Крайний миллиард. Как Украина выиграла "в гляделки" у МВФ
Как бы ни хотелось нам представить сей факт как признание успешности украинских реформ - подобное умозаключение будет уж слишком неправдоподобным. По сути, Украина выиграла у МВФ в детскую игру - "гляделки", или кто моргнёт первым. Надо отдать должное игрокам со стороны Украины - первыми "моргнули" международные финансисты из Вашингтона.
На конец марта приходился четвёртый пересмотр программы сотрудничества Украина-МВФ в рамках программы расширенного финансирования на общую сумму порядка $17 млрд. Данная программа стартовала в 2015 г. и была рассчитана на четыре года.
С тех пор в рамках подписанного меморандума о сотрудничестве Украина брала на себя обязательства по выполнению целого ряда законодательных изменений и достижению системы "маяков" макроэкономических показателей. Таких как инфляция, уровень чистых внутренних активов, чистых валютных резервов, дефицита бюджета и так далее.
Часть требований Украина выполнила, часть - нет. Часть траншей получила, а часть - нет.
Назвать программу кредитования МВФ финансовой моделью реформ было бы слишком самонадеянно. Системные реформы так и не были прописаны в предыдущих программных требованиях (если не считать таковыми реформу услуг жилищно-коммунальных услуг и тарифов).
Цифры здесь говорят красноречивее слов: для структурных реформ выделение транша в 1 млрд, пусть и долларов, явно недостаточно. Сегодня речь идёт о поддержании на плаву платёжного баланса страны, который получил "пробоину" при столкновении с айсбергом, символизирующим проблемы действующей модели политики и экономики в виде спонтанной блокады ОРДЛО.
А ведь по утверждённому ранее графику Украина должна была получить первый транш 2017 г. в размере $1,9 млрд. США. По факту вышло почти в два раза меньше. Тем не менее Украина, как "премудрый пескарь", умудрялась уходить от назойливого МВФ с его наживкой в виде транша и крючком в виде системных требований. Богатая фантазия наших чиновников наполняла меморандум всяческим "спамом", как-то пункт о размещении классификации государственных предприятий на сайте Кабмина или положениями о борьбе с коррупцией. В пылу этой творческой работы мы не заметили, как начали рыть на граните....
МВФ постучался снизу: отныне только структурные реформы станут основанием для более существенного финансирования. В первую очередь это касается рынка земли сельскохозяйственного назначения (со снятием моратория на продажу) и пенсионной реформы (тут главное требование - сократить любыми методами дефицит Пенсионного фонда и размер государственных дотаций). Плюс к этому небольшому по размеру, но такому тяжёлому для нас по содержанию перечню - приватизация крупных государственных предприятий, включая ОПЗ и государственные банки, снятие государственных гарантий на полный возврат депозитов населения в государственных банках, а также мораторий на деятельность вновь созданного Экспортного кредитного агентства (ЭКА) - "детища" фракции Радикальной партии.
Очевидно, что в парламенте сейчас нет большинства для проведения структурных реформ. Одно только приостановление работы ЭКА вызовет такой словесный рейд "скотыняк" по тылам, что мало не покажется. Кроме того, откроем секрет Полишинеля: в стане реформаторов нет даже приблизительного понимания того, как эти реформы должны выглядеть. Нет ни внятной концепции, ни базовой модели. Достаточно сказать, что существует несколько вариантов пенсионной реформы, а также механизмов открытия рынка земли, но ни по одному из них нет "рабочих чертежей".
По мере продавливания данных реформ для получения очередного транша "сопротивление материала" будет только усиливаться. Как показывает отечественная теория политического "сопромата", надежды на то, что нам удастся нарастить игровое преимущество в очередном матче Украина-МВФ, маловероятны. А значит, пакетное финансирование украинского плана "Маршалла" со стороны международных финансовых организаций становится проблематичным (хотя и не безнадежным). Даже если его напишут литовцы...
Зато очередной миллиардный транш позволит не только увеличить валютные резервы НБУ на $1 млрд, но и разблокирует макрофинансовую помощь со стороны ЕС на сумму 600 млн евро, выдача которой привязана к факту продолжения сотрудничества Украины с Фондом. Как известно, ЕС в 2014 г. принял решение выделить нам почти 11 млрд евро, но реально предоставил только первый транш помощи на 600 млн евро вследствие отсутствия у нас "структурных" реформ, во всяком случае, как этот процесс понимают в Европе. Вторую часть помощи еврочиновники вообще пытались привязать к отмене моратория на экспорт леса-кругляка, видимо, решив действовать по принципу с "паршивой овцы хоть шерсти клок". Впрочем, это требование в силу общественного резонанса пока поставили на паузу. Значит, в кубышку НБУ упадёт не только транш МВФ в размере $1 млрд, но и 600 млн евро из Брюсселя. Для курса гривни это подспорье...
Наконец, Украина и МВФ пришли к некому пониманию статус-кво. Украина пообещала сделать лёгкие манипуляции с "чёрным цилиндром реформ", как-то принять хотя бы концепцию пенсионной и земельной реформ (для этого достаточно пара круглых столов, очередная рабочая группа и несколько законопроектов), а МВФ оценил весь этот праздник жизни в $1 млрд. Где-то к августу, если круглые столы будут уж очень яркими, может даст ещё $1 млрд. Значит, можно будет забыть о досрочных выборах.
Ведь и мы знаем, и МВФ знает, что отдавать ближайшие долги, в том числе перед самим Фондом, Украине в 2017 г. нечем: в ближайшие три месяца - это почти $900 млн долгов, и ещё до конца года - $1,97 млрд. Кроме того, мы знаем, что МВФ знает, что рассчитывать на прямые иностранные инвестиции Украине в ближайшее время не приходится. Пока капает по $50-60 млн в месяц (живыми деньгами). И объявлять дефолт Украине Фонд явно не будет. Слишком много времени и сил было на нас потрачено...
Поэтому МВФ продолжит политику выделения траншей по чайной ложке, по сути, рефинансируя свои же старые кредиты, которые Украина будет возвращать за счёт новых траншей. Это позволит разблокировать помощь ЕС, сохранить валютные резервы НБУ и пережить 2017 г. В таком же режиме и грядущий 2018-й. Момент истины настанет лишь в 2019-2020 гг., на которые приходятся существенные выплаты по реструктуризированным долгам "имени Яресько".
Но до этого еще дожить надо...