• USD 41.6
  • EUR 43.9
  • GBP 52.7
Спецпроекты

Дешевые кредиты и 7%-й рост ВВП. Какие обещания сможет или не сможет выполнить премьер Гончарук

Новый премьер-министр в своем первом же выступлении перед парламентом пообещал много всего хорошего и нужного украинской экономике. Мы попробовали разобраться, сумеет ли он исполнить свои обещания
Фото: EPA/UPG
Фото: EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Избранный главной Кабмина Алексей Гончарук, выступая перед депутатами, указал на основные проблемы Украины - коррупцию и бедность. И заявил: в новом правительстве воровать не будут. При этом новый премьер считает, что все беды Украины решаются экономическим ростом. Соответственно, приоритетной задачей для нового Кабмина он считает рост ВВП минимум на 5-7% в год. Ипотека в гривне под 12-13%, дешевые кредиты для бизнеса, новые рабочие места - это неполный перечень того, что пообещал премьер уже в течение ближайшего года.

Но не только. В перечне обещаний - подписание новой программы с МВФ и конец своеволия монополий. Чтобы получить возможность брать кредиты под не слишком высокие проценты, Гончарук намерен улучшить кредитный рейтинг страны, чему в первую очередь должно поспособствовать заключение новой программы сотрудничества с МВФ. "Через несколько недель в Киеве будет миссия МВФ, с которой мы будем вести переговоры по новой 3-4-летней программе сотрудничества", - сказал премьер с парламентской трибуны. (Напомним, что недавно в Нацбанке заявили, что Украине следует заключить новое долгосрочную программу сотрудничества с МВФ на общую сумму в $5-10 млрд.)

Также, по мнению Гончарука, уже в этом году у него может получиться снизить процентную ставку по кредитам. Это в свою очередь позволит простимулировать строительство и промышленность.

Следующим шагом премьера по улучшению экономики будет борьба с нездоровой конкуренцией. "Железную дорогу, облэнерго, облгазы и т. п. нельзя использовать для получения сверхприбылей за счет других. Это означает, что энергорынки и инфраструктура - это сферы, где приоритетно должна быть обеспечена конкуренция", - объяснил свое видение Гончарук. По его мнению, рыночные условия должны уменьшить коммунальные тарифы, благодаря чему люди будут платить меньше.

Еще одно обещание - быстрая смена законодательства. Гончарук рассчитывает, что новая Верховная Рада в ближайшие месяцы примет все предложенные премьером законы. "Я не вижу никаких оснований не принять в этом году все необходимые структурные законопроекты, а затем в следующем году работать над их имплементацией", - озвучил он свои планы. Это 37 законопроектов, названные им "первыми шагами Кабмина по наведению порядка в стране". "Там есть предложения по совершенствованию аренды государственного имущества, государственных закупок ...", - уточнил премьер. 

Последнее обещание - самое традиционное для Украины: уже в этом году Гончарук со своей командой планирует очистить от коррупции фискальную службу, навести порядок с налоговым администрированием. "Я рассчитываю, что к концу года мы забудем о контрабанде как о системном явлении", - надеется премьер.

Алгоритм таков: в ближайший месяц будет проведен анализ деятельности правительственных ведомств, по его результатам будет приниматься решение об освобождении неэффективных руководителей.

Реклама на dsnews.ua

Мы попросили экспертов "ДС" высказать свое мнение: получится ли у Алексея Гончарука выполнить все обещанное. Или через год мы услышим от него речь с объяснениями, почему не получилось...

Старший аналитик финансовой компании "Альпари" Вадим Иосуб:

- Алексей Гончарук начнет работу в кресле премьера в весьма комфортной ситуации. Сейчас нет привычных политических противоречий между Верховной Радой, Кабмином и Офисом президента, они придерживаются одних взглядов и действуют в одной упряжке.

Это существенно облегчит проведение реформ. Многие из них требуют только политической воли (а не значительных ресурсов), а она, похоже, имеется. Это касается и демонополизации экономики, и согласования новой программы реформ с МВФ.

Особняком стоит обещание значительно снизить проценты по кредитам и ипотеке. Это Сфера скорее НБУ, чем правительства. И нельзя снизить проценты просто так, волевым решением. Это возможно лишь вслед за заметным снижением инфляции. Будет существенное замедление инфляции - будет снижение ставок, нет - нет.

Финансовый аналитик Алексей Кущ:

- Не хотелось бы тут разгонять "зрадофильство", но я думаю, что у него ничего не получится. Потому что большинство из перечисленного на самом деле не относится к компетенции премьера. Премьер-министр, на мой взгляд, должен говорить о создании качественной среды для бизнеса, о создании нормальных условий для конкуренции и привлечении в страну инвестиций. Должен был говорить об экономической модели.

А, например, если мы берем кредиты и процентную ставку по кредитам, то это вообще не в компетенции правительства, это исключительные полномочия Национального банка. Он регулирует размер учетной ставки - базовый ориентир для цен на деньги. Если мы говорим, скажем, о дерегуляции, то это больше к парламенту. Постановлениями Кабмина ее тоже можно проводить, но "костяк" дерегуляции должен идти от парламента.

Ну а сотрудничество с МВФ - это вообще не цель, это инструмент, который может помочь достичь какой-то цели. А вот какой цели? Пока из озвученного более-менее реальной выглядит тема обещанного роста на 5-7%. Единственный минус - не было озвучено, какая экономическая модель будет реализована в ближайшие годы, не была озвучена дорожная карта, не были названы точки капитализации экономики.

Я думаю, такой набор обещаний был озвучен не случайно: по каждому из них потом можно найти объяснение, почему оно не выполнено. Например, срыв программы кредитования можно будет списать на НБУ, дерегуляцию - на законодательные препоны и т. д.

Директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский:

- Я сразу хочу сказать, что мне персона нового премьера очень нравится - это профессиональный человек, который хорошо знает свое дело. Хотя у него нет опыта управления какими-то госпредприятиями, у него есть потенциал для того, чтобы стать успешным премьером.

По поводу его обещаний - я считаю, что приоритеты расставлены правильно. Проблемы - это не только те регуляторные барьеры, которые сегодня есть, или нехватка инвестиционных ресурсов. Это то, что сегодняшние проценты по кредитам слишком велики и для предприятий, и для граждан.

Правильно поставлен вопрос и по поводу равных условий хозяйствования, по поводу монополий. Две главные проблемы - это олигархи и монополии. Причем монополии как частные (ДТЭК), так и государственные ("Нафтогаз", "Укрспирт"). Есть, конечно, и естественные монополии - такие как облгазы. Но тут уже встает вопрос тарифного регулирования и контроля за тем, чтобы они не злоупотребляли своим монопольным положением на рынке.

Вот только все это за полгода реализовать невозможно. Надо разобраться с очень разными вопросами из самых разных сфер деятельности. Например, борьба с контрабандой состоит из двух составляющих: действий правоохранительных органов и законодательных норм, условий недофинансирования фискальных органов и т.д.

Еще один важный момент - приватизация. Предыдущим Кабмином она тормозилась искусственно. Например, Одесский припортовый завод не был приватизирован, несмотря на интерес иностранных партнеров.

Директор Института свободной экономики Михаил Чернышев:

- На вопрос "что получится, а что нет" можно ответить по-разному. Все зависит от критерия получилось-неполучилось. С формальной точки зрения (с точки зрения правительства) все получится. С точки зрения улучшения качества жизни людей, изменений в положительную сторону ожидать не приходится.

По пунктам можно сказать следующее: улучшить имидж Украины - это вообще не цель. Невозможно объективно оценить, достигнута она или нет. Правительство всегда может найти какой-нибудь рейтинг, где Украина переместилась на пару пунктов вверх, а остальные рейтинги (показывающие отрицательную динамику) нетрудно замолчать или объявить неважными.

А главное, что это улучшение имиджа Украины даст живущим в ней людям? Особенно если окажется, что это будет достигнуто за счет роста налоговой базы, ужесточения государственного контроля за гражданами, повышением цены на газ и коммунальные услуги.

Что касается получения государством дешевых кредитов - скорее всего, получат. Всегда можно договориться о каком-либо незначительном снижении стоимости кредитов (если власть захочет показать народу выполнение этого пункта обещаний). Тем более что всегда можно скрыть, чем поступилась Украина в обмен на такое "снижение" стоимости кредитных средств.

Но опять же, получение этих кредитов никак не отразится на жизненном уровне населения. Это кредиты не для населения. Это кредиты для госаппарата - деньги, которые позволят им подольше продержаться у власти. Никогда еще кредиты МВФ не повышали жизненного уровня людей.

Что касается обещания снизить проценты по кредитам для населения (очевидно, за счет государственных денежных интервенций), то это свидетельство полного незнания экономических законов. Все, к чему приведут подобные действия, это к обогащению людей во власти и компаний у власти; к снижению уровня жизни всех остальных жителей Украины и к очередному экономическому кризису в обозримом будущем. Но не исключено, что власть знает про последствия подобных действий. Потому что первая категория последствий - обогащение власти - их очень даже устроит.

Что касается обещаний усилить борьбу с монополиями, то тут вообще непонятно, что предлагается. Но использование терминов "нездоровая конкуренция" и "сверхприбыль" очень пугает. Если они действительно будут бороться с этими мифическими явлениями, то монополизация экономики Украины только усилится.

Государство в принципе не в состоянии бороться с монополиями. По одной простой причине - единственным источником и причиной существования монополий является госрегулирование экономики. Я уже не говорю, что государство само является супермонополией. Поэтому борьба с монополиями должна заключаться не в создании новых нормативных актов, а в отмене существующих, в отмене государственного регулирования. И в первую очередь необходимо отменить антимонопольное законодательство и ликвидировать Антимонопольный Комитет Украины. Но государство на это никогда не пойдет. Поэтому все их заверения о беспощадной борьбе с монополиями - пустые слова.

Все, что мы можем получить в результате такой "борьбы" с монополиями, это переход монопольных предприятий из рук прежней власти в руки новой власти. И попутно (под видом борьбы с монополиями) будет уничтожаться и захватываться независимый крупный и средний бизнес.

Если говорить про обещание принять 37 законов, то тут все просто. Этому ничего не мешает. Можно принять даже 370 законов. Вопрос - зачем? Снова задам банально простой, но архиважный вопрос: "Что улучшится от этого в жизни людей?" Практика всех лет независимости Украины показывает, что каждый новый закон только усложняет жизнь людей. 

Что касается тотальных кадровых чисток, то тут все просто. Как же без кадровых чисток? Естественно, нужно везде посадить своих людей. В этом новая власть ничем не отличается от предыдущей и от любой другой власти. Как, собственно, она ничем не отличается от любой другой власти и во всех выше перечисленных обещаниях и намерениях.

Чтобы добавить немного оптимизма в нарисованную мной, по-видимому, несколько пессимистическую картину, скажу, что жизненный уровень людей, несмотря ни на что, будет продолжать повышаться. Как это происходило и все предыдущие годы. Но вот только происходить это будет не благодаря запланированным действиям правительства, а вопреки им. В том смысле, что без вмешательства правительства в жизнь людей благосостояние людей росло бы еще быстрее.

    Реклама на dsnews.ua