Турчинов взялся за кошелек "семьи"
Документ, согласно которому будет происходить конфискация имущества высокопоставленных чиновников, уже вступил в действие. Указ президента Украины "О некоторых мерах по защите имущественных прав государства" предписывает Кабинету министров заблокировать доступ коррупционеров к управлению имуществом в Украине. Кроме того, дана команда активизировать поиск зарубежных активов высокопоставленных чиновников, находящихся сейчас в бегах. Перечень последних не приведен, но скорее всего речь идет о "команде профессионалов" Виктора Януковича - Викторе Пшонке, Виталие Захарченко, Сергее Арбузове, Александре Клименко. Конечно же, фокус наводится и на закрома "семьи".
В соответствии с документом, все найденное должно быть конфисковано и передано под управление правительства либо распродано. Появление документа связано с тем, что у Администрации президента есть информация, как за счет средств бывших чиновников сейчас финансируется деятельность террористов в Украине.
С юридической точки зрения указ является всего лишь декларацией, призывом к действию. В первую очередь по тому, что нюансы ареста и конфискации имущества должны быть прописаны в соответствующих законах, а не указах за подписью главы государства. По мнению Сергея Маковецкого, партнера юридической фирмы "Гвоздий и Оберкович", нормы указа не стыкуются не только с украинской правовой системой, но и международным правом. "Предложение прекратить право собственности гражданина на имущество лишь на основании подозрения взорвет всю правовую систему. Осуществление соответствующих процедур не судом, а органом с функциями некого чрезвычайного суда попросту антиконституционно" - считает юрист.
С юридической точки зрения указ предлагает не конфискацию, а в чистом виде экспроприацию. И в этой связи для чиновников нынешней власти открывается широкое поле для деятельности.
О том, как могут разворачиваться события, рассказывает Сергей Маковецкий: "Открывается уголовное производство (это по новому УПК не требует аргументации). Накладывается арест на имущество лица, которое не всегда даже подозреваемое. Затем это имущество сразу реализуется в интересах государства - ещё до передачи дела в суд и тем более до признания гражданина человека виновным. Предполагается, что государство вернёт стоимость реализованного имущества в случае оправдания человека судом либо неприменения к нему конфискации - ведь может не подтвердиться обвинение по изначально вменённым статьям, предусматривающим конфискацию в принципе. Но компенсация дело не скорое, поскольку дело в суде, как водится, может слушаться очень долго. К тому же реализовать конфискованное имущество могут по цене, далекой от рыночной".