Тысяча смертей в день. Как антивакцинаторы нас убивают и кто за этим стоит
Первая методичка антивакцинаторов была издана 136 лет назад и боролась против вакцинации от оспы
Наконец появились достоверные данные по Украине, которые позволяют сравнить, что опаснее: вакцинация или отказ от вакцинации. Оказывается, сейчас у того, кто не вакцинировался, шансы попасть в больницу с ковидом уже в семь раз выше, чем у того, кто полностью вакцинировался (получил две дозы).
Такие данные обнародовала 26 октября рабочая группа представителей Национальной академии наук Украины, Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Винницкого национального технического университета и Национальной академии медицинских наук Украины. Динамику развития ситуации за последние две недели показывает вот этот график:
Внизу видим даты от 13 октября до 25 октября. Каждая такая дата означает последний день семидневного периода. То есть цифры, датированные 13 октября, означают данные за период с 7 по 13 октября. За эти семь дней на каждые 100 тысяч невакцинированных (красная линия) были госпитализированы с ковидом 100 человек. А на каждые 100 тысяч полностью вакцинированных (зеленая линия) — менее 20 человек. То есть отсутствие вакцинации повышало риск госпитализации с ковидом в пять раз.
Смотрим теперь на цифры, датированные 25 октября. Они означают данные за период с 19 по 25 октября. За эти семь дней на каждые 100 тысяч невакцинированных были госпитализированы с ковидом уже 140 человек. А на каждые 100 тысяч вакцинированных — по-прежнему менее 20 человек. То есть отсутствие вакцинации повышало риск госпитализации с ковидом уже в семь раз.
Можно ожидать, что дальше будет еще хуже. Потому что коронавирус все более распространяется и ежедневный риск заразиться растет у всех. Тот, кто вакцинировался, тем самым научил свой организм бороться с вирусом. А вот тот, кто по каким-то причинам не вакцинировался, подвергает себя все более высокому риску получить тяжелую форму ковида, попасть в больницу, испытать на себе все прелести нынешней ситуации в украинской медицине, потратить на лечение все семейные сбережения, после чего отправиться в мир иной, где всех этих кошмаров нет.
Между красной и зеленой линиями видим желтую. Это — данные по тем, кто получил одну дозу вакцины. Оказывается, даже одна доза радикально снижает риск попасть в больницу с ковидом. Две недели назад одна доза снижала риск госпитализации вдвое, а сейчас — уже втрое.
Почему так? Неужто вакцина за две недели стала эффективнее? Как видим, да. Наверное, к лету следующего года ученые накопят достаточно статистики, чтобы подробно объяснить нам, как это работает. И все, кто к тому времени выживет, с удовольствием об этом прочитают.
Первой методичке антивакцинаторов — 136 лет
Пока же мы можем заняться другим научным вопросом: как работает пропаганда антивакцинаторов. Ответ на него нашла Паула Ларссон из Центра истории науки, медицины и технологий Оксфордского университета. Ее работа — искать в архивах, откуда взялись разные идеи. И она еще год назад раскопала методичку антивакцинаторов, изданную в далеком 1885 г. во время эпидемии оспы в Монреале.
Оспа — это первая заразная болезнь, с которой было покончено благодаря глобальному вакцинированию. Всемирная организация здравоохранения объявила о победе над оспой в 1980 г. Ранее от нее ежегодно умирали миллионы людей. Тем не менее вакцинация против оспы вызывала ожесточенные споры, несмотря на свидетельства в пользу ее эффективности.
"Стой!! Жалкое зрелище! Люди загнаны, как тупые животные, на бойню!! Тирания докторов!!!!" — брошюра под таким заголовком, опубликованная ведущим противником вакцинации, доктором Александром М. Россом, получила широкое распространение во время эпидемии оспы в 1885 г. в Монреале.
Она служит наглядной иллюстрацией стратегий, используемых противниками вакцинации — как тогда, так и сейчас. Их аргументы за 136 лет мало изменились. Достаточно посмотреть на четыре пункта из методички Росса, чтобы увидеть в них главные тезисы нынешних антивакцинаторов.
"1. Вакцинация была измерена и признана неудовлетворительной.
2. Вакцинация ни в коем случае не предотвращает оспу.
3. Вакцинация действительно вызывает ужасные и часто смертельные заболевания. Многие дети погибают на месте, и тысячи теряют здоровье.
4. Вакцинация не снижает ни тяжесть оспы, ни смертность от нее. Доля вакцинированных людей, заболевших оспой, неуклонно увеличивалась по мере расширения вакцинации, а доля умерших среди заболевших остается неизменной. Во время последней эпидемии оспы в Лондоне 92% заболевших составляли лица, которые были вакцинированы или повторно вакцинированы".
Все это оказалось или ложью, или грубой манипуляцией. Человечество победило оспу благодаря тому, что не поверило антивакцинаторам типа Росса и вкололо себе 2,4 млрд доз вакцины от оспы.
Но каковы были мотивы Росса? Ведь он не мог не знать, что его агитация убивает людей. "Росс воспользовался возможностью, чтобы завоевать авторитет, известность и личную славу. Он изобразил себя героем своего собственного рассказа, "единственным врачом, кто осмелился усомниться в фетишизме вакцинации". Несмотря на это, было обнаружено, что он был вакцинирован во время эпидемии, и об этом с радостью сообщили главные газеты того времени", — пишет Паула Ларссон.
