Труба и Кремль. Не поспешил ли директор ГБР записать Порошенко в политические трупы

За кулисами спектакля вокруг допросов Петра Порошенко в ГБР решается куда более серьезный вопрос — осмелится ли нынешняя власть посадить экс-президента
Фото: УНИАН

Директор Государственного бюро расследований Роман Труба исполнен решимости довести пятого президента Украины Петра Порошенко до суда и до тюрьмы — такое впечатление складывается после состоявшейся сегодня словесной дуэли между Трубой и Порошенко.

Оба участника дуэли явно играли на публику. Подчеркнем, на разную публику. Те, кто верит Порошенко, не верят Трубе, и наоборот. А поскольку у Трубы тут численный перевес, то Порошенко заведомо в проигрышном положении.

Напомним, еще 30 июля Труба заявил, что Порошенко якобы является фигурантом 11 уголовных производств. Адвокат экс-президента Игорь Головань на это ответил: "Наш клиент не имеет статуса подозреваемого ни в одном производстве, не то что в 11. Сегодня нам достоверно известно, что Петр Порошенко является свидетелем в двух производствах. Вряд ли кто может сказать, что уголовное производство возбуждается против свидетеля. Кроме директора ГБР, конечно".

Однако проблема Порошенко в том, что подавляющее большинство украинских телезрителей свято верят в то, что Труба говорит чистую правду. А о возражениях Голованя они вообще даже не слышали.

Экс-президент прибыл в ГБР на допрос, который, по словам Трубы, длился два часа. "Сегодня Петр Порошенко свидетельствовал в рамках уголовного производства насчет возможного уклонения от уплаты налогов во время покупки-продажи телеканала "Прямой". Не исключаем, что следующий допрос будет проведен с применением полиграфа", — проанонсировал директор ГБР.

Порошенко не мог оставить эти выпады без внимания. И провел пресс-конференцию, на которой подчеркнул, что не имеет никакого отношения к собственности или управлению телеканалом "Прямой". Также экс-президент заявил: "Я не доверяю ГБР, я не доверяю его руководству, я не верю в объективность и непредвзятость следствия. Однако я сообщил следствию, что готов пройти детектор лжи на канале "Прямой" в прямом эфире. Но большого энтузиазма у них по этому поводу не было".

Разумеется, все эти месседжи услышало и восприняло лишь меньшинство украинцев. А у подавляющего большинства сложилось впечатление, что ГБР имеет обоснованные подозрения к Порошенко по этому делу. И если Порошенко откажется проходить полиграф — значит, виновен.

Собственно, именно на создание такого впечатления и нацелена вся пиар-активность Трубы вокруг этого дела. Да и вообще вокруг всех дел, с которыми директор ГБР связывает экс-президента. Похоже, для Трубы сейчас главное, чтобы украинцы поверили, что следователи ГБР имеют против Порошенко компромата столько, что его хватит не на один тюремный срок.

Кстати, подобный черный пиар против одного из ключевых политических игроков, лидера одной из пяти парламентских партий дорогого стоит. И уж точно Труба продемонстрировал личное предвзятое отношение к Порошенко. Если без обиняков, то Труба говорит о Порошенко так, словно тот уже политический труп. Это вынуждает предположить, что судьба экс-президента уже предрешена: его собираются посадить во что бы то ни стало, независимо от того, имеются ли достаточные юридические основания.

Однако Порошенко провел пресс-конференцию не только ради того, чтобы его услышала какая-то часть украинцев. Некоторые его месседжи были рассчитаны в первую очередь на западных политиков. Он понимает, что Запад будет защищать его только в том случае, если нынешняя украинская власть начнет сближение с Россией. Поэтому экс-президент постарался предоставить доказательства того, что украинское ГБР сейчас работает в интересах Кремля.

На пресс-конференции Порошенко заявил, что незаконный доступ к материалам дел ГБР имеет бывший замглавы администрации Януковича Андрей Портнов. В качестве примера Порошенко привел не только то дело, по которому его допрашивали в ГБР 12 августа, но и другое дело, к которому особый интерес имеет Кремль.

"Я отмечу, что материалы дела о пересечении украинскими моряками Керченского пролива в ноябре 2018 года также были следователями или работниками ГБР переданы, несмотря на тайну следствия, господину Портнову. Затем они Российской Федерацией были использованы на заседании Совбеза ООН для атаки на позиции Украины. И только международная солидарность, которая была сформирована нашей командой, позволила разрушить позиции России", — подчеркнул Порошенко.

Собственно, это единственная линия защиты, которая осталась у экс-президента. Он не может дискредитировать Трубу в глазах подавляющего большинства украинцев, но может, по крайней мере, попытаться сделать это в глазах Запада. Тем более что Труба сам этому неслабо помогает, демонстрируя вопиющее пренебрежение к политическим приличиям.