Почем глас народа. Почему крымскотатарский телеканал бежит из Украины
По словам главного редактора новостей ATR Османа Пашаева, канал в ближайшее время может перебраться в Литву. "У нас с Литвой много исторических связей, от них всегда много поддержки. Например, весной исполнительный комитет Конгресса крымских татар проходил в здании Сейма Литвы. Позиция по Крыму у всех политических лидеров Литвы однозначна", - рассказал Пашаев.
Новость о переезде ATR в Литву наделала шуму, ее подхватили российские СМИ, снабдив, конечно, громким заголовком о том, что Украина не дает денег крымскотатарскому каналу и он вынужден выезжать в Литву. По разному ее восприняли в Украине.
Но проблема не в переезде канала - с начала военной агрессии России и экономического кризиса, из Украины выехало (временно или навсегда) достаточно компаний из разных сфер и ценных сотрудников, которые смогли себе это позволить. Пожалуй, самой массовой миграция была в IT-сфере, но прошла она практически незамеченной. С ATR так не получится. В головах многих украинцев этот канал в первую очередь ассоциируется не с ТВ-бизнесом как таковым, и не с инвестором канала Ленуром Ислямовым (который, напомним, больше месяца работал вице-премьером в правительстве коллаборациониста Аксенова), а с крымскотатарским народом. Почему? Дело в том, что это один из немногих качественных ресурсов, продолживших работу после оккупации. Но ставить знак равенства между ATR и крымскотатарским народом - это все равно, что идентифицировать какой-то отдельный украинский канал с украинцами. Наивно.
Тем не менее, учитывая отсутствие серьезных конкурентов, в Крыму ATR занимал востребованную нишу национального ТВ. В активный период оккупации полуострова российскими военными, ATR выступил с открытой проукраинской позицией. Впрочем, после фейкового "референдума" градус украинского патриотизма на ATR упал практически до нуля - канал проработал больше года в оккупированном Крыму, сглаживая, где это возможно, острые углы и темы. Справедливости ради стоит сказать, что иной возможности сохранить вещание на полуострове не было. Тем не менее, в 2015 году Роскомнадзор отказал в регистрации ATR, вещание было прекращено, а спустя полтора месяца канал перебрался в Киев.
Позже лидер Меджлиса Рефат Чубаров заявил, что поделится с ATR деньгами, которые были заложены в бюджет Украины на финансирование Меджлиса. Якобы, каналу ATR с этой суммы полагалось 40 миллионов.
Этих денег, по-видимому, канал так и не получил. И сейчас собирается в Литву. Безусловно, такой "релокейшн" скажется негативно в первую очередь на Украине и ее имидже, ведь другие страны, так же как и мы, будут рассматривать ATR не как бизнес-проект или проект Ислямова, а как "глас крымскотатарского народа". Понимают ли это на канале? Безусловно. Но, по словам, Османа Пашаева, собственных финансов у канала с трудом хватит до конца текущего года.
"Последний аргумент экономический - если Еврокомиссия будет выполнять рекомендацию о финансовой поддержке Европарламента (9 пункт резолюции Европарламента по Крыму 4. 02.2016), то нам физически выгодно размещать телеканал на территории ЕС с наименьшими расходами на его содержание", - сказал Пашаев.
Как видим, ключевое слово - выгодно. Именно от этого сейчас отталкивается, судя по всему, руководство канала. Можно, конечно, вспомнить об украинском патриотизме, который во время оккупации Крыма был ключевым в посылах канала, но, видимо времена для ATR изменились. Что ж, будем надеяться, что в Литве ATR будет "выгодней".