• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Три сценария для Арсена Авакова

Активизация расследования НАБУ против нардепа Игоря Котвицкого и обвинения главы САП Назара Холодницкого в адрес Евгения Дейдея, также близкого к главе МВД, могут привести к крупной ссоре в коалиции
Фото: slovoidilo.ua
Фото: slovoidilo.ua
Реклама на dsnews.ua

На днях Соломенский районный суд столицы предоставил детективам Национального антикоррупционного бюро временный доступ к счетам и документам в рамках уголовного производства, начатого по факту вывода из Украины $40 млн депутатом Верховной Рады от "Народного фронта" Игорем Котвицким. НАБУ считает, что законность происхождения этих денег не подтверждена доказательствами. Как установили детективы, в декларации о доходах Котвицкого данные средства не были указаны. Как известно, этот депутат является соратником и бизнес-партнером (официально — в прошлом) министра внутренних дел Арсена Авакова.

Кроме Котвицкого от борцов с коррупцией досталось еще одному "фронтовику", Евгению Дейдею, также входящему в орбиту главы МВД. Руководитель Специальной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий обвинил Дейдея в попытке давления на следствие по делу против менеджеров Одесского припортового завода. По словам Холодницкого, депутат "вместе с другими лицами открыто, в присутствии представителей средств массовой информации, высказывал угрозы физической расправы и оскорблял достоинство процессуального руководителя в уголовном производстве — заместителя руководителя САП Владимира Кривенко". А в ходе рассмотрения судом ходатайства несколько раз выкрикивал оскорбительные высказывания в адрес стороны обвинения.

Антикоррупционный прокурор обратился в Генпрокуратуру, и там дали ход делу. Теперь Дейдею угрожает как минимум штраф в размере до ста необлагаемых минимумов, а как максимум —тюремный срок до трех лет. Впрочем, в столь жесткие меры против нардепа-комбата никто не верит. Однако сам факт работы следственных органов по "людям" Авакова может свидетельствовать, что против одного из столпов "Народного фронта" началась кампания. Пока скорее информационная.

У нее может быть несколько целей. Первая — окончательно испортить имидж главы МВД, чтобы в новом политическом сезоне добиться его отставки. Вторая — рассорить НФ и БПП, развалить коалицию и сделать досрочные выборы парламента неотвратимыми. Третья — "подвесить" министра, сделав "фронтовиков" полностью гуттаперчевыми. Отсюда и сценарии, развертывание которых мы сможем увидеть в ближайшее время.

Сценарий первый: Яценюк сдаст Авакова

По информации "ДС", в "Народном фронте" считают активизацию НАБУ и САП (речь идет не только о людях из группы Авакова) нехорошей тенденцией. У Яценюка полагают, что в ней есть политическая подоплека — расчет на раскол во фракции: многие депутаты понимают, что досрочные выборы ВР лишат их мандатов, потому будут против резких телодвижений. Проще говоря, не захотят жесткого конфликта из-за того же Котвицкого. Опросы показывают весьма невысокие шансы на прохождение в парламент партии Яценюка, и это серьезный сдерживающий фактор для НФ.

Но если давление следственных органов на Авакова и Ко усилится, перед Арсением Петровичем встанет архисложный вопрос — выходить из коалиции и с грузом скандалов вокруг его соратников идти на перевыборы или поменять Арсена Борисовича на кого-то другого. То же по квоте НФ. Это будет подано как очередная уступка для целостности властной команды, однако при таких раскладах "фронт" треснет по швам, Аваков может развернуть свой политпроект на базе "Азова", дистанцируются от Яценюка и другие группы влияния во фракции. Так что вряд ли экс-премьер пожертвует своим почти теской. И если даже это произойдет, то только в обмен на железобетонные гарантии закрытия уголовных дел против близких соратников Яценюка. А таких гарантий ему никто сегодня не даст.  

Реклама на dsnews.ua

Сценарий второй: НФ хлопнет дверью

По источникам "ДС", среди депутатов НФ бытует мнение, что атаки на них — политическая технология. За ней стоят как олигархи, не удовлетворенные нынешними раскладами во властных кабинетах, так и известные антикоррупционеры с депутатскими мандатами. А НАБУ и САП резонансными разоблачениями подносят им патроны. Проще говоря, цель подобных расследований — выбить НФ из коалиции и, таким образом, ускорить очередную перезагрузку власти. При этом приверженцы такой версии считают, что волна нападок прекратится после одного-двух громких провалов НАБУ в судах. Посему лучше демонстрировать монолитность команды и создавать иллюзию важности Яценюка (последний пример — недавний визит экс-премьера в Штаты).

Кроме того, в НФ полагают, что инициаторы кампании против их коллег плохо просчитали риски. Если тень ложится на кого-либо из членов правительства или близких к ним людей, это бумерангом бьет по всей власти и по всей коалиции, а не только по партии, по чьей квоте выдвинут тот или иной чиновник. Или от какой силы избран депутат. Логика в этом есть: дележ портфелей неинтересен среднестатистическому избирателю, ему важен результат.

Потому в НФ уверены: перевыборы невыгодны не только им, но и президентской команде (довыборы в семи мажоритарных округах эту уверенность только подтвердили). В случае усиления давления на своих,  "фронтовики" будут блефовать, пугая уходом из коалиции, но окончательно отпилить сук, на котором сидят, все же не осмелятся. Тут можно вспомнить, сколько раз Яценюк угрожал уйти с премьерской должности, а ушел лишь тогда, когда его политсила выторговала себе спикерскую должность, пост главы МВД и еще семь портфелей в Кабмине.  

Если же у Яценюка таки согласятся идти на досрочные выборы, то максимально оттянут свое решение. У НФ нет идеологии на выборы, да и защита соратников, оказавшихся под колпаком у НАБУ, рейтинговых очков  точно не прибавляет.

Сценарий третий: Аваков остается

Несмотря на шлейф скандалов, тянущихся за главой МВД, он имеет серьезный вес в отечественной политике. С его именем связана одна из успешных реформ — создание патрульной службы и продолжающаяся трансформация милиции в полицию. Кроме того, у Арсена Борисовича хорошие отношения со многими влиятельными людьми и во власти, и в бизнесе, что дает ему возможность достаточно долго держать оборону и без помощи фракции.

Обвинения в его адрес и в адрес его соратников, безусловно, бросают тень на министра. Так же как и нашумевшее в свое время дело о рюкзаках для МВД. Директор НАБУ Артем Сытник недавно рассказывал, что его ведомство и дальше расследует это дело. Но у нас так повелось, что вокруг любого антикоррупционного расследования слишком много пиара и политики. Порой складывается впечатление, что задача этих расследований — попугать или к чему-то принудить. И дело Котвицкого — попытка принуждения главы МВД к добровольной отставке.

Если эта версия верна, то далеко не факт, что Аваков согласится уйти. Во-первых, есть вариант тихо договориться, где-то в чем-то уступив. Во-вторых, всегда остается возможность обвинить других в политическом давлении. В-третьих, дела о коррупции у нас напоминают морские приливы и отливы. Вспомним историю нардепа Александра Онищенко. Обыски, содрогание информационного пространства громкими заявлениями, арест десятка людей и... пауза. Сейчас — новый прилив: разоблачения менеджеров ОПЗ и дело нардепа Котвицкого. Отсюда вывод: если не пороть горячку с отставкой, а переждать, то шансы, что в телевизоре расскажут о ком-то другом, значительно возрастают.

    Реклама на dsnews.ua