$4 млрд на кону. Признает ли Запад антикоррупционный суд Порошенко
На сайте Верховной Рады появились тексты двух законопроектов, внесенных президентом в качестве неотложных. Это проект №7440 "О Высшем антикоррупционном суде" и проект №7441, который предлагает изменения в законе "О судоустройстве и статусе судей", необходимые для имплементации закона "О высшем антикоррупционном суде".
Можно ожидать, что оба эти проекта будут приняты еще на текущей сессии парламента - во второй половине января нового года. Впрочем, даже если по каким-то причинам депутаты не успеют, этот вопрос будет ждать их в феврале. В любом случае все идет к тому, что Высший антикоррупционный суд (ВАС) в Украине появится, причем еще до президентских выборов.
Для Украины это будет иметь два важных следствия. Прежде всего, с принятием закона о ВАС устранится одно из главных препятствий на пути возобновления финансирования Украины со стороны МВФ и ЕС. Напомним, уже полгода мы не можем получить пятый транш кредита МВФ по программе EFF ("Механизм расширенного финансирования") в размере $1,9 млрд. Кроме того, мы потеряли 600 млн евро третьего транша макроэкономической помощи от ЕС. На 2018-2019 гг. ЕС пообещал нам новую программу помощи в размере 1,8 млрд евро - опять три транша по 600 млн евро. Таким образом, суммарно мы сможем получить как минимум почти $4 млрд (правда, принятие закона о ВАС - не единственное условие, которое необходимо выполнить).
В предвыборное время эти деньги будут критически важны для власти. И не только как гарантия сохранения макроэкономической стабильности, но и как подтверждение того, что Запад удовлетворен проведенными в Украине реформами и готов Украину поддерживать. Для победы на президентских выборах Петру Порошенко очень нужен этот аргумент.
Второе важное следствие - создание ВАС кардинально повлияет на правила игры в украинской политике. До сих пор конкурирующие команды старались обливать друг друга потоками всевозможных обвинений. И в числе самых эффективных, от которых труднее всего отмыться, всегда были обвинения в коррупции. Если ВАС окажется по-настоящему независимым органом, он сможет стать политическим арбитром, который даст ответ украинцам, какие обвинения правдивы, а какие - лживы или бездоказательны.
Это вносит дополнительный фактор непредсказуемости в будущие президентские и парламентские выборы. Становятся возможными самые разные сценарии. Например, допустим, что НАБУ раскопает факты злоупотреблений нынешней власти, проведет расследования - и затем ВАС начнет сажать в тюрьму людей из окружения президента. Несомненно, это катастрофически повлияет на позиции власти.
Но возможен и противоположный сценарий. Допустим, НАБУ объявило о сотнях уголовных производств против представителей нынешней власти, ВАС начинает рассматривать эти дела - и они один за другим разваливаются, более того, суд выясняет, что следствие велось с нарушением законодательства, и находит в действиях директора НАБУ злоупотребление служебным положением. Наверное, это тоже скажется на результатах выборов.
Поэтому ключевым становится вопрос о том, как будет создаваться ВАС. Стоит уточнить, что идея этого суда появилась не вдруг, она была изначально (по подсказке западных партнеров и международных кредиторов) заложена в судебную реформу, инициированную президентом и утвержденную парламентом в 2016 г.
Сейчас дела о коррупции в высшем эшелоне власти рассматривают в качестве суда первой инстанции столичные районные суды. О необходимости изменить эту систему прямо говорит закон "О судоустройстве и статусе судей", который был предложен президентом Верховной Раде 30 мая 2016 г., принят парламентом 2 июня и подписан президентом 13 июля того же года. Статья 31 этого закона утверждает, что в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды как суды первой инстанции по рассмотрению отдельных категорий дел. Согласно этой статье высшими специализированными судами являются: Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности; Высший антикоррупционный суд. Ни один из них до сих пор не создан, хотя с момента принятия закона прошло уже полтора года.
Это промедление вызвало неудовольствие кредиторов. Нелишне напомнить документ, под которым стоит подпись Петра Порошенко, - письмо директору-распорядителю МВФ Кристин Лагард от 2 марта 2017 г. В прилагаемом к письму Меморандуме об экономической и финансовой политике было обещано: "Для того чтобы обеспечить, что преследование коррупционных действий со стороны должностных лиц высокого уровня получало специализированное и приоритетное судебное разбирательство, мы положим начало деятельности антикоррупционного суда, образованного согласно принятому в июне 2016 г. Закону Украины "О судоустройстве и статусе судей" и деятельность которого будет соответствовать Европейской конвенции по правам человека и другим стандартам Совета Европы. Для этого мы подадим до середины апреля 2017 г. в Верховную Раду соответствующие проекты законодательных актов для их принятия до середины июня 2017 г. (новый структурный маяк)".
Далее в Меморандуме обещалось, что победители конкурса будут представлены Высшим советом правосудия президенту Украины для назначения на должности судей до середины января 2018 г. И что антикоррупционный суд начнет свою деятельность до конца марта 2018 г.
Кстати, из этих обещаний следует, что вся процедура создания ВАС (от принятия закона о ВАС до начала работы ВАС) может уложиться в восемь-девять месяцев. И если закон о ВАС будет принят в конце января 2018 г., то уже в октябре 2018 г. ВАС сможет приступить к первым уголовным делам.
Очевидно, западные партнеры вынудили Порошенко сдержать слово и внести законопроект о создании ВАС. Также можно не сомневаться, что он постарался оставить за собой возможность хотя бы косвенным путем влиять на итоги конкурса по отбору судей в ВАС. На президентский законопроект №7440 быстро отреагировали такие организации, как "Центр противодействия коррупции" и украинское представительство Transparency International, которые заявили, что этот проект противоречит рекомендациям Венецианской комиссии. Хотя президентская администрация в пояснительной записке к законопроекту утверждает, что она руководствовалась именно выводами Венецианской комиссии.
Можно долго разбираться, кто прав в этом споре, но на самом деле тут важно, какую позицию займут западные партнеры и международные кредиторы. Если им проект не понравится, то, скорее всего, он будет поправлен перед окончательным голосованием. Крайне маловероятно, чтобы президент решил протащить через парламент такой законопроект, который в конечном итоге был бы негативно оценен кредиторами - и за который они не дали бы никаких денег.
Но у организаций, политически близких к НАБУ, есть еще один резон критиковать президентский законопроект. До сих пор НАБУ объясняло низкую эффективность своей работы тем, что нет антикоррупционного суда. Когда появится ВАС, это объяснение отпадет и придется предъявлять реальные результаты работы. И если политические союзники НАБУ сейчас не трубят о своей победе над Порошенко, который выполнил их требование и внес-таки законопроект о ВАС, это может означать, что они заняты придумыванием новых оправданий вероятных провалов в работе НАБУ.