беспроблемно эксплуатировались только первое время, так как возможностей для ремонта у нашей страны не было. Ведь собственно серийное производство комплексов было налажено в Ульяновске, пушечного вооружения - в Туле, ракетного - в Кирове, прицельно-оптического оборудования - в Ленинграде. Даже основное шасси - и то производилось в Минске.
Довольно-таки быстро установки из ракетно-пушечных стали просто пушечными. РЛС сопровождения целей отказала первой, фактически для пуска ракет остался только оптический прицел с системой наведения, возможности которого были крайне ограниченными. А потом понемногу стал заканчиваться и срок хранения ракет 9М311.
На международных рынках вооружений система в отличии от более дешевого оружия советского производства была не востребована. Известны только два случая продажи "Тунгуски" - в 1992 г. в США через Великобританию и в июне 2019 г. - в Мьянму.
Хотя и "Тунгуски" и были отправлены на фронт летом 2014 г., однако с ограниченными возможностями они в лучшем случае использовались в качестве стационарных артиллерийских огневых точек. Полноценно бороться с беспилотниками их расчеты явно не могли.
Еще с 2015 г. неофициально стала появляться информация о том, что наши оружейники ищут возможности восстановления парка "Тунгусок". Причем вариантов было немного - либо полулегальная закупка комплектующих в России, либо полный переход на западные комплектующие.
По всей видимости, решили пойти по второму, более затратному варианту. Иначе сложно объяснить появление рекламного ролика в аккурат перед началом очередной оружейной выставки в Киеве "Зброя і безпека-2019" модернизированной "Тунгуски" от малоизвестной частной конторы ООО "Оборонні технології".
Как утверждают в компании, новая "Тунгуска" получила новое электронное оборудование на современной элементной базе. Кроме того, старые индикаторные системы заменены на современные дисплеи, установлена система спутниковой навигации и защищенный цифровой связи.
Однако основное - это установка мощного танкового двигателя В-84 (который установлен на основных боевых танках Т-72 и самоходной гаубице "Мста-С"), а вместо устаревшего генератора - надежный немецкий дизельный двигатель.
В ролике совершенно нет основного, для чего предназначен комплекс, - видео боевой работы. Ни стрельбы из пушек, ни пуска ракет. Правда, если проанализировать интервью директора фирмы Дмитрия Усенко от 2018 г., то можно сделать вывод, что в процессе модернизации была установлена оптико-электронная система обнаружения и автоматического сопровождения воздушных объектов с аппаратурой обработки видеоинформации, которая позволяет только автоматическое сопровождение цели радиолокатором сопровождения при стрельбе пушками. О применении ракетного вооружения комплекса было сказано вскользь, мол возможно только при высочайшей подготовке оператора (читай между строк - невозможно).
Тем не менее, по всей видимости, военных пока удовлетворяют даже такие существенно обрезанные возможности "Тунгуски", так как по открытым данным в июле текущего года в Болгарии были куплены 75 тыс. осколочно-фугасных и осколочно-трассирующих снарядов для комплекса. То есть, судя по всему, ресурс ствола еще не выбили окончательно. Что, впрочем, и неудивительно - судя по всему, на фронте за пять лет войны побывали не более 40 комплексов, причем об их победах над беспилотниками почти ничего неизвестно.
В целом же можно говорить о том, что вкладывание денег в модернизацию чисто пушечной модификации для ВСУ вряд ли стоит назвать разумным вложением денег. Не стоит овчинка выделки и в плане организации серийного производства ракет для них.
Все это имело бы смысл при далеком прицеле на экспорт и участии в модернизации парка "Тунгусок" за рубежом. Однако самое большое количество комплексов ныне находится на вооружении России и Индии, причем последняя получает от производителя не только новейшие ракеты, но и модернизированные комплексы. А говорить о том, что наши предприятия могут пустить на столь лакомый рынок в ближайшей перспективе, не приходится. Остается только Мьянма с ее 38 единицами и Марокко с 12-ю. Однако это явно не объемы, которые смогут обеспечить хоть какой-то приемлемый уровень доходности.