Третий блин комом. Кто будет отвечать за "четвертый Майдан"
Апокалиптические ожидания от Майдана-3, который закончился, так, по сути, и не начавшись, резко сменились тотальной эйфорией от провала страшного плана "Шатун", реальное существование которого до сих пор вызывает жаркие споры. Теперь одни политики подсчитывают принесенные последними событиями дивиденды, параллельно приклеивая к менее удачливым конкурентам всевозможные ярлыки. Другие калькулируют убытки, пытаясь поскорее выбраться из лужи прямиком к новым вершинам. А все вместе продолжают делать вид, будто ничего существенного не случилось, вообще не проводя глобальной корректировки целей и задач, методов и средств. А стоило бы для начала сделать правильные, фундаментальные выводы, а не гнаться за считанными процентами рейтинга, который в условиях существенного антирейтинга в принципе не играет никакой особой роли.
Тем более что два магистральных фактора — внешний и внутренний — никуда не улетучились. Как и прежде, путинская Россия не только существует под боком, но и продолжает свою военную агрессию в отношении Украины. А народное недовольство украинским политическим классом с каждым днем лишь усиливается вследствие масштабного социального расслоения, поголовного отсутствия понятных экономических перспектив и неудовлетворенного чувства элементарной справедливости. Более того, усталость от текущего процесса ощущается всеми его "бенефициарами" — как всей властью, так и всей оппозицией, как всеми украинцами, так и всеми нашими врагами.
Наблюдающий Кремль и его пятая колонна
Был или не был в реальности пресловутый план "Шатун" — не столь важно. Даже если желание в очередной раз расшатать изнутри Украину не расписывалось Владиславом Сурковым и его командой подробно на бумаге, оно очевидно существует в головах кремлевских выгодоприобретателей с Владимиром Путиным во главе. Розовую мечту Москвы раскрыла во всех красках российская пропаганда, которая еще за несколько дней до времени Ч усердствовала в своих прогнозах массовых киевских протестов с последующими кровавыми беспорядками и другими "хунтопроявлениями". Тот факт, что свезенная 15 ноября в Киев разношерстная массовка вдруг оказалась вроде как ничьей и быстро рассосалась в пространстве и времени, уперся в привычный железобетонный аргумент пропагандистов — "вы все врете".
Впрочем, такие грезы царят не только исключительно для профилактической "ватной" обработки "русских мирян". Даже прагматично мыслящие в Кремле аналитики до сих пор не могут вообще понять и тем более смириться с украинскими реалиями, в которых любое пророссийское ядро сморщено до рейтинга доверия в Украине Путину — к отметке около 10%. В таких же пределах насчитывается и стойкий электорат местной пятой колонны, как бы она не именовалась — "За жизнь" или целым "Оппозиционным блоком" . При этом пророссийская публика не особо активна в силу общественной маргинальности и престарелого возраста, поэтому использовать ее в протестах если и можно, то малоэффективно. А за деньги, которых, как известно со слов российского премьера Дмитрия Медведева, уже и нет, организовывается только такая себе карикатура на флешмоб, бессмысленный и беспощадный разве что для своих участников.
Собственно, такая бесперспективность открыто пророссийской деятельности в Украине видна всем, кроме ее вдохновителей и исполнителей. А посему подозрения о том, что и "оппоблоковцы", и политдуэт Евгения Мураева с Вадимом Рабиновичем отказались от лишних "шатаний" преимущественно под влиянием стимулирующих звонков с Банковой, больше похожи на правду, чем их самостоятельное понимание всей ущербности затеянного. Тем не менее пристальное наблюдение за ситуацией ими продолжается в надежде поучаствовать "не за просто так" в реализации путинских планов на украинской местности.
Разругавшаяся вдрызг украинская оппозиция
А вот кто сразу уловил "всепропальность" нынешней организации протестов, так это Олег Ляшко, который сам же спровоцировал эпические удары по лицу "рукой Москвы", материализовавшейся в данном случае в конечность Юрия Бойко. Таким образом он публично продемонстрировал, что является чуть ли не главным врагом Кремля и его пятой колонны, с которой ему однозначно не по пути. Хотя с главным "радикалом" вполне могли вестись профилактические разговоры и сотрудниками Администрации президента, благо поводов для этого предостаточно (начиная от уголовных дел на ближайших соратников Игоря Мосийчука и Андрея Лозового и заканчивая существующим компроматом разного калибра на самого Ляшко).
Ну а после успешно проведенного "спектакля" с Юрием Шухевичем и открытой атакой на Юлию Тимошенко с последующим требованием лишить ее украинского гражданства за "российский шпионаж" у разбитого корыта оказалась, естественно, набирающая было политический вес и активно стремящаяся на этой волне к парламентским перевыборам "Батьківщина". Почему Тимошенко сотоварищи не удалось вовремя спрыгнуть с темы — тот еще вопрос. Возможно, опять подвели либо отдельные советники, либо собственное политическое чутье Юлии Владимировны. Однако Ляшко рано радуется — главная битва на протестном электоральном поле его Радикальной партии с некогда родной "Батьківщиною" еще только предстоит. Насколько быстро отмоется Тимошенко от новых по форме, но старых по сути ярлыков, пока прогнозировать сложно, но решению этой проблемы будут посвящены практически все ее энергия и время. Следовательно, ни о подготовке к каким-либо грядущим акциям протеста, ни об организации желанных перевыборов пока не может быть и речи.