Кто стоит за пропагандой антивакцинаторов
Впрочем, вернемся в наше время. В мире и сейчас есть множество врачей-антивакцинаторов. Примером самоубийцы стал кенийский акушер и гинеколог Стивен Каранджа, который возглавлял одну из кенийских ассоциаций врачей и был убежденным противником любых вакцин. В 2014 г. его ассоциация выступила против правительственной кампании по вакцинации женщин против столбняка, утверждая, что на самом деле это была стерилизация. В 2019-м он возглавил оппозицию против вакцинации школьниц от рака шейки матки, заявив, что укол против вируса папилломы человека (ВПЧ) не нужен, потому что этот вирус поражает лишь тех, "чей образ жизни содержит безответственное сексуальное поведение".
В марте 2021 г. он заявил, что прививка от коронавируса "абсолютно не нужна". Он выступал за альтернативные методы лечения, в частности, паровые ингаляции и коктейль из лекарств, в том числе гидроксихлорохина и ивермектина. В апреле он был госпитализирован из-за осложнений, вызванных ковидом, и через неделю умер.
27 октября Украинский институт будущего презентовал исследование ""Мягкая" вакцинация: без революций і протестов". В нем называются, в частности, три главных причины популярности антивакцинаторского движения. Во-первых, это склонность многих людей верить конспирологическим теориям. (Росс, напомним, подавал себя как борца с "тиранией докторов".) Такие теории особенно популярны у людей с параноидальным мышлением, которые в любых фактах видят подтверждение своим опасениям. Во-вторых, это самолечение и нетрадиционная медицина. Во всем мире ученые подмечают корреляцию между уровнем самолечения (что означает недоверие к врачам) и антивакцинаторским движением. Чем выше уровень самолечения и нетрадиционной медицины в стране — тем ниже уровень доверия к вакцинации. В-третьих, это Русская православная церковь. "РПЦ не признавала коронавирус как болезнь. Хотя в начале пандемии в Киево-Печерской Лавре заболел митрополит Онуфрий, умерли два человека. Фактически Лавра стала источником распространения COVID-19", — констатируется в исследовании.
Нападение вместо обороны
Американский популярный журнал о мужском здоровье Men's Health в номере за октябрь 2021 г. поместил статью о научной дезинформации "Золотой век мусорной науки убивает нас". Написал ее канадский профессор Тимоти Колфилд из Университета Альберты. Поводом для статьи послужил недавний соцопрос Economist/YouGov. 20% опрошенных граждан США заявили, что, по их мнению, вакцины против Covid содержат микрочип. То есть каждый пятый американец придерживается конспирологической теории о том, что Билл Гейтс намерен таким образом отслеживать их деятельность. И только 46% американцев отвергли эту теорию как заведомо ложную. Остальные 34% сомневаются, да или нет.
Колфилд попытался разобраться, как это работает. С точки зрения журналистов, его выводы банальны: все дело, оказывается, в заголовках статей.
"Наша нынешняя информационная экосистема — это безумное пространство, которое на самом деле не требует внимательного изучения фактов, особенно если заголовок играет на наших эмоциях. Мы быстро реагируем на впечатления, которые создает контент. Мы знаем, например, что люди эволюционно предрасположены запоминать негативную и пугающую информацию и реагировать на нее. Эта предвзятость к негативности универсальна. Например, медиа-эксперименты показали, что негативные заголовки превосходят позитивные", — пишет профессор.
Из этого главный вывод: бороться с дезинформацией оборонительными методами типа опровержения лжи бесполезно. Распространение положительной правдивой информации о вакцинах тоже вряд ли способно переубедить тех, кто верит конспирологам, РПЦ и рецептам кенийского гинеколога.
Вместо обороны нужно нападение. Прежде всего, нужны отрицательные (но правдивые) заголовки о распространителях дезинформации. Собственно, Колфилд именно это и сделал, когда озаглавил свою статью "Золотой век мусорной науки убивает нас". Только он все же излишне обобщил. Конечно, антивакционная пропаганда убивает всех нас, но в первую очередь она убивает тех, кто, поверив ей, не вакцинировался.
К слову, в Украине заметный эффект дало заявление секретаря СНБО Алексея Данилова о том, что скоро будет тысяча смертей в день. Потому что эту звучную круглую цифру многие медиа вынесли в заголовки новостей.
Также нужна паранойя, раз на нее есть спрос. Правдивая конспирологическая паранойя. Заговор — так заговор. Трудно поверить, что врачи-антивакцинаторы не имеют корыстных мотивов. И это касается не только тех, кто предлагает разные нетрадиционные рецепты от ковида. Среди антивакцинаторов встречаются и профильные специалисты с учеными степенями. И о некоторых из них уже выяснено, что они участвуют в разработке каких-то новых вакцин от коронавируса или же лекарств от ковида, и они просто хотят оставить себе фронт работ. То есть им нужно, чтобы пандемия не окончилась к тому времени, когда их чудо-вакцины нового поколения и суперлекарства пройдут все тестирования и разрешительные процедуры. Каждый антивакцинатор должен знать, что кому-то выгодно, чтобы он оставался антивакцинатором.