Протестной инициативой в "постшатунский" период уже не владеют и другие оппозиционеры. Команда Михеила Саакашвили, "Самопоміч", "свободовцы" и иже с ними хоть и сумели не замазаться в дурно пахнущий "третий Майдан", но пространство для дальнейшего маневра сейчас априори сужено красными флажками с надписью "агент Суркова". В идеале им бы всем сконцентрироваться хотя бы на координации своих нынешних усилий, но на практике, скорее всего, все приведет к желанию единолично "оседлать протест" с демонстративными выяснениями между собой отношений "кто кому Рабинович", причем не только в переносном, но и в прямом смысле.
Кормящая обещаниями украинская власть
Что самое опасное в сложившихся обстоятельствах для правящей коалиции, так это просто расслабиться и дальше почивать на лаврах. Впрочем, есть все основания полагать, что именно такое поведение и будет выбрано властью. Разве что под громкий аккомпанемент ситуативных политтехнологических дробей. В числителе которых — точечные пиар-пряники в виде, например, того же закона о вкладчиках банка "Михайловский" или уже объявленного министром образования Лилией Гриневич повышения зарплат учителям не на 30, а на все 50%. А в знаменателе — жилищные субсидии, хоть и незначительный, но все-таки рост ВВП и, конечно, двукратное увеличение минималки.
И если чисто экономическую безнадегу многих украинцев такая практика еще может хоть на какое-то время обуздать, то сугубо социально-политические причины недовольства она совершенно не гасит, а, наоборот, частенько усугубляет. Ведь все дело в повсеместной и весьма неадекватной реакции власти чуть ли не на все животрепещущие вопросы. Вместо громких судов за преступления во время Революции достоинства — затянувшиеся до неприличия знаковые расследования с отсутствием на скамье подсудимых всем известных фигурантов, многие из которых даже не бежали в Россию, а преспокойно себе здравствуют в Украине. Вместо справедливого наказания деятелей режима Януковича — весь этот "регламентный" цирк с нардепом-олигархом Вадимом Новинским. Вместо возмездия предателям и коллаборантам в нынешних условиях войны — никак не доведенное до логического конца даже дело отдельно взятого Александра Ефремова.
А тут еще перманентная "зрада" вокруг повсеместной коррупции на фоне роскошных е-деклараций и хроническое отсутствие хоть малюсенькой "перемоги" на донбасском фронте. Любая искра, будь то повышение окладов нардепам или успешная операция российских террористов на Донбассе даже по отбитию у нашей армии обычного сарая на окраине нестратегического села, способна действительно вызвать общенациональный пожар. Особенно когда в едином кумулятивном эффекте сольются несколько разных и, на первый взгляд, незначительных, слегка "шатающихся" моментов. Уж это-то прекрасно понимают в Москве с ее разветвленной местной агентурой. И просто по-конфуциански ждут на берегу, когда мимо поплывут трупы ненавистной "киевской хунты", сожравшей друг друга.
Украинский социум: между апатией и взрывом
"Украинцы — терпеливый народ" и "Украинцы всегда объединяются перед лицом внешнего врага". Эти две формулы настолько справедливы, насколько и не всегда срабатывающие, как, между прочим, показывает и давняя, и недавняя наша история. Поэтому тешить себя подобными иллюзиями и заниматься самообманом — себе же во вред. А реальность такова: запал от победы Майдана-2014 в обществе уже прошел, а все политики — и власть, и оппозиция — опять стали негативно одинаковыми. Наша война с Россией погрузила социум в состояние хронического психологического стресса. Обещанных уже постмайданной властью "покращень" никто не видит даже днем с огнем, а граммы на самом деле успешных реформ нивелируются тоннами компромата в политической войне всех против всех.
Охватившая народ апатия перемежается с народными угрозами социального взрыва даже по мало-мальскому поводу, звучащими повсеместно — и на кухне, и на работе, и в соцсетях, и на улице. По сути, украинцы сели на шпагат: как между апатией и бунтом, так и между инстинктом национального самосохранения и желанием перемен. Общественный отказ от текущего баланса под напором правильных действий политикума вполне может задвинуть саму постановку вопроса о "четвертом Майдане" в такой же утиль, как это уже случилось с "третьим блином комом".
Аналогично, неправильный политический напор, безусловно, грозит возникновением настоящей революционной ситуации с последующими масштабными слабо прогнозируемыми потрясениями. Внезапной ситуацией именно для тех, кто балует себя нахождением в "теплой ванне" с теплящейся романтической надеждой на то, что украинский социум кинется вдруг искать причины проблем в себе, а не в зажравшихся, на уже устоявшийся взгляд, политиках.